НБУ еще в прошлом году обязал банки следить за связями клиентов и разоблачать отношения с контрагентами из рф. С начала 2024 года соответствующие инструкции для банкиров претерпели изменений. Как их усовершенствовал Нацбанк и на что обращать внимание банкам и бизнесу при проверке контрагентов, Mind рассказала руководитель юридического департамента YouControl Надежда Чаленко. «Минфин» выбрал главное.
Как работает финмониторинг и как его усовершенствовал НБУ
Финмониторинг ужесточается, количество штрафов увеличивается
Постановления № 26 и № 65, выданные Национальным банком Украины в 2023 году, требуют от финансовых учреждений глубокого анализа и внедрения новых подходов.
Постановление НБУ № 26
Постановление НБУ № 65
Согласно этим документам, к нарушителям финмониторинга регулятор может применять штрафы, письменные предупреждения и другие виды мер воздействия.
Например, в августе 2023 года было принято решение об отзыве лицензии и ликвидации двух банков: Айбокс банка и Конкорд банка. Также в течение восьми месяцев 2023 года Нацбанк выписал 96 штрафов на 292 млн грн. Их получили банки и другие финучреждения за нарушение требований как финмониторинга, так и валютного законодательства. А вот за 12 месяцев 2023 года за нарушение финмона и валютных требований финучреждения получили 156 штрафов на 530 млн грн.
Читайте также: Финмонтренды в Украине: самые большие штрафы и самые распространенные нарушения финучреждений
Учитывая тенденцию применения наказаний регулятором за пренебрежение требованиями финансового мониторинга, банкам нужно особенно тщательно подходить к проверкам своих клиентов. Субъекты финансового мониторинга обязаны настроить внутренние системы мониторинга для проверки финансовых операций перед их осуществлением.
Учитывая численность санкционных списков и обязанность субъектов реализации санкции моментально реагировать на новые: настроить внутренние системы мониторинга, чтобы они работали эффективно и оперативно, — это значительный вызов для субъектов реализации санкций.
Выявить, изучить, отчитаться
Также в контексте вышеупомянутого постановления НБУ № 26, следует отметить, что с 1 января 2024 года вступили в силу соответствующие изменения в этот документ. Последние закреплены Постановлением НБУ № 118 от 26 декабря 2023 года, и ими предусмотрено, что под государством, ведущим вооруженную агрессию против Украины, следует считать именно российскую федерацию.
Установлена обязанность для банков ежеквартально, не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять НБУ информацию о наличии или отсутствии у них клиентов со связями с россией. В случае выявления таких клиентов, банки обязаны предоставить детализированную информацию об этих связях, учитывая требования указанного Постановления. Ранее такая обязанность банков заключалась только в фиксации и передаче такой информации НБУ по его запросу.
Читайте также: Финмониторинг стал жестче: за что банки на самом деле блокируют счета и что с этим делать
Риски для бизнеса
Сотрудничество с подсанкционными лицами несет значительные риски для любого бизнеса: прежде всего, это риск ограничения или полного запрета на осуществление банковских операций с такими субъектами. Кроме того, при определенных условиях сотрудничество с подсанкционными юр- и физлицами может привлечь внимание правоохранительных органов, что, в свою очередь, может стать причиной расследований, обысков и судебных процессов.
Такие события не только повлекут замедление работы компании, но и негативно повлияют на ее развитие и репутацию. В этой связи советуем постоянно проверять и мониторить потенциальных и текущих контрагентов на предмет санкций, что удобно делать с помощью функции мониторинга в автоматизированных системах по комплаенсу.
Персональные специальные экономические санкции наравне с секторальными санкциями и ограничениями до сих пор остаются ключевыми методами немилитарной борьбы со странами-агрессорами. Полномасштабное вторжение рф в Украину в 2022 году вызвало реакцию демократического мира и украинских органов власти, которая, кроме вооруженной борьбы, охватила комплекс действий экономического характера, направленных на финансовое истощение страны-террориста для ограничения роста военных возможностей.
Именно поэтому максимальное количество введенных санкций зафиксировано в 2022 году — 15 205. В то же время, если ориентироваться именно на санкции Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), пик приходится на 2023 год — 6 300 против почти 5 000 подсанкционных лиц в 2022-м.
Комментарии - 12
Бо зараз фінмон перетворився на інструмент відлову мамкіних бізнесменів, в той час як закон зветься «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення».
Те що криптоман вивів гроші від продажу кріпти через п2п переказ та ще не сплатив податки — це не злочин. Це можливе правопорушення яке крім жадібності самого криптомана продиктоваано абсурдними податками на операції з криптовалютою.
Коли в 2020 році приймали закон то були очікування що підняття планки фінмону покращить умови для звичайних операцій оскільки 150 000 це були не такі великі гроші. Але замість задекларованого підняття планки до 400 000 насправді фінмон став використовуватись навіть для операцій на 1000 гривень. Все це перенаватажує підрозділи фінмону банків дурною роботою по відлову мамкіних бізнесменів.
Але ще раз: закон не зветься «про запобігання дрібному тіньовому підприємництву». Замість створювати умови щоб мамкіни бізнесмени переходили в легальний бізнес і платили податки створюються умови до ще більшої тенізації крипторинку.
Ваши претензии по крипте следует направлять депутатам ВРУ,
ведь это в их компетенции вырабатывать законодательные нормы,
в том числе, по легализации работы с криптой так и по
налогообложению доходов, полученных от операций с криптой.
Саме так.
Але практика фінмониторингу зараз: це пошук тих хто займаючись навіть не дрібним бізнесом, а якимось сурогатом намагається заробити гроші способами які доступні в інших країнах, але все ще не доступні у нас — я про біржову торговлю, інвестування в акції компаній, фонди і так далі.
Ваши претензии по крипте следует направлять депутатам ВРУ,
Так я їх ім і направляю теж: закон про фінмон не виконує своїх прямих функцій та створює багато проблем тим кого зачипати не повинен. Саме депутати прийняли такий закон що розгляд справи може тривати місяцями, саме вони не надали клієнту банка жодного права на апеляцію чи участь у розгляді справи — в порівнянні з кримінальним чи адміністративним судочинством тут громодянин позбавлений абсолютно всіх прав, а банк навпаки може робити що хоче.
Скільки торговців зброєю зловили завдяки фінмониторингу? Гадаю що нуль.
укрбанка, а виноват почему-то НБУ.
Мог бы сначала согласовать с финмоном
своего банка формулировки в назначении
платежа и только потом уже заводить средства.
бо на додачу до кривого закону ще НБУ давить на банки міліонними штрафами змушуючи їх перевіряти кожну копійку
Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
В январе 2024 года общий объем депозитов населения в банковской системе сократился на 2,5% - на 27,4 миллиарда грн, после чего на счетах осталось 1,05 трлн (с 1,078 трлн на конец 2023 года).
Общее падение объема депозитов резидентов в банках составило 2,1%. Таким образом, общая сумма депозитов снизилась на 49,2 миллиарда грн, до 2,35 трлн грн. Статистика учитывает депозитные вклады как населения, так и бизнеса.
Предприниматели сняли за январь 22 миллиарда гривен.
Напомним:
В 2023 году платежеспособные украинские банки по предварительным данным получили 86,5 миллиарда гривен чистой прибыли.
Доля неработающих кредитов в банковском секторе за 2023 год сократилась на 0,8% и составила 37,4% на 1 января.
7 февраля Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект о мобилизации. В обновленном законопроекте о мобилизации предлагается ввести меры воздействия на уклонистов, в частности блокирование банковских счетов.