Около 7−10% экономически активного населения, а это более 2,5 млн граждан, являются вероятными «теневыми» предпринимателями или самозанятыми лицами. Какая налоговая реформа будет побуждать их к переходу в легальную плоскость и как государству получить до 10 млрд грн дополнительных налогов, рассказал Олесь Дмитренко, специалист по международным связям, коммуникациям и развитию. «Минфин» выбрал главное.
Как государству получить до 10 млрд грн дополнительных налогов от самозанятых лиц
Какие варианты налогообложения возможны для самозанятых лиц
Одна из интереснейших законодательных инициатив, которые мы увидели в IV квартале 2023 года (законопроект 10166), призвана создать условия — более легкие, более простые и реалистичные — для уплаты налога самозанятыми лицами, которые никогда его не платили, но работают и имеют доход в Украине.
Речь идет о водителях такси, курьерах, парикмахерах, мастерах и других самозанятых (всего предложено 20 видов такой деятельности). В современных условиях многие граждане (по данным ЭЭП — Экономической экспертной платформы — таких у нас более 1 миллиона) получают заказ (и доходы) именно через такие платформы.
Если они регистрируются ФОПами, то это может выглядеть так: обувщик работает весь день со станком, занимается закупкой кожи и материалов, получает и выдает заказ, и в то же время должен вести бухгалтерский учет. Водитель таксирует весь день, а вечером возвращается домой, чтобы заполнять финансовую отчетность. Парикмахерша, которая весь день простояла на ногах, возвращается домой и занимается подсчетами налогов, выяснением «изменений в действующее законодательство», анализом текстов «постановлений» Кабинета министров — не изменились ли случайные реквизиты или формы бланков в этом году, или не возникли новые правила и требования к финансовой отчетности, чтобы не «впаяли штраф»
Представили? Я — нет. Сложно поверить, что все эти люди нанимают себе персональных бухгалтеров, которые будут выполнять эту работу (конечно, не бесплатно). Также сложно представить, чтобы таксист и курьер в перерывах между заказами разворачивали газету Бухгалтер и с интересом анализировали требования к налоговой отчетности.
Другими словами, система ФОП, какой бы грандиозной ни была (считаю ее именно такой), для большинства людей, занимающихся именно такими видами деятельности, не работает!
Что вместо ФОПов
Какую же альтернативу в противовес ФОП может предложить государство для того, чтобы деятельность этих людей была, во-первых, законной, во-вторых, пополняла казну?
Ответ: единственная альтернатива, которая есть на сегодня, это «общая система налогообложения» физических лиц. Состоит она с налога на прибыль по ставке 18% и уплате военного сбора в размере 1,5% от полученного дохода. Всего в государственную казну должно поступать 19,5%.
Представляете ли вы, чтобы каждый маляр-штукатур заполнял годовую декларацию НДФЛ, указывал там весь доход, полученный за год, исчислял те 19,5% процентов, правильно (и вовремя) подал отчетность, еще и уплатил такой налог (по правильно указанным реквизитам)?
Картину, в которой миллион самозанятых граждан стоит в очереди в кассу, чтобы оплатить 19,5% в госказну, могу представить разве что в виде мультфильма.
Это влечет за собой ряд проблем для всех.
В первую очередь для самих работников — тех сантехников, электриков, перевозчиков мебели и других «работающих на себя» лиц:
- их деятельность могут считать незаконной (необходимость детенизации микроэкономики неоднократно отмечали специалисты, см. материалы ЭЭП 2022 г.);
- над тружениками постоянно висит дамоклов меч карательной системы за «уплату налога» или «уклонение» от него;
- юридическая беззащитность и другие последствия, включая морально-психологические.
Для государства недополучение доходов от уплаты налогов лицами, которые не спешат (часто даже не думают) их платить.
По данным Института экономики и прогнозирования НАН Украины, более четверти (26,5%) экономически активного населения (в возрасте от 15 до 70 лет) получают теневые доходы. Эта доля больше, вероятно, за счет получателей незадекларированных доходов от индивидуальной предпринимательской и трудовой деятельности.
Следовательно, около 7−10% от экономически активного населения являются вероятными «теневыми» предпринимателями или самозанятыми лицами, что приводит к недопоступлениям в Госбюджет от 10 до 20 млрд. гривен ежегодно.
Читайте также: Бизнес без регистрации ФОП: что на самом деле скрывается за этим предложением государства
Что может дать внедрение реформы
В исследовании КШЭ (Киевской школы экономики) «Анализ фискального эффекта от внедрения различных моделей налогообложения на рынке такси» отмечено, что в Украине около 300 тыс. водителей такси. 96% из них не платят налоги, фактически работая в тени.
Что означает внедрение реформы на примере этой категории (и количества) самозанятых? Во-первых, вывод их из «тени», во-вторых — гарантированное поступление их налогов в госбюджет. Рассмотрим это конкретно.
В случае создания благоприятных условий (невысокая налоговая ставка в размере 6%, отсутствие необходимости становиться на учет как ФОП и вести бухгалтерский учет или представлять отчетность, а также автоматизированное списание налога), фискальный эффект может составить около 2 млрд грн, как отмечено в Аналитической справке ЭПП.
По моим подсчетам, если каждый из 300 тыс. водителей (данные КШЭ) получает доход, скажем, 20 тыс. грн в месяц, то фискальный эффект составит 4,32 млрд грн доходов в год. Если 30 тыс., то 6,48 млрд грн в год.
И это только водители! (Курьеров отнесем сюда же, потому что большинство из них также водители мопедов или других транспортных средств).
Добавим сюда прогнозирование НАН Украины («7−10% от экономически активного населения» лиц, получающих теневые доходы, а это более 2,5 млн. граждан, если за основу берем около 37 миллионов человек по данным ООН на 2023 год, учитывая миграцию в результате российской агрессии (по сравнению с 42 миллионами в довоенный период) и 10−20 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет.
Конечно, всегда можно оставить все как есть. Не вводить никаких изменений. И получить ноль поступлений в бюджет. Взращивать «тень» на фоне громких заявлений о гармонизации законодательства с ЕС и разговоров о «прозрачности».
Проблемные вопросы и возможные решения
Наибольший скепсис по инициативе можем свести к двум вопросам:
- Действительно ли они будут платить налог (даже если создать идеальную, простую и автоматизированную систему)?
- На каком основании можем утверждать, что эти средства действительно поступят в бюджет, еще и в относительно сжатые сроки?
Вот здесь на передний план выходят «операторы цифровых платформ», как они определены в законопроекте 10166. Самые крупные из них — Uber, Bolt, Uklon, Glovo, хотя в Украине их немало.
Один только Kabanchik чего стоит. По данным из открытых источников, этот сайт ежемесячно посещает около 2 миллионов пользователей, размещающих около 70 тыс. заказов (соответственно, 840 тыс. в год) для получения более 1 тыс. видов услуг.
В контексте Украины это решит одну из самых больших проблем — уклонение от уплаты налога на наличные поступления. Ведь онлайн-платформа фиксирует все заказы, полученные водителем или курьером, независимо от формы расчета.
К тому же платформы помогут обеспечить поступление в бюджет достаточно быстро с момента имплементации инициативы.
Почему? Ибо операторы цифровых платформ уже инвестировали в разработку современных цифровых решений для 300 тыс. водителей и курьеров! Государству не придется тратить миллиарды гривен на создание подобных инструментов.
Принципиально важный вопрос — роль налогового агента. Ее будут выполнять банки. Именно они будут отвечать за своевременность и корректность перечисления налога в госбюджет, имея соответствующие технологические возможности.
Для таких высокотехнологичных банков, как Приватбанк, Монобанк и другие, разработка подобного решения не является проблемой. За последние годы прошло немало дискуссий об этом с ведущими участниками Украинской ассоциации банков — все только за.
Со стороны государства нужна разве что добрая воля, здравый смысл и желание развивать экономику с учетом требований времени. В частности, НБУ должен поддержать реформу созданием такого спецсчета, а Налоговая служба — проявить готовность к инновациям по обмену данными с банком с целью установления корректной суммы налога, языком налоговиков — выявление «налогового долга».
Дифференцированный подход
Если для 300 тыс. водителей и курьеров инструментом информирования о доходах будет служить платформа, то какой механизм будет работать для всех других — мастеров, парикмахеров, маникюрщиц, швей, каменщиков, психологов и других из перечня 20 видов деятельности (в процессе обсуждения законопроекта вполне возможно, что его придется изменить — расширить или наоборот, сократить)?
Для них будут применяться уже известные инструменты — РРО — регистратор расчетных операций («терминал») или ПРРО — программный регистратор расчетных операций («приложение», транзакции производятся через смартфон).
В отличие от роли платформ, где избежать уплаты налога будет практически невозможно, полностью гарантировать уплату налога всеми «другими» самозанятыми проблематично.
Главной преградой неуплаты этими гражданами налога была высокая его ставка (18% + 1,5%) и отсутствие реалистичной для них системы. В свою очередь, предложат автоматическое списание, низкую налоговую ставку в размере 6%, легализацию деятельности. Все это основано прогнозировать постепенный выход целого пласта общества из «тени» в течение 2−3 лет.
Читайте также: Новый налог для таксистов и нянь: чем он может быть интересен
Ошибочные выводы
Сейчас продолжается обсуждение. Оценка законопроекта 10166 со стороны общества, экономистов, банкиров, журналистов и представителей государственных органов в целом является положительной.
Первым препятствием на этом этапе является неготовность и нежелание к изменениям со стороны отдельных госслужащих или отдельных государственных структур.
Второй — непонимание сути инициативы. Судя по типовым вопросам, следует: отдельные служащие (законодательной и исполнительной ветвей власти) не читали ни сам законопроеет, ни даже объяснительную записку к нему.
Вопросы и комментарии типа «Почему бы им всем не стать ФОПами? Государству ничего не придется менять. Или пусть тогда платят 19,5%. Все-таки в законе уже предусмотрено!» — неоднократно звучат на разных встречах с госслужащими.
Очевидно, что авторы таких вопросов вряд ли занимались когда-нибудь бизнесом или его администрированием.
Разве не очевидно — если за 30 лет независимости и 20 лет существования системы ФОП такие самозанятые ее не применили (и ничего не уплатили в бюджет) до сих пор, то на каком основании ФОП должно сработать теперь, если оставлять все как есть?
Кроме того, служащие некоторых министерств почему-то решили, что речь идет о «разглашении банковской тайны» и «предоставлении доступа контролирующим органам к банковским счетам», о чем можем прочитать в некоторых экспертных выводах.
В противоположность таким ложным идеям, законопроект не предусматривает разглашение банковской тайны и не предоставляет доступ налоговой к банковским счетам налогоплательщика.
Речь идет о другом — гармонизации украинского законодательства с нормами ЕС, внедрении Директивы DAC7 об обмене данными, что обязывает онлайн-платформы информировать о доходах своих пользователей от конкретного вида деятельности.
Одно можем сказать точно. Если ничего не менять и «оставить все как есть», то таксист или парикмахер вряд ли будут платить налог в размере 19,5% от своих доходов, а целый сектор экономики и дальше будет оставаться в «тени».
Комментарии - 45
А офіційно непрацюючі сплачують лише ПДВ в супермаркетах.
Саме цю несправедливість і пропонують виправити.
Я офіційно працюючий без «конверту» вже близько 20 років.
У моєму випадку сплачується ЄСВ, ПДФО, військовий збір. На додаток ще й ПДВ, коли я витрачаю свої кошти.
Також, офіційно працюючим постійно приносять ТЦК повістки на роботу та мобілізують, бо офіційно працюючих мобілізувати легше за все.
А ФОПи оминають та не сплачують ЄСВ, ПДФО та військовий збір. Не отримують повістки у більшості випадків, при цьому називають себе економічним фронтом))
Може потім вийвитися що і ЄСВ платиться і повістки отримують і ще багато того чого ви не знаєте і не рузмієте.
(гадаю що про всі ці налоги ви таки дізнались від підприємців які в мережі доносять до людей про налоги вже десятиліттями, ціль чого полягає в тому, що їх потрібно зменшувати, ну, а ви +75 зроблили інший «свій висновок»))
але якщо не знали — фоп відповідає усім своїм майном.
Да что вы говорите? То есть хитрозадые «теневики» будут платить только НДС , только когда тратят свои деньги, а те кто работает честно те, значит, должны платить и этот самый НДС, и НДФЛ, и ЕСВ, и военный сбор?
А эти самые «теневики» не уху ели?
Если медсестра едет «ставить капельницы на дому», просто неофициально договорившись с клиентом- то ее за это под суд надо. Причем не за неуплату налогов .
У нас большинство населения даже не знает и не думает , что во время проведения капельницы могут возникнуть непредвиденные обстоятельства , например анафилактический шок . И спасти ситуацию может только врач . Именно поэтому капельницы надо ставить на стационарах или «дневных» стационарах для того, что бы при непредвиденных обстоятельствах врач мог спасти ситуацию .
А у нас почему-то принято считать нормой если медсестра где-то неофициально ставит капельницы. А умрет пациент от шока — кого винить будете?
П. С. Есть правда исключение — помощь паллиативным больным на дому . Но к таким медсестры ездят официально и бесплатно
П.П. С. Кстати, медсестры тоже отлично знают , что ставить неофициально капельницы на дому — преступно и незаконно
Сразу же ответ коршунам которые налетят и начнут рассказывать про комулятивный эффект, научитесь считать и посчитайте сколько сейчас вы платите и какой штат бухгалтерии содержите.
Контроль та за порушення — штраф.
Якщо щось не влаштовує, то нехай самозайняті йдуть працювати найманими офіційними
Что Вы скажете о государственной стратегии доходов и при этом нет статьи сокращения расходов численности госаппарата, Вы должны понимать что чиновники хотят и дальше пировать за счёт украинцев.
По моему мнению, населению Украины слишком дорого обходятся чиновники.
Ну если вопрос коснется курьеров и таксистов -то тут проще простого всех заставить платить налоги. При вызове такси тот же «Болт» , «Убер» и т. д. автоматически высчитывают с каждого заказа таксиста свою комиссию. Точно так же эти агрегаторы могут закладывать с каждого заказа и процент налога государству.
Например, таксист Убера выполнил заказ за 200 грн, «Убер» берет за свои услуги комиссию (пусть будет, например 10%) и таксисту отдает 180 грн с этого заказа . И точно так же сюда сразу же можно посчитать и налог государству (например 5%). Получаем следующее . Заказ 200 грн, комиссия агрегатору 10%, налог государству 5%. Таксист получает 170 грн. То есть налог с него автоматом уже взяли
И не надо думать и гадать, ломать голову как с этого таксиста взять налоги, что бы он не бегал от налоговой .
Точно такая же ситуация проворачивается и с курьерами.
Тут единственный вопрос какой размер налога брать?
В РФ с вопросом налогов по таксистам давно решен. Таксисты вот таким же образом платят налог в размере 4−5% с каждого заказа . Так называемый налог для «самозанятых»
Точно так же решили вопрос с теми кто занимается сдачей жилья. Почти все , как и у нас, налоги не платили за сдачу жилья . Сейчас они тоже могут платить 5 % как «самозанятые». Многие еще продолжают прятаться в «тени» но уже многие, особенно «суточники», сочли безопасным платить.
Так, что, думаю, и у нас в Украине во многом переймут этот опыт
Ще дуже смішно виглядає цей сюр, опишу докладніше іншими словами:
Толпі говорять: — «ми піднімем ціни на таксі і всі послуги від +6%,»
Толпа -«да, да ми за все заплатим, Піднімайте, чому не 18%, ах да і фопи гімно., влада молодці »
P.s Ще залишається додати: «владу військовим» — ми ж будуємо казарму((
Зачем мне платить за здравоохранение, если в гос больницах не хотят лечить, а я хожу к частному дантисту и лечусь в частных клиниках.
Зачем мне платить за образование, если учительница 45 минут играет в игры на мобильном телефоне, а преподаватель в универе просто читает учебник.
Зачем мне платить за полицию которая ничего не сделала когда в мою квартиру проникли и в итоге
я плачу ЧОП.
Сделайте удобный сервис по уплате налогов и пусть государство предоставляет конкуретный сервис.
Ну хотя бы потому, что не будете платить налоги -не будет существовать государство. А государство -это такой объект существования у которого чувство самосохранения развито даже более чем у живого организма.
Так, что хотите вы того или нет — но государство будет заставлять платить налоги
Стоит ли напрягаться из-за 300 тыс. чел. И что с них, по большому счету, можно взять?
Что бы все вдруг стали чутку честнее необходимо жить в мире лет 10 и может тогда люди расслабятся и начнут платить законные нормы налогообложения. Но мы живём в мире, где семьи военных и волонтёров дёргают в суды за долги по коммуналке, где за свои деньги ремонтируют разбитые войной дома и даже просто окна. И это мы пока не затрагиваем тему массовой убыли населения. Можете фантазировать в комментариях сколько угодно, большинство просто оторваны от реальности 2024 года
Але в Стратегії доходів треба обовязково додати перехідні положення, бо на Марсі 9,8 вже не прокатить!
Как пример Европа США автоматически при продаже добавляется VAT при продаже чего-то онлайн
Все прозрачно добавил к счету за товар выставил продал Pay pal спокойно все работает
Что мешало внедрить это зашел платеж сняли процент и все счастливы все автоматически тем более все проходят верификацию в банке указал что самозайнятый все списывают в конце года отчет в электронном виде тебе сколько заплатил и все счастливы, но у нас как обычно вопли совковые налоговики инспектора которые по пару часов день работают и т. д.
Я вже бачу, як десятки тисяч людей з Кабанчику переходять з кешу і починають працювати по білому, щоб віддавати державі 20% свого заробітку. Окстіться, це P2P-економіка, коли людина знаходить іншу людину, що оказує їй послугу за винагороду. Держава в цій схемі зайва, бо вона не забезпечує НІЧОГО в цій транзакції і не гарантує жодних соціальних гарантій такому кабанчику.
Для тех кто не в курсе в Украине огромные налоги и неефективное управление.
Ех сейчас бы зарабатывать 10к платить 3к за есв+налог + ещё РРО. Брать на себя риски бизнеса — ничего
не получать от гос-ва.
Сократить социальку в 10раз и чиновников также в 10раз.
Это бедная Дания и Норвегия начинает платить пенсию в 67, бОгатая Украина может себе позволить с 60лет!
Продолбаться несколько месяцев и вернуть все обратно.
-- Для тех кто не в курсе в Украине огромные налоги и неефективное управление.
А можно сравнение налогов?
Управление неэффективное. Согласен. С одним замечанием. Это если смотреть со стороны.
-- Сократить социальку в 10раз и чиновников также в 10раз.
Аналогично. Продолбаться несколько месяцев и вернуть все обратно.
Неужели так и никто не понял, что это просто дешевая манипуляция, желание отвести внимание населения от самой сути проблемы.
Проблема не в таксистах и парикмахерах, а в самом налоговом кодексе и государственном подходе в сборе налогов.
Вместо того что бы привести законодательство к нормам ЕС и создать прозрачный закон, при котором все будут в равных условиях, опять, используя практику «порошенко и к», ищут крайнего и виновного.
Вопрос один — может кто-то расскажет. сколько граждан сдают недвижимость в аренду и сколько платят налогов?
Или тут кто-то поверит, что владелец «метров» на Печерске, сдает квартиру за 800 — 1200 долларов, что в годовом измерении около 12000 долларов или — 450000 гривен, регистрирует договор в налоговой, самостоятельно как ФОП платит налоги? Временно регистрирует арендатора, переписывает лицевой счет и т. п. ? И что-то не слышно «гасел» что пора это все перевести в «законное русло»?
Нет, нам это не интересно, у нас проблема — таксисты! А никто не хочет посчитать реальный доход таксиста или парикмахера, учитывая затратную часть?
Пока у нас будет «работать» азаровский налоговый кодекс — все это просто «очковтирательство».