Американский рэпер Jay-Z официально является миллиардером, влиятельная косметическая магнатка Кайли Дженнер — самая богатая представительница уже разбогатевшего клана Кар-Дженнеров, а звезда тенниса Серена Уильямс — первая спортсменка в списке самых богатых женщин мира, преуспевших благодаря собственным усилиям.
Почему звездам так много платят и что это говорит о нашем обществе
.png)
Благодаря бизнес-журналам, таким как Forbes, мы все посвящены в денежные мелочи богатых и знаменитых. В деньгах как таковых нет ничего плохого. Основатель Microsoft Билл Гейтс и его супруга Мелинда пожертвовали 36 миллиардов долларов на благотворительность, Леонардо Ди Каприо 20 лет назад основал фонд для решения экологических проблем, и даже Ким Кардашян использовала свое влияние на реалити-шоу, чтобы призвать к реформе уголовной юстиции. Многие звезды сейчас донатят на украинскую армию, помощь беженцам и тому подобное.
Но статьи о состоянии знаменитостей, как правило, отождествляют богатство с сообразительностью и успехом. Социальные сети также формируют этот нарратив. Многие известные личности увековечивают недостижимый образ жизни, делясь снимками дизайнерской одежды, дорогих автомобилей или путешествий по роскошным местам.
В отличие от предыдущих поколений мы точно знаем, как живет вторая половина, поэтому вполне естественно, что стремление к деньгам и славе проникает в нашу психику.
Если мы прославляем богатых, то что это говорит о тех из нас, кто работает полный рабочий день за четырехзначную зарплату? Или мы менее достойны, или просто не «стоим» столько? И есть ли способ отследить нашу ценность для общества, не связанный с деньгами?
Эксперты СreditPlus не говорят, что лучшие спортсмены, актеры и исполнители не заслуживают своих многомиллионных зарплат — большинство из них невероятно талантливы и старательны.
Но не забывайте, что воспитатели, учителя, медсестры и многие другие работники также привносят в свои отрасли навыки и высокую трудовую этику. И они вносят свой вклад в общественное благо. К сожалению, их скромные доходы, как правило, не отражают этого.
Почему некоторые профессии более «ценны»?
По словам Кейт Фелан, преподаватели Школы глобальных, урбанистических и социальных исследований RMIT, есть два основных фактора, влияющих на то, насколько «ценится» та или иная работа, а следовательно, и на ее оплату:
- Сколько человек может выполнять эту роль
- Приносит ли эта роль доход или престиж для работодателя
«Учитель не может приносить столько же пользы, сколько олимпийский бегун — и есть больше людей, которые могут выполнять эту работу [преподавание], — объясняет она. — И потому… учителя не могут угрожать, что пойдут в другое место и просят больше в таком случае».
Спортивные звезды и знаменитости любят за их таланты и часто за их внешность. Поэтому логично, что бренды стремятся заработать на их популярности, заключая с ними трудовые контракты и спонсорские соглашения. Это делает их денежную стоимость гораздо выше среднестатистического учителя или медсестры.
Но, по словам Луары Феррачиоли, преподавательницы политической философии в Сиднеевском университете, некоторые высокооплачиваемые профессии, такие как актерство и модельный бизнес, требуют определенных компромиссов, особенно для женщин.
«Если вы попадаете в эти профессии, то получаете огромное финансовое вознаграждение, но часть того, за что вознаграждают, это ваша внешность. И это результат сексистского общества, которое придает слишком большое значение тому, как выглядят женщины», — говорит она.
Сексистские стереотипы существуют не только в Голливуде и в индустрии моды — что уж говорить об Украине. Их можно найти и в нашей обычной рабочей силе. Феминистки считают неслучайным тот факт, что на низкооплачиваемых работах, таких как медсестринство, учительство и дошкольное образование, как правило, преобладают женщины.
«[Это] работы, которые считаются «присущими» женщинам, требующие качеств, которые, как считается, присущи женщинам, — говорит специалист. — Конечно, идея о том, что женщинам присуща прекрасная способность заботиться о других, к счастью, устарела. Но сопутствующее убеждение, что поскольку женщины рождаются воспитательницами, мы не должны платить им (или платить им хорошо), выстояло.
Феминистки считают, что, решая, сколько платить людям, мы контрабандой ввозим убеждение о том, насколько интеллектуально сложна эта работа, насколько она тяжела, а также наши представления о том, что такое «тяжелое», — говорит Фелан. — Если говорить о нынешних зарплатах, то обучение детей или уход за пожилыми людьми должно быть абсолютно легким делом".
Путаем зарплату с самооценкой
Энджи Гоббс, профессор общественного понимания философии в Университете Шеффилда, говорит, что наше современное отношение к тому, кто чего заслуживает, вызывает серьезные моральные беспокойства.
«[Философ] Платон говорил, что не только плохо ценить славу во славу ради — а не славу ради добродетелей или какого-то положительного вклада в общество. Но хуже всего — путать успех с материальным богатством», — отмечает она.
«Футболисты, кинозвезды, блоггеры
Профессор Гоббс предупреждает, что низкооплачиваемые специалисты, такие как учителя, медсестры и социальные работники, также могут подвергнуться этим ограничительным убеждениям.
«Существует опасность, что внутри, по логике вещей, они будут чувствовать себя ущербными, потому что у них меньше денег, и потому что мы перепутали деньги с успехом и ценностью», — говорит она.
Общество страдает, когда людям недоплачивают
Такое мышление имеет реальные последствия. Например, доктор Феррачиоли говорит, что низкая заработная плата работников, которые ухаживают за детьми, фактически ухудшает качество раннего образования.
«Мы подводим работников по уходу за детьми, не выплачивая им достойную зарплату, но мы также подводим детей, потому что они выиграли бы, если бы мы относились к этой профессии более серьезно, — объясняет она. — Больше молодых людей было бы вовлечено в эту профессию, поэтому была бы большая конкуренция, они нуждались в большей подготовке.
Первые пять лет жизни очень важны, мозг развивается с чрезвычайной скоростью, и дети много учатся. Эти работники могут играть важную роль в их нравственном воспитании, в развитии важных социальных навыков и интереса к обучению".
Почему вы не заслуживаете столько денег, сколько себе думаете
По мнению доктора Феррачиоли, в текущей экономической системе есть еще один фундаментальный недостаток: несправедливо, что одни люди получают доходы, а другие едва прозябают, потому что, в конце концов, каждая роль имеет значение.
«Очень наивно думать, что если вы хорошо работаете в своей профессии, то это все благодаря вашему упорному труду, — говорит она. — Хирург может проводить операции только тогда, когда в его больнице работают квалифицированные медсестры, а генеральный директор может заключать выгодные сделки для компании, когда он не занят тем, что ежедневно отвечает на телефонные звонки».
Доктор Феррачиоли говорит, что независимо от того, осознаем мы это или нет, мы можем выполнять свою работу благодаря «армии людей», которые убирают улицы, обеспечивают движение поездов, заботятся о наших детях и выполняют другие «менее ценные» задачи.
«Только если мы все объединимся и внесем свой вклад, мы как общество сможем предоставлять необходимые услуги и создавать условия для того, чтобы заниматься любимым делом — будь то хирургия головного мозга, работа руководителя или журналист».
Бессознательно ли мы увеличиваем этот разрыв?
Если вы не являетесь генеральным директором, HR-специалистом или менеджером, разрыв в достатке может показаться проблемой кого-то другого, но, по мнению экспертов, мы все играем определенную роль в этом процессе.
«Часто люди не осознают, как они укрепляют некоторые из наиболее токсичных аспектов капитализма, — говорит профессор Гоббс. — Люди могут говорить, что это ужасная система, но на самом деле они не борются против нее… они не отнимают свои деньги от культа знаменитостей».
Подписываясь на аккаунты знаменитостей в социальных сетях или покупая продукты, которые они одобряют, мы вносим свой вклад в огромное состояние элиты.
«Конечно, для одного человека это ничего не изменит, но достаточное количество людей, которые понравились продукту или заинтересовались им благодаря знаменитости, может способствовать такой степени неравенства, с которой мы сталкиваемся, — говорит доктор Феррачиоли. — Очень важно, чтобы мы думали о потреблении как этическом предприятии; мы всегда будем влиять на людей, когда потребляем, и мы можем как принести пользу, так и нанести вред людям, делая выбор, который мы делаем».
Прокрутка социальных сетей может быть пассивным занятием, но стоит подумать: «Хочу ли я поддерживать этого человека или эту идеологию?», прежде чем ругать, ретвитировать или делиться контентом, прославляющим славу и богатство.
Но экономическое неравенство не решится, если мы просто подпишемся на группу медсестер и нянь в Instagram — чем мы можем помочь? Госпожа Фелан говорит, что мы можем поддержать работников низкооплачиваемых профессий, когда они требуют более высоких зарплат или лучших условий труда.
Текущая экономическая система никуда не денется в ближайшее время. Маловероятно, что мы увидим некое массовое перераспределение богатства от богатых знаменитостей и миллиардеров к рабочему классу, но это не значит, что мы просто разводим руками и поддерживаем статус-кво.
Осознание своей роли в увековечении неравенства — то ли из-за молчаливого одобрения культуры знаменитостей, то ли из-за амбивалентного отношения к тому, сколько получают медсестры и работники детских заведений — это один из способов утвердить свою позицию.
Свободный рынок никогда не будет справедливым, но если мы перестанем ассоциировать деньги с «ценностью», возможно, работники, делающие общество лучше, получат немного больше уважения, которого они заслуживают.
Комментарии