Согласно исследованию Польского экономического института, в прошлом году в Польше были зарегистрированы тысячи компаний с украинским капиталом. Об особенностях открытия и ведения бизнеса в Польше рассказала в колонке для The Page директор по международному развитию компании Smart Solutions Анна Кицына. «Минфин» публикует ключевые тезисы.
Как открыть бизнес в Польше: 3 совета из собственного опыта
Что нужно для открытия бизнеса в Польше
У нас были определенные планы подготовки открытия представительств в странах Европы до конца 2022 года, но в начале марта мы просто поехали и зарегистрировали компанию. В Польше нужен PESEL (номер общей системы электронного учета населения) и персональный банковский счет для каждого учредителя, далее регистрацию можно провести онлайн. Очень важно, чтобы был надежный подрядчик, который ориентируется в локальных особенностях — бухгалтерия, кадры, юристы и прочее.
В Украине подрядчики подробно рассказывают, как все будет происходить, чтобы показать, что они владеют процессом. Они не боятся, что, узнав, как что-то работает, клиент сделает все сам. В Польше и, например, в Чехии очень часто информацию предоставляют поверхностно. Мы долго не могли понять почему, пока наш локальный сотрудник, делая презентацию для клиента, не сказал: «Мы не будем делиться с клиентом всеми тонкостями открытия и ведения ФОП, это же наша экспертиза, они покупают у нас этот сервис!».
Лично я не разделяю такого подхода, ведь мне, как клиенту, важно понять, что мой подрядчик — профессионал и знает, что делает. Я не пойду красить стену после консультации по малярному ремеслу, потому что мне важно, чтобы подрядчик не испортил мою стену.
С чего начать открытие бизнеса в Польше
Будем считать, что сфера бизнеса уже определена. Итак, начинаем:
1. По рекомендации или просто в интернете ищете подрядчиков. Вам должно быть с ними очень комфортно, и вы должны понимать, что они надежные. Лучше потратить больше времени на этот процесс, чем больше времени и нервов на прекращение сотрудничества и исправление чужих ошибок.
2. Регистрируете компанию, открываете банковские счета.
3. Выбираете команду, адаптируете свои внутренние процессы, часть команды и себя под работу с новым рынком.
Особенности коммуникации на польском бизнес-рынке
Мы начали общаться с клиентами из Польши еще до того, как наняли нашего первого локального сотрудника. Только после этого нас начать воспринимать более серьезно. К тому же, это были только звонки, встречи, обмен коммерческими предложениями и планы по сотрудничеству. Этап подготовки к началу сотрудничества более длинный, чем в Украине.
На встречи часто соглашаются просто из вежливости, а не потому, что одна из сторон нуждается в определенной услуге. В начале встречи обязательно присутствует определенный small talk, участники часто делают друг другу комплименты относительно профессиональной деятельности и благодарят за то, что все вместе встретились. Формат «коллеги, у нас на эту встречу выделено полчаса, давайте сразу перейдем к обсуждению вопроса» совсем нетипичный для поляков.
Как формировать команду
Мы себе выбрали вариант миксованной команды. Часть сотрудников — поляки, они знают рынок и местные особенности, и язык, в частности. У них много контактов как потенциальных клиентов, так и подрядчиков. Часть команды — это живущие в Польше украинцы, или украинцы, которые переехали специально для развития нового представительства.
Кроме понимания подходов к ведению деятельности, немаловажную роль играет возможность общения на одном языке и одинаковое понимание названий определенных терминов. Часто спрашиваешь, есть ли в стране определенный процесс, и подрядчик отвечает, что нет. Потом говоришь «у нас это работает так, а у вас как?», и получаешь уже развернутый ответ. Конечно, кроме того, что нужно потратить больше времени на такие диалоги, нужно еще знать, как работает бухгалтерия, трудовое законодательство и специфика лицензированной деятельности. Если специалисты этих направлений с обеих сторон не говорят на одном языке, приходится вносить немного креативности.
Необычные трудности
Наша компания столкнулась с отсутствием дедлайнов. Заявленные сроки на открытие счета — 3 дня, фактически может быть две недели или даже три. Задержка может быть связана с тем, что учреждению нужна дополнительная подпись или документ, но узнаешь ты об этом, когда уже трижды туда позвонил и потом дважды пришел, и первые четыре раза тебе ответили, что получено много заявок, и проблемы нет, просто нужно подождать.
Читайте также: Единороги, злотый или кавалерка: как заработать на Польше
Для подписи многих документов нужно появиться лично или предоставить исключительно оригиналы документов, хотя другое такое же учреждение примет копии или сделает онлайн-верификацию. Не могу сказать, что в чем-то были проблемы, только вопросы потраченного времени на решение определенной задачи.
Комментарии - 2