Лес Немети, СЕО и основатель Euro-Phoenix Financial Advisors и бывший сотрудник Всемирного банка, в колонке для bne анализирует, что может ждать Украину и Европу в случае крупного весеннего наступления рф. «Минфин» выбрал главное.
Как битва за Украину может изменить Европу
Все больше и больше признаков указывают на новую крупную российскую инициативу по попытке захвата Украины весной, включая возможное нападение на Киев. Какими могут быть последствия.
Что может предпринять рф
Если новое наступление материализуется, учитывая, что русские недавно мобилизовали большое количество призывников, они, вероятно, бросят в Украину гораздо больше живой силы и ресурсов, чем когда-либо в течение первого года войны.
Несмотря на HIMARS, танки «Леопард» и другое сложное вооружение, поставляемое Западом в Украину (хотя и в ограниченных количествах), русские попытаются сокрушить их одним лишь количеством.
На протяжении всей российской истории у вооруженных сил была традиция использовать в качестве пушечного мяса массы относительно плохо экипированных и неподготовленных людей.
У россии также может быть несколько сюрпризов в виде военных технологий. Нельзя исключать ядерный конфликт (например, нападение россии на украинский ядерный реактор или применение тактического ядерного оружия).
Возможные последствия российского наступления
Если любой из вышеперечисленных сценариев реализуется, вопрос на триллион долларов будет заключаться в том, увеличит ли Запад поставки оружия и финансовую помощь Украине. Только для поддержания существующего баланса может потребоваться несколько кратных прошлых уровней помощи.
Усиление поддержки усилит антагонизм между теми, кто поддерживал Украину в прошлом и хотел бы защитить уже сделанные значительные инвестиции — против пацифистов (например, некоторых представителей немецкой оппозиции) и тех, кто был более дружелюбен по отношению к России/менее дружелюбен по отношению к Украине (например, венгерское правительство), которые будут утверждать, что поддержка Украины была неудачной ставкой с самого начала.
Политическая Европа погрузится в масштабный конфликт между теми, кто хочет централизовать власть (налогообложение, займы, военные расходы и контроль) и защищать Украину, против коалиции тех, кто всегда сопротивлялся централизации внутри ЕС, и пацифистов, которые будут утверждать, что это не стоит платить за то, чтобы Украина не была поглощена российской сферой влияния.
Этот конфликт между тем, что я называю центростремительной и центробежной силами, проявился уже в первый год войны; в случае крупного наступления конфликт может стать еще сильнее.
Что может произойти дальше
Гипотетический успех россии станет тревожным сигналом для Европейского Союза, поскольку русские могут не остановиться на Украине. Министр иностранных дел россии недавно сделал заявление о том, что Молдова может стать «следующей Украиной», и страны Балтии также ощущают на себе пристальный взгляд.
Подобно тому, как первый год войны заставил Европу переосмыслить свою энергетическую стратегию (на которую, на мой взгляд, реакция превзошла все ожидания), успех россии в Украине во время второго года войны заставит Европу переосмыслить свою геополитическую позицию в мире — основные вопросы, такие как:
- Достаточно ли надежен оборонный щит США и НАТО?
- Нужно ли ЕС интегрировать свои вооруженные силы, чтобы сформировать более надежное средство сдерживания российской агрессии?
- Нужно ли ЕС резко увеличивать свои расходы на оборону? (В настоящее время он тратит около трети того, что тратит США).
Вместо выводов
Если ответы на приведенные выше вопросы пойдут в центростремительном направлении, это, вероятно, потребует дальнейшей передачи суверенитета от национальных государств к центру с гораздо более высокой долей сбора налогов, расходов (особенно военных расходов) и долга.
Это может привести к сильнейшему толчку к централизации с момента образования ЕС, хотя по-прежнему широко распространены опасения по поводу бюрократии, плохого управления, отсутствия подотчетности и политической легитимности. Давление в пользу более широкой реформы может возрасти.
У США есть возможность отступить в Крепость Америка. Другое дело Европа, поскольку Россия и Украина находятся прямо на пороге ЕС.
Украина является кандидатом на членство в ЕС, и если бы он «потерял» Украину, это ослабило бы его — или его значительную часть — перед лицом россии.
Война в Украине может стать катализатором интеграции Европы в гораздо более сплоченное политическое и экономическое целое. Она также имеет потенциал разорвать его на части. Будут преобладать центробежные или центростремительные силы? Как Европейский Союз ответит на этот вызов?
Перефразируя историка А. Дж. П. Тейлора о революциях 1848 года, охвативших Европу: окажется ли украинская война «поворотным моментом в истории, которому не удалось повернуть»? Или возьмет верх видение Джорджа Вашингтона?
Он предсказывал: «Когда-нибудь по примеру Соединенных Штатов Америки появятся Соединенные Штаты Европы».
Комментарии