Минфин - Курсы валют Украины

Установить
24 ноября 2022, 15:17 Читати українською

Финансы и украинцы: как они меняются во время войны

Как война изменила отношение украинцев к деньгам и чего они ждут от финкомпаний, «Минфину» рассказал Кирилл Ежов, директор по развитию бизнеса исследовательской компании Kantar Ukraine.

Как изменилось финансовое состояние украинцев

Неделю тому назад мы провели онлайн-исследование. Его аудитория — украинцы из городов 50 тыс+ в возрасте от 18 до 55 лет. Это свежие данные после обстрелов и дефицита электроэнергии. Некоторые данные мы «снимали» с начала вторжения, а также летом, поэтому есть, с чем сравнить.

Как видим, тенденции достаточно отрицательные: если в начале у большинства респондентов было финансовое состояние «выше среднего», то теперь, в основном, опрошенные оценили свое состояние как «низкое».

Финансовое состояние украинцев

Все это — влияние войны. Это, прежде всего, изменение многих жизненных планов, ограниченность потребления, ухудшение качества жизни.

Влияние войны

Но, между тем, у нас есть другие интересные данные, характеризующие самих украинцев. «В целом, по Украине у украинцев все плохо, а у меня лучше. А у друзей? — А у друзей еще лучше».

Положительная оценка финансового состояния

На чем экономят наши потребители

Более половины опрошенных — 51% — прибегают к экономии. Из них 25% не покупают кофе в кафе, 37% — не покупают новую одежду. Но в среднем 60% не говорят однозначно, что они не могут себе позволить ничего купить.

«Не то, чтобы я не мог позволить себе золото купить — могу, но это сейчас не к месту», — так респонденты объяснили отсутствие новых покупок. Основные позиции экономии в ноябре мало изменились. А вот затраты на образование и обучение почти не изменились — это приятно. В основном, украинцы продолжают экономить на развлечениях и отдыхе, спорте и хобби.

На чем экономят украинцы

Каково финансовое поведение украинцев

За три месяца — май, август, ноябрь — финансовое поведение украинцев не особо изменилось. По сути, оно остается неизменным еще с периода жестких локдаунов. Правда, несколько уменьшилось количество тех, кто не планирует инвестировать.

Также, следует обратить внимание на рост количества респондентов, которые купили или планируют купить военные облигации. Все остальное вполне прогнозируемо: финансовые продукты, как таковые, сейчас не привлекательны, их не рассматривают.

Изменение финансового поведения украинцев с начала войны

О покупках онлайн

Средний чек покупок снизился. Но при этом у 94% украинцев есть опыт онлайн-оплаты. И 39% — это те, кто покупает услуги онлайн. Это выше, чем у многих наших западных соседей.

В целом, за последние 3 месяца 58% украинцев покупали онлайн. 14% первую онлайн покупку совершили уже после начала полномасштабной войны.

Среди причин, побуждающих к онлайн-покупкам, большинство назвали бесплатную доставку. Если этого бонуса нет, то сама по себе возможность покупать онлайн не является преимуществом в восприятии украинцев.

Какие параметры онлайн-покупки украинцы считают важными

Как совершают оплаты украинцы

За последние 3 месяца 78% опрошенных украинцев платили картой, 62% — пользовались онлайн-банкингом, еще 62% — платили телефоном/часами.

Мне говорили, что если видишь человека, который в Берлине пользуется при оплате телефоном, или часами, то он точно из Украины.

На вопрос, какими финансовыми приложениями они пользуются регулярно, 5% респондентов ответили «зарубежный банк». При этом мы не опрашивали уехавших и остающихся жить в другой стране. Это ответили живущие в Украине люди и те, кто не являются перемещенными лицами.

9% опрошенных на этот вопрос ответили «криптобиржа». Очень интересный показатель, нам было интересно понять и почувствовать, что криптовалюта — один из таких трендов, для понимания восприятия финансовой системы украинцами.

2% отдали голоса за «мгновенное кредитование», 3% — за «страховая компания», 29% — за онлайн-платежи, 86% — за «украинский банк».

Какие финансовые приложения используют

В Украине традиционно высокие характеристики использования GooglePay, ApplePay. У 38% респондентов есть аккаунт в PayPal.

Еще 22% говорят, что собираются такой аккаунт открыть. Мы видим, что есть заинтересованность в таких финтехах, как Klarna и Blik. Klarna — это стартап, объединивший в себе кредитование, ритейл вместе с управлением финансами. Blik — стартап из Польши, который работает как платежная система, и объединяет почти все польские банки.

Что подразумевают, когда говорят «финансовая система»

Мы спросили, с чем у украинцев ассоциируется финансовая категория. 54% ответили, что с Приватбанком, 27% — с monobank.

То есть для украинцев вся наша украинская финансовая система — это два банка. У остальных банков, кроме Ощадбанка, было очень мало упоминаний во время опроса.

К этим двум банкам добавляются также криптовалюты и криптобиржи (8%), и Forex (с другими биржами 6%).

Используют ли украинцы крипту и NFT

Мы задавали вопрос, пользовались ли украинцы вообще криптовалютой. Хоть каким-то образом. 11% ответили, что «пользовались вообще». Нам эта цифра, честно говоря, кажется завышенной. 14% ответили, что рассматривают возможность покупки криптовалюты в течение года.

Здесь радует то, что из тех 11%, кто ответил, что уже пользовались криптой, 9% перешли в те 14%, которые ответили, что купят крипту в течение года. Возможно, это подтверждение того, что это устойчивая аудитория, для которой криптовалюта не просто название, — они с ней постоянно пересекаются.

Преимущественно, это мужчины, киевляне, более богатая аудитория.

4% опрошенных нами слышали о NFT, 2% — знают, понимают, что это такое. 1,3% пользовались NFT — то есть покупали и продавали.

О креативе и брендах

62% украинцев считают, что финансовый бренд должен быть открытым, должен вести бизнес честно и прозрачно. Это не о том, чтобы заявлять, что «у нас нет скрытых платежей». Это о том, как говорить с потребителем: как с полноценным партнером — стейкхолдером твоего бизнеса.

46% — считают, что финансовый бренд должен предлагать услуги, в соответствии с текущей потребностью и ценностью потребителя. То есть такие, которые отвечают требованиям пользователей.

39% - уверены, что финансовый бренд должен быть гарантом средств, личных данных. Это та тенденция, которая сохраняется у нас давно, с началом диджитализации.

21% - ожидают, что финбренды должны обеспечить легкость пользования и потребительского опыта. Сейчас требования к этому возросли, потому что появились хорошие примеры, люди видят, как это должно быть, и потребитель становится намного более требовательным.


Источники иллюстраций — Kantar Ukraine. Тезисы о финансовых ожиданиях украинцев Кирилл Ежов озвучил 18 ноября, на конференции FinTech Ukraine 2022, организованной «Минфином» и Finance.ua.

Автор:
Ежов Кирилл
директор по развитию бизнеса Ежов Кирилл
исследовательская компания Kantar Ukraine

Комментарии - 2

+
+45
bonv
bonv
24 ноября 2022, 16:28
#
Гірше ж точно не буде? ©
+
0
prodmaks
prodmaks
26 ноября 2022, 22:20
#
Тонесссссенька реклама деяких застосунків😁
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться