Благодаря налаженным между Украиной и Евросоюзом железнодорожным «линиям солидарности», с начала мая по 20 октября 2022 года из Украины в ЕС удалось вывезти 14 млн тонн сельскохозяйственной продукции. Об этом сообщил представитель Еврокомиссии Стефан де Кеерсмакер, пишет DW.
Экспорт сельхозпродукции из Украины достиг 21 миллиона тонн
►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
В ответ на вопрос DW он уточнил, что объем вывезенной из Украины сельскохозяйственной продукции по черноморскому коридору, открытому в конце июля 2022 года, составил 7 миллионов тонн за все время действия «зерновой сделки».
Таким образом, из Украины было экспортировано в общей сложности 21 млн тонн сельскохозяйственной продукции. По данным Еврокомиссии на 20 сентября этот показатель составлял 14 млн тонн.
Главный транспортный канал между ЕС и Украиной
«Линии солидарности» — основной транспортный канал экспорта и импорта между Украиной и Евросоюзом, подчеркивают в ЕС.
Общий объем сырья и товаров, перевезенный по этим железнодорожным путям с мая 2022 года, составил 29 млн тонн. Помимо сельхозпродукции из Украины вывозится сталь, а ввозится гуманитарная помощь и товары первой необходимости, уточнил Стефан де Кеерсмакер.
Читайте: «Зерновое соглашение»: отказ РФ, реакция Украины и мира
После полномасштабного вторжения России в Украину международному сообществу совместно с Киевом удалось организовать два альтернативных способа вывоза украинских товаров — «линии солидарности» Евросоюза с Украиной и черноморский коридор.
«Линии солидарности» между Украиной и ЕС открылись в мае, а временная договоренность о разблокировке грузовых судов в портах Украины была достигнута в июле. Согласно последним подобным данным Еврокомиссии, в августе на «линии солидарности» приходился 61 процент экспорта сельхозпродукции из Украины (2,6 млн тонн), а на черноморский коридор — 39 процентов (1,6 млн тонн).
«Линий солидарности» будет больше
29 октября Россия заявила, что приостанавливает действие «зерновой сделки» на неопределенный срок на фоне атаки по кораблям и инфраструктуре Черноморского флота РФ на военно-морской базе в Севастополе в аннексированном Крыму.
При этом «линии солидарности» продолжат работу, подчеркивают в Еврокомиссии. Это транспортное сообщение рассчитано на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а его работа будет совершенствоваться.
«Линии солидарности» — чрезвычайно важный подход к транспортировке украинской сельскохозяйственной и другой продукции, в этом мнении мы едины со странами G7 и США", — подчеркнула представительница Еврокомиссии в сентябре.
Читайте: Фьючерсы на пшеницу подорожали почти на 8% из-за решения России по «зернового соглашения»
В июле экспортная сельхозпродукция проходила по пяти основным «линиям солидарности» через дюжину контрольно-пропускных пунктов на границах Украины с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, а также на молдавско-румынской границе.
На разных стадиях разработки находятся еще 15 транспортных направлений, по которым украинское зерно и семена будут доставляться через всю Европу в порты Балтийского, Северного, Средиземного и Адриатического морей, сообщили в Еврокомиссии.
В Брюсселе обещают инвестировать в инфраструктуру — построить дополнительные полосы, парковочные места, предоставить оборудование, например, системы рентгеновского контроля, увеличить число кадров. Киев, со своей стороны, должен усовершенствовать систему организации движения грузовых колонн, указали в Еврокомиссии.
С 1 октября Украина присоединилась к Конвенции о процедуре совместного транзита, что упростило для нее большую часть формальностей, связанных с перемещением товаров через границы ЕС.
Серьезной проблемой остается ширина железнодорожной колеи в Украине, отличающаяся от европейской, констатируют в ЕС. На эту тему в Евросоюзе сейчас проводится исследование с конечной целью выработать способы оптимизации системы «линий солидарности», на что будут направлены долгосрочные инвестиции.
Комментарии