В России существует миф, что страны Запада всячески сдерживали развитие их страны и, в конечном счете, это привело к плачевному состоянию экономики. Так ли это на самом деле, разбирался российский экономист Андрей Мовчан.
Что Запад делал для России 30 лет и как этим воспользовался Кремль
Логика по-русски
Цитирую раздумья одного человека, искренне верящего, что он хорошо образован, патриот России и «знает, как надо». Из тех, кто «не одобряет убийства в целом, но в данном случае просто не было выбора». В общем — как раз такой, каких призывал бояться Бруно Ясенский:
«Тихий спор о месте России в международном разделении труда и о причитающейся ей доле добавленной стоимости шел все эти годы непрерывно. Я, с детства любивший экономгеографию, внимательно за этим наблюдал. «Ответ один — отказ», — как писала
Я и сам сурово критикую интеллектуальные способности нашего начальства, и предлагаю способы их мирного укрепления, но надо признать: нами была предложена честная и достаточно справедливая сделка. Она была отвергнута и в целом, и в частности. То, что у России не очень хорошо с экономикой, — результат кратного сокращения рынка для русских товаров после распада СЭВ (о нём и не помнит никто) и СССР.
Попытки расширить рынок были отвергнуты, потому что это «русский империализм» в лайковых перчатках, а на самом деле потому, что добавленная стоимость Америке с Европой самим нужна.
Попытки разнообразить структуру предложения и отойти от бензоколонки были также блокированы: русские суперкомпьютеры, самолеты и даже подшипники укрепляют русскую военную мощь, что нельзя. Сейчас вместо тихого спора видим бой посуды и драку сковородками. Думаю, обобщенному Западу следовало дать России справедливую долю, когда она вежливо об этом просила".
Читайте также: Жизнь «за забором»: Что получит Россия вместо СССР
Что было на самом деле
Вчитайтесь — вот она, бездна текущей российской катастрофы, коктейль Молотова из пассивной агрессии, тотальной инфантильности, знаний на уровне введения в учебник «политэкономии социализма», наконец — отсутствия и рефлексии, и способности к целеполаганию (не дали, когда «вежливо просила» — а теперь что, дадут что ли?). Боюсь эти псевдоинтеллигенты любили экономическую географию неразделенной любовью, и она им про себя ничего не рассказала, — говорю как специалист.
В мире никто не «распределяет причитающиеся доли добавленной стоимости», там госплана нет, как нет пятилетних планов и норм выработки. В мире есть конкуренция, по большей части честная конкуренция, в большой степени основанная на кооперации (но, конечно, есть место и для нечестной, и для конфронтации — и при этом большинству стран удается найти свое достойное место на рынке, включая крошечные типа Сингапура, Нидерландов или Израиля).
Да, не у всех в мире есть равные стартовые права. Но в мире есть общее представление о «поле равных возможностей», пропуск на которое дается как высшее признание страны «равной». Тот, кто получил такой пропуск, имеет все права, все блага, все возможности для того, чтобы стать чемпионом — ему никто уже не мешает, он в высшей лиге.
По иронии судьбы России такой пропуск был выдан авансом и с грифом «полный допуск — высший уровень»:
- место в ВТО,
- режим наибольшего благоприятствования в торговле с США и ЕС,
- разрешение на квазимонопольные поставки углеводородов в Европу, неограниченные возможности по инвестированию в развитые страны,
- практически не ограниченные (ограниченные сильно меньше, чем для Китая, ЮАР, Аргентины, Бразилии, Мексики и пр),
- возможности на приобретение технологий, включая военные,
- весьма формальная проверка денежных потоков, идущих из страны,
- закрытые глаза на мутные схемы при закупках, в которых на счетах друзей Путина оседало до 70% средств, шедших на закупки из бюджета,
- никакого внерыночного противодействия экспорту оружия из России и пр.
«Кратное сокращение рынка российских товаров» — это не причина проблем с экономикой, а ее следствие, следствие чудовищной отсталости позднего СССР. Господин интеллектуал сам жил в позднем СССР и должен помнить, что штаны были дефицитом, отечественные магнитофоны — насмешкой, а вместо туалетной бумаги шла газета «Правда».
Но всё можно было исправить. За 30 лет Южная Корея из одной их самых отсталых стран превратилась в одного из лидеров мировой экономики с огромной долей мирового рынка. Да что там, есть три десятка примеров такого взлета за 30 лет только на протяжении последних лет 70-ти. Так сделали все, у кого появился шанс, и почти ни у кого из них не было ни такого пропуска в элиту, ни такого богатства в недрах, как у России.
У России было 30 лет. До 2014 года Россия, помимо «пропуска», имела еще и так помогающий в бизнесе ореол «русской романтики»; Россией интересовались, её культуру любили, «дружить» с русским было «зачетно» и для девушек, и для членов парламентов.
If anything, российский бизнес получал преференции. Но даже после 2014 года, когда отношение испортилось, Россия имела тот же «пропуск» плюс десятки тысяч иностранных специалистов, которые на нее работали в самой России, плюс кооперацию с ведущими бизнесами мира, которые сами пришли и были рады сотрудничать — Боинг и АЕГ, БМВ и Дженерал Электрик, Самсунг и Интел.
Читайте также: $50 и процент для Украины: ЕС может ограничить цену на российскую нефть
30 лет воровства, имитации деятельности, уничтожения всякого, кто готов был развивать реальную экономику, и вместо этого — строительства монстрообразных квазимонополий под руководством личных друзей, которые своей неэффективностью и отсталостью войдут в историю, насаждения псевдохристианского мракобесия и консолидации власти в руках силовиков.
30 лет изгнания лучших менеджеров и профессионалов из страны, и превращения оставшихся в прислугу в огромной схеме отмывания нефтяных доходов. Но, конечно, виноват некий «Запад» — чего он не поделился?
Вот сижу, представляю себя Западом, ломаю голову — что еще можно было дать?
Комментарии - 3