Минфин - Курсы валют Украины

Установить
4 апреля 2022, 15:28 Читати українською

Какие западные компании остались на российском рынке? Спросите у бота Boycott Russia

Считается, что около 500 западных компаний ушли с российского рынка. Правда, когда смотришь на детали, то понятно, что слово «ушли» не всегда соответствует действительности.

Кто-то из них «ограничивает сотрудничество», другие говорят о «приостановке инвестирования», третьи — что закрытие магазинов и бизнеса — временно. Ну и конечно, есть и такие бренды, которые отказываются уходить из России, и тем самым подпитывают экономику агрессора.

С начала войны в Украине, да и в мире появилось множество инициатив, помогающих отслеживать такие компании. В Украине это, в частности, сайт Don't Fund War, сооснователь monobank Дмитрий Дубилет также пишет о таких компаниях и привлекает к поддержке протеста против таких брендов собственную аудиторию. Среди иностранных инициатив — интересный проект от Yale School of Management.

Бренды, которые не очень-то хотят терять российский рынок, прибегают к все более запутанным формулировкам. Тем не менее, в Украине создали телеграмм-бот, который поможет понять, действительно ли компания честно ушла с российского рынка.

Почему именно бот

«Это удобно, не требует установки приложения и не нужно ничего фотографировать. Просто пишешь ему название товара или бренда и он, если у него есть информация, мгновенно дает тебе ответ», — считает Игорь, backend-разработчик из Львова, создавший бота Boycott Russia.

Идея разработать бота пришла ему в голову еще в начале войны, когда он следил за новостями. В соцсетях увидел, что люди активно призывают бойкотировать крупные компании, такие как Ашан, Метро, Нестле, поскольку те считают нравственным продолжать работу на росрынке. Вот здесь и возникла эта идея — собрать всю эту информацию в одном месте, поскольку почти невозможно запомнить все компании и постоянно за ними следить. А когда ты приходишь в магазин, неудобно открывать несколько сайтов, чтобы проверить, ушла ли эта компания с рынка или нет", — говорит Игорь.

Он рассказывает, что в начале, перед запуском бота, он и его единомышленники прошлись по основным компаниям и внесли их статусы в систему. Сейчас команда проекта обновляет данные относительно компаний в перечне вручную: читают новости и если видят, что компания из перечня меняет позицию, нарушает обещания и т. д., то вносят изменения в базу.

Какие компании в перечне

Эта база постоянно дополняется. Если пользователь пытается найти компанию или продукт, которых нет в базе, то Игорь вместе с командой вносят эти данные. «Если вы ищете компанию, а ее нет в нашей системе, то как только мы ее добавим, все, кто искал это название, получат ответное сообщение со статусом данной компании», — рассказывает Игорь.

Правда, отследить вручную все изменения, к которым прибегают компании, может быть сложной задачей. «Компаний действительно достаточно много и чудят они не меньше. К примеру, взять компанию Renault. Она несколько раз делала заявления, что покидает, а затем возвращается на российский рынок». На этот случай, говорит Игорь, бот будет отправлять сообщения пользователям, которые ранее ее искали.

Как и в случае с добавлением данных в базу, пользователь получит уведомление «у нас есть новая информация о компании» с актуальным статусом. «Наш бот ориентирован на конечного пользователя, а не на компании. Если мы будем видеть, что компания реально работает на рынке России, то у нас будет именно такой статус, а не тот, о котором заявила сама компания», — добавляет он.

У крупных компаний может быть много брендов, часто люди даже не знают, что какой-нибудь конкретный бренд может относиться к той или иной компании. Бот Boycott Russia может предоставить и такую информацию. Если пользователь ищет бренд, то бот предоставит информацию именно о статусе компании.

Что еще может бот

У бота есть «меню команд». Это меню состоит из четырех разделов: «сообщить нам о компании», «связаться с поддержкой», «изменить язык» и «донаты». На первой команде бот попросит предоставить информацию о компании или продукте, а на втором этапе — добавить ссылку на источник. Все такие заявки проверяются в ручном режиме и после ее обработки, пользователю отправляется информация о результате.

Из новых фич — функция связи с командой проекта. «Теперь наши пользователи могут с нами связаться, написать нам свое мнение о боте или просто уточнить детали компании, например, спросить откуда у нас эта информация или когда последний раз она была обновлена» — рассказывает Игорь.

Недавно команда реализовала возможность реагировать на ошибки в названии компании. Теперь, если пользователь совершит ошибку в названии компании или бренда, бот автоматически предложит ему выбрать правильный вариант из списка. Вот как это выглядит:

Бот может отвечать на украинском или английском. Английский, по словам разработчиков, для небезразличных пользователей из-за границы, которые хотели бы узнать о положении вещей, присоединиться к бойкоту.

Раздел «Донат» — это, конечно, о поддержке. Это либо поддержка команды проекта, либо поддержка Украины. Если вы выбираете второй вариант, ваши взносы будут перечислены в фонд «Повернись Живим».

Не только бот

Похоже, что к боту может добавиться и приложение. Игорь рассказывает, что сейчас у команды проекта на финальной стадии тестирование приложения на iOS.

Принцип работы такого приложения прост: пользователь сканирует штрих-код, разработчики получают по нему название бренда или производителя, после этого пользователь получает ответ о статусе этой компании.

Он не будет похож на подобные ему приложения, которые по штриху-коду просто показывают страну-производителя. Его цель — показать, не где был произведен товар, а кем именно он был произведен, кто конечный владелец, и дополнительно показать именно такой статус компании, который предоставляет бот.

Автор:
Надежда Кемулария
Редактор Надежда Кемулария
Пишет на темы: экономика, инвестиции, бизнес

Комментарии - 1

+
+30
VitaliyZZZ
VitaliyZZZ
5 апреля 2022, 11:19
#
Чудова ідея, буду користуватись
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться