Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора Украины в МВФ, в интервью НВ дал оценку текущему состоянию отечественной экономики, объяснил, как можно поддержать ее во время войны, и чем эта поддержка может обернуться после нашей победы. «Минфин» выбрал главное.
МВФ разрешил Украине включить печатный станок
Потери Украины от войны: минус 35% ВВП
Чтобы делать более-менее точные прогнозы, нужно понять, когда наступит точка окончания войны. Для украинской экономики этой событийной ниточки пока что нет.
Исходя из похожих военных конфликтов, у МВФ есть методология расчета предварительных потерь — по ней Украина утратит до 35% ВВП. Но это исходя из сегодняшней ситуации, когда у нас не самая высокая интенсивность обстрелов и есть переговорный процесс, который чисто теоретически может привести к какому-нибудь результату.
Неопределенности добавляет и то, что таких попыток масштабного захвата одной страны другой в мире уже давно не было.
Что происходит с экономикой сейчас
Наши потребности ликвидности хорошо отвечают на вопрос, как долго мы сможем выжить, и сегодня состоят из четырех важных составляющих:
- финансирование военного бюджета,
- функционирование государства,
- социальные выплаты,
- обслуживание внешнего долга.
Финансирование военного бюджета происходит в достаточной мере за счет международной поддержки. Мы не платим за самую дорогую статью — современное оружие, его нам поставляют партнеры, но платим за бензин, обеспечение солдат, нам помогают нести эти затраты. Прогнозировать эти затраты крайне сложно, и их размер мне непонятен.
Финансирование государства — это затраты в основном в гривне, и здесь ситуация относительно ясная. У Министерства финансов есть деньги, он выпускает военные облигации, есть НБУ и доходы национального бюджета.
Сейчас вопрос в том, как мы пройдем март. В недавнем интервью министр финансов сказал, что они собирают всего 15% доходов от таможни, многие предприятия остановились и не платят налоги.
Поэтому законы военного времени: украинское правительство и даже МВФ разрешили Нацбанку финансировать военный бюджет. Понятно, что это экстраординарная мера, которая может принести проблемы уже после войны, связанные с инфляцией и девальвацией, но такая опция у страны есть.
Читайте также: Как Украине стать сильной экономически и военно без НАТО и «Плана Маршала»
Социальные выплаты, а именно пенсии и зарплаты. Это важная составляющая, которая сегодня частично покрывается деньгами из бюджета, но также и помощью зарубежных партнеров: МВФ дал $1 млрд 400 млн, $750−730 млн от Всемирного банка, 300 млн евро от ЕС. Все эти деньги не идут исключительно на войну, но дают возможность государству осуществлять все эти социальные выплаты.
Внешний долг Украины. Он состоит из двух частей — гривневой и долларовой, и Украина продолжит его обслуживать. Я считаю это решение абсолютно верным. Все международные инвесторы уже оценили позитивно, что Украина платит по своим долгам, я уверен, что это нам окупится сторицей после кризиса и окончания войны. В целом ситуация с украинской экономикой на сегодня далека от трагичной.
Международная помощь: примерно 90% Украина будет получать безвозмездно
Большая часть денег, которые стали поступать в страну быстро, начиная с 24 февраля, — это безвозмездная помощь, небольшая часть — существующие инструменты займа под очень низкие ставки.
Читайте также: Когда Украина станет членом ЕС и что может дать статус кандидата
Однако, сейчас мир активно работает над тем, чтобы большая часть денег, предоставляемых Украине, шла безвозмездно. Соотношение помощи в будущем будет примерно 90% безвозмездно к 10% взаймы. У нас уровень государственного долга до войны был нормальным, около 50%, чуть больше, никто не заинтересован в том, чтобы Украина, и так пострадавшая от войны, наращивала свой долг.
Замороженные деньги центробанка РФ: эти деньги не наши
Санкции, наложенные на Россию, — беспрецедентные, в том числе, потому что они обращены на российский Центробанк. Как и многие Центробанки мира, российский держал часть своих резервов за пределами страны, именно к ним для РФ сегодня ограничен доступ, они попросту обездвижены.
Юридически эти деньги не наши. Для того, чтобы они стали нашими, еще придется хорошенько поработать, но это будет работа в правильном направлении, тем более во всех возможных вариантах Россия вряд ли получит доступ к этим деньгам в обозримом времени.
Сегодняшнее законодательство США юридически не позволяет передать хранящиеся госрезервы одной страны в помощь другой, возможно удастся поменять законодательство США, и мы над этим тоже думаем.
Но для Америки это щекотливый и непростой вопрос: все центральные банки мира хранят часть своих резервов в США. Если такой прецедент с Россией случится, то многие побоятся делать это дальше.
Как стимулировать экономику Украины во время войны
Большой государственный заказ — это то, что нужно и позволено во время войны. Например, ряд украинских компаний, таких как Метинвест или Ковальская, сегодня делают противотанковые ежи. Это верный путь, как использовать металлургическую продукцию для войны.
Но государство должно за эти ежи платить. Если предприятие делает все это за свой счет, это не запустит экономику страны, это проедание ресурсов, тем более, что государству сейчас есть чем платить.
Наша задача сейчас, чтобы государство закупало больше IT-услуг, продуктовых услуг, логистических — любых, и платило за них. Тогда экономика будет двигаться, и деньги как смазочный механизм помогут шестеренкам вращаться.
Государство заказывает компаниям и платит им, те, в свою очередь, платят своим работникам и снимают бремя социальных выплат с самого государства. Деньги для оплаты этого заказа сегодня у государства есть.
Релокации производств, которые сегодня возможно переместить из регионов, где идет горячая война, ближе к западной границе. Сами бизнесы не всегда способны обеспечить вывоз ресурсов и оборудования, но государство с Укрзализныцей и его возможностями логистики может быть очень эффективным в этом вопросе.
После победы на разрушенных территориях мы будем с помощью наших союзников создавать новую экономику, но часть старой можно спасти уже сегодня.
На мой взгляд, во время войны лучше не проводить любых реформ налогообложения или таможенной системы, поскольку любые новые инициативы, скорее, посеют хаос и сложны в администрировании.
Большой помощью было бы сказать бизнесу: все, кто может заплатить налоги, — заплатите, кто не может — это тоже понятная ситуация. Если сейчас никто вообще платить не будет, то государство будет вынуждено печатать еще больше денег, и мы получим после войны гораздо большую инфляцию, чем нам нужна.
Комментарии - 10
Національний банк збільшив ліміт на зняття готівки в Україні з рахунків у іноземній валюті.
Як зазначено на сайті НБУ, щоденний ліміт на зняття готівки в Україні з рахунків у іноземній валюті збільшено з 30 до 100 тисяч гривень (в еквіваленті).
«Цей ліміт також поширюється на зняття валюти за кордоном із рахунків в іноземній валюті, що відкриті в українських банках», — йдеться в повідомленні.
Водночас щоденний ліміт у 100 тисяч гривень на зняття коштів в Україні з рахунків в національній валюті лишається чинним.
За кордоном зняття валюти з гривневих рахунків обмежено лімітом у 100 тисяч гривень на місяць. Водночас оплата товарів, робіт та послуг із використанням платіжних карток за кордоном та в Україні і надалі здійснюватиметься без обмежень. Тож Нацбанк повторив рекомендацію використовувати безготівкові розрахунки.
«Відповідні уточнення покликані запобігти виведенню капіталу за кордон у значних обсягах», — наголосили в НБУ.
Давайте лучше про морские течения, более компетентно получится.