Сырьевые товары продолжают превосходить рынок акций. За последний год Bloomberg Commodity Index увеличился на 32%, в то время как S&P 500 прибавил 17%, а Nasdaq — почти 4%. Сырьевые товары в 2022 году могут обеспечить привлекательную доходность и диверсификацию портфелей в условиях сохранения устойчивой инфляции. Какие же трудности и возможности ожидают этот класс активов?
Медь, никель и нефть: еще один вариант защититься от инфляции
Одним из основных факторов роста сырья является инфляция. Причина таких тесных взаимосвязей состоит в том, что сырьевые товары сохраняют свою цену в реальном выражении. Увеличение цен одновременно по нескольким группам товаров приводит к росту конечной стоимости производства, которая потом перекладывается на плечи потребителей. Эту тенденцию мы заметили еще в прошлом году, когда инфляция постоянно увеличивалась, влияя как на стоимость производства, так и на розничные цены.
В то же время, ускорение инфляции оказывает влияние на процентные ставки, о скором повышении которых уже было объявлено регуляторами. Изменение монетарной политики приводит к переоценке разных классов активов, а сырьевые товары в некоторой степени защищены от переоценок. Когда инфляционные ожидания растут и являются высокими, инвестиционный спрос на сырье возрастает.
Поскольку сырьевые товары являются широким классом активов, трудно найти одну тему, которая движет ими одновременно. Однако, энергетический переход является фактором, который объединяет разные инструменты, влияя как на спрос, так и на предложение.
В процессе энергоперехода увеличивается доля новых первичных источников энергии и происходит постепенное вытеснение старых в общем объеме энергопотребления. Речь здесь идет как о «зеленой» энергетике и электрокарах, так и удобрениях, производство которых зависит от предложения и цен на нефть, и в конечном счете влияет на урожаи зерновых культур.
Читайте также: Инфляция никуда не денется: куда бежать инвестору
Энергетический переход тесно связан с изменением климата. В 2021 году обязательства по нулевым выбросам в атмосферу углекислого газа касались 90% всего мира (по сравнению с 30% в 2019 году). Тем не менее, текущих обязательств оказалось недостаточно для достижения целей по изменению климата. Поэтому после конференции ООН COP26 стороны договорились пересмотреть цели на 2030 год. Это означает, что 2022 год станет еще одним годом дискуссий о борьбе с изменением климата, а сокращение выбросов останется в центре внимания.
Так, если мы посмотрим на проекты по возобновляемым источникам энергии (ветроэнергетика, солнечная энергетика, водородные проекты, электромобили), то все эти инициативы способствуют спросу на металлы, в основном на медь, литий, кобальт, никель, алюминий. Однако, запасы металлов существенно уменьшились за последнее время из-за низкого производства или его сокращения, проблем с цепочками поставок
Рост спроса на электромобили в 2022 году приведет к дефициту лития, поскольку использование материала опережает производство и истощает запасы. По данным Benchmark Mineral, к 2030 году рост электромобилей будет отвечать за 90% спроса на литий. Дисбаланс в производстве в Азии и на других рынках привел к тому, что цена на сырьевой сподумен (силикат лития) выросла в 5,5 раз за год. Ожидается, что темпы роста производства лития в 2022 году будут ниже динамики спроса, обеспечив увеличение цен на литий для производителей.
Читайте также: Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто
Тренд на электрификацию и ослабление монетарной политики в Китае (ускорение экономического роста) являются факторами более высокого спроса на медь, а ограниченное предложение приводит к росту цены на актив. За последние два года не было одобрено ни одного нового проекта по добыче меди, по данным Goldman Sachs. Чтобы решить долгосрочный дефицит потребуется около 40 новых проектов по строительству медных рудников. До 2023 года запланировано строительство всего двух — в ДРК и Перу.
Ожидается, что треть роста потребления меди на 2,6% в 2022 году будет обеспечена секторами, связанными с декарбонизацией. Распространение электрокаров увеличивает спрос на медь за счет более высокого (4х) уровня содержания меди в электромобилях, по сравнению с авто на ДВС. Ветровая и солнечная энергетика требует в 4−15 раз больше меди, чем тепловая.
Снижение стоимости никелевых батарей в 2022 году и увеличение дефицита никеля первого класса будут способствовать росту стоимости актива. Спрос на никель растет экспоненциально, однако он зависит от уровня обеспечения. Первоначально на 2021 год прогнозировалось 49 тыс. тонн профицита, а закончился год дефицитом в 159 тыс. тонн (из-за спроса на нержавеющую и электротехническую продукции, перебоев в поставках). До 2024 года будет происходить поиск баланса между спросом и предложением, а затем с 2025 года никель вступит в фазу открытого дефицита. По мере роста плотности энергии никелевых элементов следующего поколения для электрокаров, стоимость на никелевые батареи может снизиться, а спрос — увеличиться.
Читайте также: Никель дорожает: в чём причина
Сокращение предложения алюминия в Европе и Китае ускоряет путь к дефициту, повышая траекторию цен. Рост цен на энергоносители привел к сокращению производства алюминия. В случае, если тенденция продлится еще 3−6 месяцев, по оценке Morgan Stanley, поставки алюминия могут сократиться на 300 тыс. тонн, по сравнению с базовыми оценками, что приведет к еще большему дефициту.
Спрос на алюминий поддерживается электрификацией. В электрокарах содержится на 30% больше алюминия, чем в авто с ДВС, и он также является одним из важнейших металлов в солнечных батареях, поскольку составляет 85%+ компонентов солнечных фотоэлектрических панелей.
Но для ископаемых видов топлива, нефти и газа, энергетический переход создает неопределенность в отношении долгосрочных перспектив спроса. Он становится своего рода сигналом для отказа от инвестиций в новые производственные мощности, что влияет на капитальные инвестиции и предложение (путем ограничения) еще до того, как на спрос будет оказано существенное влияние.
Как капитальные затраты, так и добыча нефти и природного газа продолжает падать у четырех супермагнатов (Exxon, Chevron, Royal Dutch Shell и Total Energies). Если в 2019 году инвестиции составляли в среднем $15 млрд в квартал, то в 1-м кв. 2021 года они упали на 50%. Кроме того, компании подвергаются контролю со стороны ESG.
2022 год будет характеризоваться одновременным укреплением спроса и сокращением предложения на рынках нефти и газа. Скорость изменения этих составляющих является залогом роста цен на энергоносители.
Существует три фактора, которые определяют напряженный рынок нефти в 2022 году: низкий уровень запасов, свободных мощностей и инвестиций.
-
В прошлом году мировой рынок недополучил около 2 млн баррелей нефти в день. И хотя темпы сокращения запасов в 2022 году, вероятно, замедлятся, тенденция будет сохраняться.
-
Мировые резервные мощности для производства нефти в чрезвычайных ситуациях полностью находятся в OPEC. По прогнозу Morgan Stanley, к середине года свободные мощности упадут ниже 2 млн баррелей в день с текущего уровня в 3,5 млн баррелей в день. Исторически, падение мощностей до такого уровня приводило к увеличению цены.
-
Инвестиции имеют тенденцию к снижению уже с 2014 года, упав в 2020, и частично восстановившись в 2021 году. Уровень инвестиций к текущему потреблению остается на низком уровне, увеличение не прогнозируется.
Сложив эти три фактора вместе, мы получим напряженный рынок нефти, что будет поддерживать цену на актив. Электрификация влияет на увеличение спроса на ряд металлов, необходимых для функционирования отрасли. Таким образом, сырьевые товары в условиях высокой инфляции и сохранения напряженности становятся одним из защитных активов, который инвесторы могут использовать для диверсификации рисков.
Читайте также: Цукерберг устроил рынку разминку: дальше будет еще интересней
Комментарии - 5
Юлия, Ваше утверждение не подтверждается и абсолютно противоречит заявлениям OPEC и EIA. На чем базируется Ваша гипотеза?