Ближе к концу года тенденция на снижение депозитных ставок угасла. Наоборот, некоторые банки начали повышать доходность вкладов. «Минфин» разбирался, на что могут рассчитывать вкладчики в наступающем году.
Что будет с депозитными ставками в 2022 году
В 2021 году рост замедлился
За 10 месяцев 2021 года номинальный объем средств населения в банках увеличился всего на 1% (7 млрд грн) — до 689,6 млрд грн. В ноябре существенных изменений не произошло.
Гривневая составляющая портфеля выросла на 7% (+28 млрд) — до 425 млрд грн. Валютная составляющая депозитного портфеля осталась стабильной — на уровне $10 млрд.
В Нацбанке отмечают, что темпы роста остатков на текущих счетах клиентов снижаются, тогда как в 2020 году они, наоборот, росли. К середине 2021 года доля остатков достигла максимума в 57% всего портфеля средств населения в банках.
Снижение ставок сменилось ростом
Одной из причин может быть то, что банки прекратили снижать ставки по срочным вкладам, наоборот, наметился тренд на их повышение. Причина — инфляция и рост учетной ставки НБУ, которую регулятор в этом году повышал 6 раз.
В Нацбанке считают, что стоимость срочных депозитов чувствительна к учетной ставке. Однако это не вполне соответствует действительности.
С начала марта учетная ставка выросла с 6 до 9%. За этот период средняя ставка по гривневым вкладам на год (индикатор UIRD) увеличилась всего на 0,5 п.п. — до 9% годовых. «В 2021 году НБУ несколько раз повышал процентную ставку, а большинство финучреждений на это практически не отреагировало», — отмечает Никита Малясов, руководитель отдела депозитов ПУМБа.
В то же время, уже с десяток банков предлагают по годовым вкладам в гривне 11% годовых. Так, ставки до этого уровня повысили ПУМБ, Альфа, Таскомбанк, monobank и даже «западный» Прокредит Банк.
Но большинство банков с западным капиталом пока не повышало доходность депозитов. «Исходя из стратегии привлечения средств от населения для последующего кредитования, мы фокусируемся на привлечении гривневого ресурса. На текущий момент мы не планируем повышения уровня процентных ставок для депозитов», — сообщила Валентина Розанова, начальник управления развития розничного бизнеса и кредитования ОТП Банка.
Госбанки терпят
Из последних сил держатся и госбанки, которые лидируют по оттокам средств населения в последние месяцы.
Однако, финансовый аналитик инвесткомпании ICU Михаил Демкив считает, что госбанкам также придется повышать депозитные ставки в 2022 году.
В самих госбанках пока этого не подтверждают. «На данный момент Укргазбанк не планирует повышение ставок по депозитам», — уверяет Виталий Годун, начальник управления развития продуктов розницы Укргазбанка.
В Ощадбанке решили обойтись без конкретики. «Ощадбанк планирует концентрироваться на удержании/расширении депозитного портфеля с помощью грамотной и взвешенной депозитной политики», — рассказала Марина Ревуцкая, заместитель директора департамента розничного бизнеса Ощадбанка.
Тут следует отметить специфичность положения Ощада. Госбанк находится на пороге вступления в Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), после чего его вкладчики лишатся 100%-ных госгарантий по вкладам. Соответствующий законопроект (№ 5542−1) был принят парламентом в первом чтении ещё летом и должен был быть окончательно утвержден до конца 2021 года. Однако этого так и не произошло, хотя такое обязательство властей было зафиксировано в последнем Меморандуме с МВФ.
Ощадбанк упорно не раскрывает структуру своих вкладов. Но знающие люди утверждают, что там очень много крупных депозитов. Они могут утечь из госбанка после его вступления в Фонд и потери преимущества в виде полной госгарантии по вкладам.
Госгарантии так и не выросли
«Зависший» законопроект № 5542−1 также предполагает повышение госгарантий по депозитам с нынешних 200 до 400 тыс грн, а позже — до 600 тыс грн. Разговоры об этом ходят уже несколько лет, однако дело не сдвигается с мертвой точки.
Банкиры не ожидают особых перемен и после повышения госгарантий. «Минфин» же допускает, что увеличение госгарантий может стимулировать переток средств из крупных и надежных в небольшие и более рисковые банки, которые предлагают максимальные ставки. Правда, многолетняя закономерность «чем меньше банк — тем выше ставки» теряет актуальность.
Программа БОНУС к депозитам. Оформите вклад через «Минфин» и получите бонус!
«Депозитный» налог остается
Куда больше влияния на депозитный рынок могла бы оказать отмена налога на доход с депозитов. Такую инициативу примерно год назад озвучил глава НБУ Кирилл Шевченко, но каких-либо реальных шагов в этом направлении так и не было предпринято.
В одном из осенних интервью главный банкир намекнул на освобождение от налогов только долгосрочных вкладов, что позволило бы банкам удлинить фондирование. Однако развития данная инициатива так и не получила.
Напомним: сейчас из процентного дохода по депозитам вкладчики платят НДФЛ плюс военный сбор, которые суммарно составляют 19,5%. Уплата налога снижает реальную максимальную доходность вкладов примерно на 2 п.п.: с 11 до 9% годовых.
Факторы влияния
По мнению банкиров, на депозитные ставки в 2022 году будут влиять следующие факторы:
- инфляция;
- учетная ставка НБУ;
- потребность банков в ресурсах (кредитование, ликвидность);
- макроэкономическая и политическая ситуация в стране;
- деятельность регулятора;
- валютный курс.
2021-й стал годом активизации кредитования экономики на фоне стабильно быстрого роста розничных кредитов. За предыдущие годы банки накопили достаточно ресурсов для фондирования кредитных операций. Однако ликвидность имеет свойство заканчиваться, тем более, что Нацбанк свернул долгосрочное рефинансирование. Теоретически, частично банки смогут высвободить ресурсы для кредитования, сократив портфели вложений в ОВГЗ. Однако этого может оказаться недостаточно.
Кроме средств физлиц, на счетах банков находятся деньги бизнеса, примерно в таком же объеме. Но этот ресурс намного более мобильный, поэтому не может рассматриваться в качестве основного источника фондирования.
«На повышение ставок может повлиять рост кредитования. Если банки будут нуждаться в ресурсах, борьба за клиентов будет вестись в плоскости доходности вкладов», — подтверждает Артур Муравицкий, заместитель председателя правления Таскомбанка.
В то же время резкое повышение депозитных ставок может привести к сокращению заработков банков (маржи) и/или возобновлению роста кредитных ставок. А это чревато очередной деактивацией кредитования. Поэтому банки стараются во что бы то ни стало сохранить существующий статус-кво, обеспечивший системе рекордную прибыль в 2021 году.
Плюс 0,5−1 п.п. и не больше!
Банкиры считают, что в 2022 году ставки по депозитам вырастут максимум на 0,5−1 п.п.
«Если рост и будет, то только в гривне, преимущественно по срочным депозитам в пределах 0,5−1 п.п. в среднем по рынку», — прогнозирует Никита Малясов. С ним согласен Артур Муравицкий: «В долгосрочной перспективе тенденция повышения процентов по депозитам в нацвалюте сохранится. Но больших изменений в первом квартале 2022 года мы не ожидаем, ставки вырастут максимум на 0,5−1 п.п.»
«Ставки по депозитам в гривне будут постепенно расти в пределах 0,5−1 п.п. на все сроки», — отмечают в Альфа-Банке.
А вот в госбанках не ожидают заметных изменений. «В 2022 г. мы прогнозируем относительную стабилизацию процентных ставок, которые фактически достигли экономической обоснованности. Если и будут колебания, то точечные и несущественные», — говорит Марина Ревуцкая из Ощада.
Финучреждения очень неохотно делятся планами. «В декабре 2021 года мы повысили ставки в гривне и на ближайшее время (начало 2022 г.) повышения не планируется. Но все будет зависеть от рыночных условий и конкурентной среды», — сообщили в Альфа-Банке. Многие другие игроки вовсе проигнорировали вопрос «Минфина».
Курс на удлинение
Сейчас вкладчики разделились группы. Одни держат сбережения на текущих счетах, имея свободный доступ к ресурсам. Другие — максимизируют заработки, разместив средства на годовые вклады. «Наиболее популярны сейчас вклады до востребования с моментальным доступом и срочные депозиты на срок 6 месяцев и до года», — констатирует Наталья Белоконь, руководитель по вопросам развития платежных решений Райффайзен Банка.
«Наши клиенты отдают предпочтение гривневым вкладам сроком на 12 месяцев, ведь они позволяют зафиксировать максимальную доходность (до 11% годовых) в течение следующего года», — говорит Артур Муравицкий из Таскомбанка.
В отдельную подгруппу можно выделить вкладчиков, размещающих средства на текущих счетах с повышенными ставками — 5−7% годовых в гривне.
«Возможно, с введением норматива NSFR (коэффициент чистого стабильного финансирования) банки будут вынуждены сбалансировать активы и пассивы по срокам, поэтому могут активизировать привлечение депозитов на более длительные сроки», — рассуждает Никита Малясов из ПУМБа. Такой прогноз разделяют в Альфа-Банке: «Долгосрочные депозиты (от 12 месяцев) останутся с более высокими ставками, направленными на удлинение банками пассивной базы».
Стабильная инвалюта
Банкам не нужна валюта, поэтому финансисты не прогнозируют роста ставок по депозитам в долларах и евро. Осенью Нацбанк намекнул, что может разрешить банкам покупать еврооблигации Украины. Это позволило бы банкам больше зарабатывать на валюте. Показательно, что ни один из опрошенных банкиров даже не упомянул об этом в качестве фактора возможного роста ставок по валютным депозитам. Но и падения ставок также не предвидится.
В Альфа-Банке предполагают, что процентные ставки в инвалюте останутся на прежнем уровне, поскольку валютная ликвидность банков превышает объемы её размещения в активы.
«Прибыльность валютных вкладов в ближайшее время останется стабильной. Это связано с низкой необходимостью банков в валютных ресурсах и стабильных объемах кредитования бизнеса в валюте», — подчеркнул Артур Муравицкий.
Нести или забирать?
Самые привлекательные ставки по гривневым вкладам сейчас в лучшем случае компенсируют официальную инфляцию.
Но если инфляция будет снижаться, а ставки по депозитам подрастут, то на гривневых вкладах в 2022 году можно будет заработать.
Конкуренцию банковским депозитам могут составить ОВГЗ. За 2021 год вложения украинцев в гособлигации выросли с 10 до 25 млрд грн. Учитывая динамику нынешнего года, скорее всего, в 2022 году будет иметь место скромный прирост гривневых сбережений.
А вот на реальный прирост валютных сбережений вряд ли можно рассчитывать. В лучшем случае они останутся на нынешнем уровне.
Совокупность таких мощных факторов, как долларовая инфляция, девальвация относительно гривны, рост цен на недвижимость, открытие рынка земли и увеличение э-лимитов не привели к существенному оттоку валютных сбережений из банков в 2021 году. Однако не исключено, что держатели обесценивающейся валюты изменят точку зрения в 2022 году и они массово начнут «переворачиваться» в другие инструменты.
Сдерживающим фактором может стать девальвация гривны, которая ожидается в следующем году. А активизация налоговой амнистии, которая долго буксовала, могла бы стать заметным источником притока преимущественно валютных ресурсов для банков.
Комментарии