Ускорение инфляции — новая проблема глобального масштаба. В ноябре темпы роста цен в США достигли 6,8% — максимум за 40 лет. Инфляция в Украине тоже ускорилась: с июля показатель превышает 10%, чего не было с 2018 года. Почему растут цены и как их усмиряют регуляторы, рассказал заместитель главы Нацбанка Сергей Николайчук, отвечающий за монетарную политику. Forbes опубликовал главные тезисы разговора.
В НБУ спрогнозировали, когда упадут цены на газ
Есть ли шансы привести инфляцию к цели 5%
Инфляция остается повышенной, хоть и замедляется после сентябрьского пика. Важно, что меняется ее структура. В первой половине года основную роль играли удорожание продовольствия и энергоносителей на глобальных рынках и соответственно рост цен на них в Украине. Сейчас такое увеличение переносится на более широкий спектр товаров и услуг.
Наш прогноз по октябрьскому инфляционному отчету — 9,6% на конец этого года и 5% на следующий год. Относительно этого года, вероятнее всего, у нас будет цифра немного выше, а в следующем, я думаю, у нас есть все шансы привести инфляцию к цели 5%.
Когда вернемся к низкой инфляции
Руководители ФРС больше не говорят о транзитивной природе инфляции. По-моему, у центральных банков в развитом мире нет проблемы с усмирением инфляции, они научились это делать еще после кризиса 1970-х годов. НБУ тоже продемонстрировал, что в стране с достаточно продолжительной историей инфляции есть возможность ее снизить. Несколько сложнее ее постоянно удерживать на целевом уровне, но мы учимся это делать.
В то же время, у ведущих центробанков есть огромные проблемы с тем, чтобы разогнать инфляцию с нулевых уровней до цели 2%. На мой взгляд, эта проблема никуда не делась, и через несколько лет мы снова вернемся к ней.
Читайте также: Инфляция и укрепление доллара в 2022 году: как отреагируют акции и криптовалюта
Инфляции такого масштаба не было даже в кризис 2008 года
Программы количественного смягчения и в США, и в странах Европы внедрялись и после глобального финансового кризиса в 2008 году. Тогда всплеска инфляции подобного масштаба не было.
Текущий инфляционный всплеск является результатом наложения нескольких экономических процессов. Один из них — программы стимулирования позволили достаточно быстро оправиться совокупному спросу. С другой стороны, пандемия наложила отпечаток на способности поддерживать производство на допандемическом уровне.
Также добавились и довольно неблагоприятные погодные условия по всему миру, что негативно отразилось на урожае сельскохозяйственных культур. Результат — всплеск цен на продовольственные товары.
На это накладывается активизация правительств многих стран в попытках предотвратить климатические изменения, что приводит к увеличению спроса на ряд металлов, микропроцессоров, чипов
Чем опасна инфляционная спираль
Горизонт влияния наших действий — 9−18 месяцев. Если мы видим, что текущий всплеск инфляции рискует превратиться в инфляционную спираль, мы не можем медлить.
Высокая инфляция цен на одни продукты будет подпитывать рост цен на другие. Дальше — ослабление обменного курса и рост номинальных заработных плат. Последнее будет стимулировать предприятия увеличивать расходы на зарплаты и, соответственно, повышать цены.
В украинском и международном опыте хватает примеров, когда центральные банки не успевали своевременно отреагировать. Можно вспомнить 2015 год, когда НБУ повышал ставку до 30%, чтобы остановить спираль инфляции и девальвации.
Читайте также: Дорогое сырье, инфляция и продолжение пандемии: что нас ждет в 2022 году
Риторика власти изменилась
Когда политики говорят о том, что нам нужно разгонять экономику инфляцией, очень часто они недооценивают эффект роста цен, который влияет на население, электорат
В Украине риторика властей достаточно сильно изменилась за последние полгода на фоне ускоряющейся инфляции. Мы чувствуем гораздо лучшее понимание со стороны и Кабмина, и других властей в том, что инфляция является проблемой и нам нужно с ней бороться.
Прогноз, когда упадет цена на газ
Если бы не ограничения на рост цены на газ, текущие европейские цены полностью переложились бы на плечи людей, инфляция была бы гораздо выше.
Вопрос в том, как долго этот механизм может работать. Если, как сейчас предполагается, до конца отопительного сезона, будет один из двух эффектов: либо очень резкое повышение цен, либо, если цены на глобальных рынках снизятся, мы увидим, что правительство абсорбировало этот временный всплеск из-за административного регулирования.
Наш прогноз: цена газа в первом квартале следующего года снизится на европейском рынке до $700−750 за 1 тыс. куб. м. Далее в течение года будет уменьшаться до $300−400 за 1 тыс. куб. м, и в среднем через год составит $460.
Комментарии - 8
«Вовочкіна 1000" — яскраве тому підтвердження, як і безкінечні запозичення кабміну, незалежно від того, що «відчуває» автор.
«Цей бюджет — борговий зашморг. Окрім дефіциту в 188 мільярдів, є шалені запозичення. Влада навантажує майбутні покоління додатковими фінансовими зобов’язаннями. Економіка падає і не дає необхідного внеску для розвитку держави. Влада пішла найгіршим шляхом — підвищення податків. Хочуть наповнювати бюджет не зростанням економіки, а більше видушувати з бізнесу. І не дають жодної підтримки підприємцям», — каже Гройсман.
«Податкова реформа складається лише з одного — касові апарати й у селах поставити, а податковій дати драконівські повноваження на контроль бізнесу», — додає він.
Фінансування медицини, військових, освіти погіршується, каже колишній прем'єр.
«Бюджет оборони цьогоріч становить 117 мільярдів. Наступний планують 131 (133,488 млрд грн проголосували в другому читанні законопроєкту. — Gazeta.ua). Колишній міністр оборони Таран напередодні відставки сказав, що мінімальні потреби армії - 170 мільярдів. Тобто мінус 40 мільярдів. Вони перевели військо в систему стагнації. Це ослаблює нашу обороноздатність. Коли я став прем'єром, бюджет на армію був 60 мільярдів. А як ішов із посади — 103», — говорить Гройсман.
На думку експерта, реалізація комплексного пакета термомодернізації вимагає від року до двох років активних робіт.
https://www.unian.ua/economics/energetics/platizhki-za-opalennya-v-bagatopoverhivkah-mozhna-zmenshiti-vdvichi-ekspert-novini-sogodni-11647996.html
Протягом найближчих 3−4 років Україна планує збільшити видобуток природного газу з 18−19 млрд куб. м до 23−25 млрд куб. м.
За даними ОДТСУ, видобуток газу в Україні в 2020 році становив 19,7 млрд куб. м (-4,4% до 2019-го), зокрема «Укргазвидобування» — 14,2 млрд куб. м.
Згідно з даними НКРЕКП, одночасно Україна в 2020 році збільшила валове споживання природного газу на 5,5% (на 1,55 млрд куб. м) порівняно з 2019 роком — до 29,8 млрд куб. м.
За словами голови правління НАК «Нафтогаз України» Юрія Вітренка, країні доводиться імпортувати близько 10 млрд куб. м природного газу