Администрация Байдена продвигает глобальную налоговую революцию. Министры финансов G7 уже согласовали позиции, дело за G20 в июле, остальному миру придется принять новые правила игры. В чем суть и какие последствия будут для Украины — размышлял на своей странице в Фейсбуке старший экономист Центра экономической стратегии Юрий Гайдай. «Минфин» выбрал главное.
Сколько транснациональные цифровые гиганты заплатят налогов в Украине
Налоги перетекают в гавани
В существующей глобальной системе компании платят налоги там, где у них активы и хед-офисы.
В 1975-м году компании S&P500 имели всего 17% нематериальных активов (патенты, бренды, софт) и 83% — материальных (заводы, земля и т. д). В 2005 году судьба нематериальных активов была уже 80%, в 2020 — 90%. И то следует учитывать, что к 10% материальных активов относят и триллионы кэша, накопленных техгигантами.
Компаниям, которые генерируют доходы из нематериальных активов, как технологические гиганты, легко загнать эти активы в низконалоговые юрисдикции и платить там. Один Google через ирландские патентные ящики сэкономил десятки миллиардов долларов. Налоговая нагрузка условного Apple и условной Toyota может отличаться на 50%.
Другие налоги большие корпорации платят по месту нахождения хед-офисов, то есть в богатых странах Запада и Азии, гарантирующих верховенство права.
Вдобавок, исторически у нерезидентов были очень ограничены возможности предоставлять услуги физлицам других стран, поэтому этими операциями пренебрегали при построении налоговой системы. Но потом появились электронные услуги и их объем постоянно растет. И растет их доля в структуре расходов потребителей. Стриминг, облачные сервисы и тому подобное. Вариантов два — возлагать функции налогового агента на физлиц (слабо себе представляю), или менять налоговое законодательство так, чтобы техгиганты платили налоги с продаж электронных услуг по месту их предоставления.
Поэтому ряд стран за последние годы уже ввели Digital services tax, другие взвешивают. Но каждая страна по-разному видит и базу (продажи медиасервисов, рекламы, цифровых интерфейсов, пользовательских данных), и минимальные лимиты операций в странах, в которых действует налогообложение; и ставки гуляют от 1,5% в Польше до 7,5% в Турции и Венгрии.
Читайте также: Байден представил новый план: у кого возьмут и кому дадут деньги
Что продвигает администрация Байдена
Для компаний с годовым доходом более $20 млрд и маржинальностью более 10% предполагается перераспределение 20% прибыли сверху этих 10% с налогообложением в странах, где осуществляется деятельность. Также глобальный минимальный налог на корпоративную прибыль должен быть не менее 15%. В обмен на это страны должны отменить свои налоги на цифровые услуги (США считает, что они дискриминируют американские компании, а страны ЕС очень неохотно соглашаются).
Для Байдена это важная предпосылка, чтобы поднять внутренние ставки корпоративного налога с 21% до 28%, поэтому мотивация сильна. Официально коммуницируется, что такие изменения должны остановить «гонку ко дну» ставок корпоративных налогов и стимулировать неналоговую конкуренцию за большой цифровой бизнес (условия ведения бизнеса, образование и наука
Временной горизонт имплементации изменений — до четырех лет.
Читайте также: Как новый налог от G7 повлияет на гигантов бизнеса
Кто выиграет
Больше всего от налоговой революции выигрывают большие богатые страны, чьи граждане потребляют много электронных услуг, деньги от которых раньше накапливались в низконалоговые юрисдикции.
Мелкие, откровенные оффшоры типа BVI и Кайманов будут в жестоком пролете, а страны, позволяющие структурировать и вписываться в 7−9% эффективных ставок, такие как Ирландия, сейчас бьются до последнего, чтобы спасти хоть какое-то пространство для маневра, но их возможные потери оценивают в несколько процентов от бюджетных поступлений.
Бедные страны выигрывают, но немного, и то при условии, что имеют офисы глобальных компаний и относительно сильный внутренний рынок электронных услуг. Думаю, Украина попадает именно в эту категорию «бедных, которые выигрывают, но не много».
Бедные страны без развитого внутреннего рынка и без ІТ-аутсорса прибавят хорошо, если +1% налоговых поступлений. Дело еще и в том, что страны за пределами G20 и EU почти не имеют доступа к рабочим группам, имеют малый вес голоса и влияния на процесс согласования изменений и деталей. Ожидать благотворительности со стороны крупных и богатых, которые маневрируют между собственной социалкой и давлением корпоративных гигантов, пожалуй не стоит.
Читайте также: Заставит ли Байден Украину избавиться от «упрощенцев»
Комментарии