Сергей Сароян — основатель проекта Performance management, бизнес-эксперт и предприниматель. Он также является ментором и партнером сообщества Board. Сергей Сароян известен прежде всего своим подходом к налаживанию эффективности работы бизнеса. К нему обращаются компании, которые сталкиваются с достижением стеклянного потолка, кризисом роста, падением продаж, для налаживания системы контроля за основными показателями бизнеса и эффективности работы сотрудников. Мы спросили у Сергея о том, как сегодня проходит конкурентная борьба между компаниями, какие-формы она может принимать и как выиграть эту гонку и остаться на плаву.
Сергей Сароян: Конкуренция в бизнесе — чего ждать, когда начинаешь бизнес
Конкуренция — индикатор здоровой рыночной экономики, где существует множество компаний, свободная торговля, открыт доступ к информации. Существует даже понятие «несовершенной конкуренции», когда ситуация обратная и рынок монополизирован или разделен несколькими крупными игроками.
Роль конкуренции, как в экономике, так и в бизнесе определяющая. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и задает высокие стандарты качества товаров и услуг, уровня обслуживания, а также ликвидирует неэффективные методы ведения бизнеса. Если бы не было конкуренции, предложений на рынке было бы мало, цена на них была бы необоснованно высокой, а обслуживание оставляло бы желать лучшего, уверен Сергей Сароян.
К тому же, именно пребывание в условиях конкурентной борьбы заставляет компании постоянно усовершенствовать свой продукт, искать новые подходы к ведению бизнеса, маркетингу, а следовательно, развиваться.
Бизнес немыслим без конкурентной борьбы за сегмент рынка, потребителя, возможности сбыта и захвата определенной доли на рынке. Многие предприниматели боятся конкуренции, но нужно быть готовым ее встретить, иначе совершенно нет смысла начинать собственное дело, считает Сергей Сароян.
Являясь ментором и партнером бизнес-сообщества Board, которое существует для взаимовыручки и обмена опытом представителей бизнес-сообщества, Сергей уверен, что конкуренция компаний на рынке должна строится на принципах взаимного уважения. Развитие культуры ведения бизнеса в Украине, приобщение предпринимателей к коллаборации, построение доверительных отношений внутри бизнес-среды открывает новые возможности для роста и развития экосистемы собственного бизнеса. Иногда такая смена фокуса помогает увидеть в конкуренте нового партнера или даже учителя. Именно такие идеи пропагандирует Сергей Сароян на встречах сообщества Board, которые, к слову, происходят почти каждую неделю и вызывают широкий резонанс.
При выходе на рынок компании неизбежно сталкиваются с достаточно жесткой конкуренцией, которая является одним из входных барьеров, не позволяющих 70% компаний пережить первый год ведения бизнеса. Поэтому первое, о чем следует подумать — это адекватная оценка ситуации на рынке.
Вступать в высококонкурентный бизнес, в котором рынок достаточно насыщен и существует много компаний, предлагающих похожие товары и услуги, где предложение превышает спрос — всегда очень сложно, делится своим опытом Сергей Сароян.
Когда мы говорим о конкурентоспособности, то мы говорим прежде всего о продукте (товаре, услуге), о его способности быть проданным при наличии аналогичных товаров и услуг. Этот фактор чрезвычайно важен на этапе дебюта компании/продукта. И тут вступает в игру качество продукта/услуги, который вы собираетесь продвигать.
На сегодняшний день, высокое качество продукта — это уже норма, а не привилегия. Вы не можете уступать своему конкуренту в качестве, убежден Сергей Сароян! Необходимо быть минимум равным, а в идеале — лучшим в чем-то. Всегда стоит держать в уме, что конкуренция — это борьба не хорошего и плохого, а борьба хорошего с еще лучшим.
Вы должны выгодно отличаться от остальных. Если не в качестве продукта, то в обслуживании, социальной миссии, вспомогательных свойствах товара. Сергей Сароян отмечает, что сервис — зона с неограниченным ресурсом конкурентоспособности компании и многие сейчас сражаются именно на поле качества обслуживания.
Также очень важно понимание потребности, которую вы удовлетворяете своим продуктом и знание своей целевой аудитории. Большая доля успеха зависит именно от целевого попадания в своего покупателя. Вы должны знать его лучше, чем своего друга. Важно все — сколько ему лет, кто его кумир, как он добирается на работу, на каком языке говорит, в каких социальных сетях проводит время, сколько зарабатывает, с какими проблемами сталкивается, о чем мечтает. Это снимает множество вопросов и позволят грамотно спланировать коммуникацию с потенциальным покупателем, уверяет бизнес-эксперт.
Когда вы определились с сегментом рынка, сделали анализ конкурентной среды, обозначили потребности, целевую аудиторию и создали качественный продукт в игру вступает маркетинг и стратегия продаж.
Сергей Сароян замечает, что одна из часто распространенных ошибок многих компаний — постоянная борьба за новых клиентов и потеря при этом лояльных, поэтому не стоит забывать о маркетинге удержания.
Не в последнюю очередь на конкурентоспособность товара влияет его цена, форма сбыта, сервис, клиентоориентированность компании и множество других факторов.
Говоря о конкуренции в бизнесе, нельзя оставить без внимания тему недобросовестной конкуренции и всего разнообразия ее форм, которые с развитием медиа приобретают все большие масштабы.
Недобросовестной конкуренцией можно назвать любые действия, направленные на получение рыночного преимущества, которые противоречат законодательству, состоявшимся на рынке традициям, этике, справедливости и которые могут причинить убытки другим компаниям либо нанести вред их деловой репутации.
К недобросовестной конкуренции может быть отнесено использование чужого контента (фото, видео, отзывов), воровство технологий, дизайна, производственных образцов, попытка работать от имени чужого бренда с уже сильной узнаваемостью, использование рекламы с людьми, которые не давали на это согласие (звезды и лидеры мнений), «подставы» подрядчиков и бывших сотрудников, негативные отзывы под видом клиентов и множество другого. На сегодняшний день, к сожалению, это неотъемлемая часть бизнеса, считает Сергей Сароян.
Нужно понимать, что далеко не все могут выиграть конкурентную гонку за счет качества товара, его маркетинга или сбыта, то есть приемлемыми методами. Поэтому, все больше людей соблазняется возможностью использовать чужие наработки или выехать с помощью очернения репутации конкурента. Даже с точки зрения трудозатратности и количества потраченных средств, гораздо быстрее и дешевле написать несколько негативных отзывов о товаре конкурента или даже «разоблачающий» текст в социальных сетях и СМИ, считает Сергей Сароян.
Подобные попытки дискредитации деловой репутации компании могут иметь системный характер и приобретать форму спланированных информационных атак, когда неправдивая информация начинает появляться во всех социальных сетях, рекламироваться и разыгрываться в формате срежиссированной криминальной драмы.
Сергей Сароян рассказал, что его клиенты, коллеги, да и он сам не единожды сталкивались с совершенно грязными методами конкуренции в бизнесе, когда дело доходит до вымогательства, шантажа и даже угроз физической расправы.
Так же есть своя специфика, например, бизнес в сфере инвестиций и финансов более уязвим к обвинениям в мошенничестве, пищевая промышленность — к обвинению в антисанитарии и отравлениям, фармацевтика — к контрафакту и прочее.
На сегодняшний день подобные истории отнюдь не редкость, и за свою карьеру Сергей Сароян сталкивался с этим несколько раз. В качестве примера он приводит две ситуации, которые, возможно, помогут читателям представить, к чему стоит быть готовым и как действовать в таких случаях.
Первая — достаточно системная атака на одну компанию. В сети стали распространяться статьи, которые излагали совершенно неправдивую информацию, что в офисах компании проходят обыски, якобы выявлены факты мошенничества, близится судебное дело, всем причастным грозит тюрьма. Были даже указаны статьи криминального кодекса и приведены цитаты очевидцев. Естественно, все это было ложью. Одновременно с этим, различные отзовики за несколько дней заполнились фейковыми отзывами от якобы клиентов, о том, что они недовольны работой компании и имели в ней проблемы. В этом случае, Сергей Сароян советует, во-первых, не скрывать от своих клиентов, что на компанию обрушилась информационная атака. Им важно объяснить, что происходит, иначе, ввиду недостатка официально-подтвержденной информации они будут вынуждены поверить фейкам. Во-вторых, следует направить официальные запросы во все возможные органы, в том числе в полицию, с просьбой проверить реестры и дать официальный ответ, ведутся ли какие-то расследования и проходят ли следственно-оперативные действия, связанные с вашей компанией. Официальный ответ от полиции, СБУ, НАБУ или других органов, о том, что никаких обысков в вашей компании не проходило и никаких криминальных дел против вас не открыто — даст вам возможность подкрепить свои слова доказательствами. Ситуация, где ваше слово против слова недоброжелателя — очень невыгодная, убежден Сергей Сароян.
Второй пример — это атака на личную деловую репутацию самого Сергея. В сети и социальных сетях стала распространяться реклама, в которой речь шла о том, что он якобы похитил человека и требовал выкуп, угрожая «похоронить его в болоте». Человеком, вероятно, нанятым для дискредитации репутации бизнесмена был некий Олег Фурдуй. Сергей не стал опровергать эту информацию в сети, поскольку всем, кто знал его лично или следит за ним в социальных сетях было очевидно, что это не правда. После этого Олег Фурдуй вышел на связь и потребовал денег за удаление неправдивой информации из сети. Сергей подал заявление по факту кибербулинга в департамент киберполиции Национальной полиции Украины и гражданский иск на Олега Фурдуя о защите чести, достоинства, деловой репутации и опровержения недостоверной информации. Так же против Олега Фурдуя открыто уголовное производство по факту сообщения неправдивой, заведомо ложной информации из корыстных побуждений. За совершение преступления по ч.2 ст. 383
Что касается борьбы с недобросовестной конкуренций, то Сергей Сароян советует придерживаться только тех методов, которые лежат в правовом поле. Он поступает так сам и рекомендует своим клиентам — писать заявления в полицию, обращаться в суд, опровергать неправдивую информацию используя документальное подкрепление. Никогда не стоит отвечать тем же и опускаться до такого мелочного уровня конкурентной борьбы. Подобная война может сильно затянуться, а ваше внимание должно быть сосредоточено только на вашем бизнесе, его развитии и усовершенствовании продукта. Все остальное — это попытка отвлечь вас от главного, уверяет Сергей Сароян.
Следует быть готовым к тому, что на рынке бывает всякое и далеко не все руководствуются этическими принципами ведения бизнеса. Но и отношение к таким компаниям формируется соответствующее. Поэтому важно быть выше этого и вовлекаться только в здоровую конкуренцию, настаивает Сергей Сароян.
Комментарии - 1