Всегда интересно узнавать, как работает тот или иной бизнес, особенно во время кризиса. Сегодня мы поговорим с председателем правления Коммерческого Индустриального Банка Татьяной Владимировной Путинцев о том, как карантин повлиял на банковский бизнес, как удалось сохранить прибыльность и продолжить активное развитие.
Как во время кризиса увеличить прибыль и продолжить развиваться. Отвечает Председатель Правления АО КИБ Татьяна Путинцева
Бизнес закаляется при грамотном управлении особенно во время кризисов. «Коммерческий Индустриальный Банк» за 27 лет существования на украинском рынке пережил немало сложных времен, но продолжает расти и развиваться. Нынешний кризис, вызванный пандемией COVID-19, не стала исключением. Банк успешно преодолел несколько турбулентных месяцев в экономике страны, вышел на высокий уровень доходности и не утратил динамики. О том, какую антикризисную стратегию выбрал банк, мы поговорили с Татьяной Владимировной.
«Кризисы цикличны, они вспыхивают и угасают, а клиенты — высшая ценность. Единственный способ их сохранить — понять их проблемы и помочь с ними справиться »
— Татьяна Владимировна, не секрет, что пандемия и карантин нанесли сильный удар по бизнесу, в том числе банковском. Сократились кредитные портфели, их качество снизилось, что обусловлено снижением доходов клиентов или остановкой бизнеса. В таких условиях многие банки, как правило, оптимизируют сеть отделений, прекращают активное кредитование и уменьшают расходы ...
— Безусловно, кризис коснулся всех участников рынка. Банковский сектор испытал на себе сильный удар. Из-за карантина закрылись многие предприятия, особенно в сфере услуг. Владельцы потеряли доход, люди потеряли рабочие места. Все это бумерангом коснулось банков, как розничный, так и корпоративный бизнес. Без финансовой стабильности клиентам стало трудно обслуживать кредиты, начался отток депозитных вкладов, уменьшилось количество пролонгаций и объем расчетных операций. В частности, увеличились операционные расходы, а удаленная работа требовала дополнительного программного обеспечения, организации транспорта для сотрудников, закупки защитных и антисептических средств… Список велик.
— Выполнение рекомендаций НБУ по кредитным каникул и введение собственных программ лояльности для клиентов тоже сказались на прибыли?
— Да, но оставить клиентов без поддержки в самый неподходящий момент — неприемлемо. Еще в самом начале карантина мы сделали ряд шагов навстречу клиентам Банка, чтобы помочь им в сложных обстоятельствах и уменьшить нагрузку на их бизнес и бюджеты. Кризисы цикличны, они вспыхивают и угасают, а клиенты — высшая ценность. Единственный способ их сохранить — понять их проблемы и помочь с ними справиться.
Очевидно, что уменьшение кредитной нагрузки в период кризиса — это не просто помощь, а во многих случаях — это реальное спасение. Поэтому на период карантина с 1 марта по 30 апреля 2020 мы отказались от штрафных санкций и начисления повышенных процентных ставок на просроченную задолженность за невыполнение условий кредитных договоров. Также мы рассматриваем обращение о реструктуризации срочных кредитов на условиях, рекомендованных НБУ, и отсрочки в оплате основного долга по кредитным договорам.
— Как Банк отреагировал на угрозу коронавируса, или закрывали отделения?
— Генри Киссинджер описывая кризисные явления в экономике говорил: «В ситуации дерзкий курс чаще бывает безопасным». Закрытие отделений не принесло бы пользы ни нам, ни нашим клиентам. Поэтому все отделения работали во время карантина, соблюдая санитарного режима и особого графика обслуживания. Используя советы МЗ Украины, мы ввели ряд мер дополнительной защиты как клиентов, так и сотрудников, максимально минимизировав риски распространения вируса. Помещение банка несколько раз в день проходят специальную дезинфекцию и проветриваются, а сотрудники работают в медицинских масках, перчатках и обеспечены антисептиками. В отделение Банка одновременно допускается не более пяти посетителей исключительно в средствах индивидуальной защиты — масках, с обеспечением безопасной социальной дистанции. Часть сотрудников переведены на дистанционную работу. Некоторые совещания проводятся в онлайн-режиме. Такое положение будет действовать до полной отмены карантина в Украине.
«В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще сложнее их быстро имплементировать»
— Условия для работы не из простых. Как же удалось сохранить прибыльность банка и динамику роста? Открытые рейтинги и отчетность Коммерческого Индустриального Банка показывают, что вы сохраняете динамику и наращиваете прибыль.
— «Успех — это способность появляться в нужном месте в нужное время». В шоковых ситуациях крайне важно оперативно принимать сложные решения, а еще важнее их быстро имплементировать. Если момент выбран неподходящий, курс неверный, то бизнес может легко войти в неконтролируемое пике с крайне негативными последствиями. Нам удалось выбрать удачный момент для диверсификации рисков и сохранить контроль над ситуацией. Для этого была проведена объемная работа как ТОП-менеджментом, так и всей командой АО КИБ. Во время «жесткого» карантина прибыль оказалась меньше прогнозируемого, но уже летом мы фактически вышли на «бескризисный» уровень.
— Как это выглядит в цифрах?
— За первое полугодие 2020 ключевые балансовые показатели приросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Активы выросли на 52%, а собственный капитал увеличился на 10%. Объем средств физических лиц вырос на 21,8% с начала года. По итогам первого полугодия 2020 нам удалось получить прибыль в объеме 8100000 гривен. Несмотря на кризис, это достаточно хороший показатель. Например, прибыль Банка по итогам первого полугодия 2019 был на 29,5% меньше. Выросли все ключевые статьи доходов. Только комиссионные доходы показали прирост на 186,3% и составили 77400000 гривен с начала года.
— То есть вы продолжили расти, вопреки ситуации?
— Мы выбрали стратегию развития, поставить этот процесс на паузу невозможно. В конечном итоге имеем два варианта: либо постоянно расти, или остановиться. Останавливаться мы точно не собираемся, поэтому сейчас активно развиваем как корпоративный, так и розничный бизнес, наполняем функционалом наш онлайн-банкинг CIB-Online и внедряем новые продукты. С недавнего — «Детская» карта и депозит в золоте «Золотой запас». Недавно мы запустили новый корпоративный сайт и активно интегрируем все каналы коммуникаций с клиентами. Сейчас работаем над рядом интересных проектов по e-commerce и активно развиваем международное сотрудничество по кредитным программам для МСБ. Первым шагом стало подписание соглашения о сотрудничестве с польской компанией «Эксима Консалтинг». В октябре открылось отделение-касса в Зимней Воде, это пригород Львова, до конца года планируем еще одно такое отделение в Одессе… Да, это расходы в кризисное время, но это и будущую прибыль.
— По депозитной политики АО КИБ ...
— Управление депозитной ставкой достаточно тонкая работа, маленький перегиб — получаешь убытки. Мы держим конкурентные проценты по депозитам, давая людям возможность заработать несмотря на общую тенденцию банков к снижению процентной ставки. Это стимулирует нас придерживаться взвешенной системы управления рисками и эффективной кредитной политики. Нам это удается, а Клиенты благодарны, советуют нас друзьям, Лонгуэй вклады и остаются вместе с нами.
Комментарии