Минфин - Курсы валют Украины

Установить
14 апреля 2020, 9:22 Читати українською

«Рассматриваем клиентов под лупой»: как работают МФО во время карантина

Вызванные карантином кризис и рост безработицы повысили спрос на микрокредиты, но заострили проблему платежной дисциплины. Каждый третий займ, выданный МФО, перекочевал в разряд проблемных.

Кризис вынуждает микрофинансовые компании жестче подходить к оценке рисков и сокращать объемы выдачи кредитов. Об этом участники рынка рассказали на вебинаре «Рынок МФО: реалии, перспективы, прогнозы», который проходил в рамках проекта FinUpdate, организованного BankOnline.

Кризис — денег нет

Председатель правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК) Анна Замазеева считает, что и крупные, и небольшие МФО в ближайшее время будут решать одни и те же проблемы:

  • сокращение объема выдачи кредитов;
  • снижение дохода кредиторов;
  • рост проблемной задолженности;
  • взыскания и всплеск обращений от клиентов.

За время карантина проблемная задолженность в МФО выросла в три раза. Многие заемщики потеряли работу, а вместе с ней и стабильный заработок. Некоторые не торопятся погашать кредит из-за неопределенной ситуации в будущем. В первую очередь пострадали клиенты, которые были закредитованы и рассчитывали погасить кредит за счет новых займов.

«Финансовые компании, у которых была просрочка по кредитам 9−10%, теперь имеют 30−38%. И этот показатель будет увеличиваться», — говорит Анна Замазеева.

Наиболее проблемный портфель, который МФО выдавали в феврале и начале марта. Заемщики, которые брали кредиты в этот период, не были готовы к текущим событиям.

«В среднем ранняя просрочка в Creditplus выросла в 1,5−2 раза. Это приведет к росту дефолтов в 2−3 раза на портфелях, выдаваемых в феврале и в начале марта», — утверждает директор Aвентус Украина, которой принадлежит МФО Creditplus, Владимир Довгаль.

В ВАФК уже готовятся к росту потока обращений от заемщиков, у которых возникнут проблемы с погашением кредитов. Анна Замазеева говорит: на этой неделе Ассоциация опубликует номер горячей линии, куда смогут обращаться клиенты.

Читайте также: Когда финкомпании преодолеют последствия кризиса

Как раз незадолго до введения карантина 27 микрофинансовых компаний, которые лидируют на рынке, подписали Кодекс профессиональной этики. Так МФО подтвердили свои намерения вести прозрачный бизнес и соблюдать закон.

К примеру, в Moneyveo с 16 марта перестали начислять штрафы и неустойки за просрочку на период карантина. CEO компании Алена Андронникова говорит, что дополнительно МФО предлагает юридические услуги от компании-партнера всего за 1 гривну. «За три дня старта этого проекта мы увидели очень много обращений», — отметила она.

На время карантина контакт-центр Moneyveo полностью перешел на дистанционную работу. Несмотря на это, пропущенных звонков от клиентов — менее 1%. «Мы перешли на другую систему телефонии и поменяли систему мотивации для всего отдела по работе с просроченной задолженностью. На сегодняшний день рисков обзвона с личных номеров сотрудников компании нет», — рассказывает Алена Андронникова.

Основатель Mycredit Роман Катеринчик заверил, что все звонки прослушиваются, а после разговора компания дополнительно собирает фидбек от клиентов. «Таких людей, которые слушают звонки, стало в 2−2,5 раза больше», — делится он.

Кредиты получат не все

В период карантина процесс к отбору заемщиков стал гораздо жестче. Если раньше компании отсеивали каждую 4 заявку на кредит, то теперь, каждую вторую. «Процент принятия заявок клиентов сократился в среднем с 75% от всего потока входящих запросов до 50%. Мы смотрим на клиента под лупой, скажем так», — рассказывает CEO Moneyveо Алена Андронникова.

У компании уже есть убытки. «Провал произошел в первые две недели карантина. Мы в 4 раза прикрутили скоринг и существенно снизили объемы кредитования. Ежедневно смотрим на скоринг и вероятность дефолта», — добавляет Андронникова.

Похожая ситуация в Mycredit. Компания с 18 марта стала выдавать меньше кредитов и постоянно контролирует свои риск-модели. Процент отказов в среднем вырос на 20−25%. По словам Романа Катеринчика, процент просрочки по кредитам быстро растет. Поэтому компания старается предупреждать клиентов о возможной просрочке и предлагать варианты реструктуризации займов.

Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина

Директор Aвентус Украина Владимир Довгаль отметил, что количество запросов на кредиты увеличилось, ведь на рынке стало меньше компаний, которые еще кредитуют. Особенно вырос «трафик» в первые дни карантина. Но сейчас ситуация выровнялась.

По словам Владимира Довгаля, Creditplus также ужесточили настройки скоринга и системы образования лимита. С теми кредитами, которые выдаются в новых реалиях, совсем другая стратегия работы. По сути, компания перешла в режим стартапа. «Мы смотрим, как ведут себя клиенты, какой результат продуктов», — делится он.

Как ситуация будет развиваться дальше зависит от того, насколько долго продлится карантин. В нормальный режим работы МФО вернутся не раньше, чем через 2−3 месяца. Объем рынка сократится. Некоторые клиенты уйдут в просрочку, кто-то — откажется от кредитов из-за неуверенности в завтрашнем дне.

Не хватает денег во время карантина? Бери кредит онлайн и оставайся дома

Время для экспериментов

Многие МФО в условиях карантина начали использовать новые технологии и новые продукты. По словам Владимира Довгаля, компании позволили себе эксперименты, на которые не решались до карантина.

«Например, у нас на сайте стоит продукт под 0,01%, но на 15 дней. Посмотрим, какой клиентский сегмент будет заходить. Хотя мы даже не анонсировали это предложение — может, через два дня ситуация поменяется», — рассказывает он.

Moneyveo также внесла изменения в предложения для клиентов. Например, появились лояльные условия для пролонгации кредита и возможность дополнительной реструктуризации.

Читайте также: Как правильно хранить и инвестировать деньги в кризис

«Реструктуризация не портит кредитную историю. Она помогает остановить какие-либо начисления. Сумму долга, которая сформировалась, можно оплатить в рассрочку с той регулярностью, которую устанавливает компания — раз в неделю или раз в месяц по плану», — объясняет Алена Андронникова. По ее словам, доля реструктуризаций в портфеле Moneyveo за время карантина выросла с 5% до 12%.

В Mycredit теперь доступна автоматическая реструктуризация. «Вам не надо звонить, договариваться, уведомлять. Все можно сделать в личном кабинете онлайн без каких-либо сложностей. Сейчас наша служба работает ежедневно и предлагает индивидуальные условия», — отметил основатель Mycredit Роман Катеринчик. По его словам, компания предлагает реструктуризацию с 10 дня просрочки.

Онлайн-бизнес оправдал себя на 100%

Введение карантина и корона-кризис все перевернули с ног на голову. Основатель Mycredit Роман Катеринчик называет анекдотом мощную маркетинговую кампанию по узнаваемости бренда, которую МФО запустила в марте. Дело закончилось карантином — как минимум на 80% сократился трафик.

После карантина модель поведения и потребления клиентов изменится. Глава правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК) Анна Замазеева считает, что объем выдачи кредитов оффлайн снизится минимум на 50%.

СЕО Moneyveo Алена Андронникова утверждает, что после карантина украинцы станут активнее пользоваться онлайн-сервисами. Любая привычка формируется 21 день. И уже сейчас все привыкли жить и получать любые услуги онлайн.

«Мы создали дополнительный канал для погашения кредитов через телеграмм. Также запустили выдачу кредитов через платежные терминалы самообслуживания, к примеру, Easypay», — поделилась она.

В условиях карантина люди стали активнее делать покупки онлайн. По словам коммерческого директора iPay.ua Антона Косторниченко, рост онлайн-платежей составил порядка 30%. Самым большим спросом пользуется парфюмерия, лекарства и продажа бытовой техники.

Оплата коммунальных платежей онлайн выросла на 15%. Также продолжают активно оплачивать топливо на заправках.

Но в целом количество платежей немного просело, потому что ряд бизнесов сейчас закрылся, например, рестораны, кафе, театры и т. д.

Читайте также: Смогут ли банки пережить кризис

В iPay.ua отмечают сокращение объемов кредитов «до зарплаты». «У нас сейчас обслуживается 7 компаний. По количеству платежей их выдачи снизились на 60%, по погашениям — минус 40%», — делится Антон Косторниченко.

А вот по банкам, наоборот, рост составил 17%. Секрет в том, что банкиры оперативно переориентировали клиентов на работу онлайн, в том числе, и погашение кредитов. По словам Косторниченко, компании, которые были максимально автоматизированы в онлайне, проще адаптировались к текущей ситуации и смогут легче пережить кризис.

Светлана Тартасюк

Автор:
Светлана Тартасюк
Журналист Светлана Тартасюк
Пишет на темы: Банки и банковские продукты, недвижимость, рынок труда, бизнес, финансы, инвестиции

Комментарии - 8

+
+37
Anticall
Anticall
15 апреля 2020, 1:48
#
А знает ли господин Довгаль, директор Авентуc(Сredit+), что стиль работы его ,,кредиторов« это звонки на работу, всем подряд, с подробным информированием про долги, просрочку,подробности займа такого-то человека? Мало того, ,,каловерные звонари» Кредит плюс ещё начинают расспрашивать, вынюхивать ещё более персональные данные у знакомых, коллег, начальника, соседей, друзей этих соседей... Я уже молчу про угрозы, оскорбления, порноколлажи. Вот так работает команда Довгаля!))
+
+12
Системы Безопасности
Системы Безопасности
15 апреля 2020, 8:32
#
И не только они, все 100% мфо работаю именно так. Так что шлите их в суд и они туда не дойдут.
+
0
Tolyana
Tolyana
26 июля 2020, 17:41
#
МФО только прикрываются красивыми масками. Они не выполняют условия, о которых так много рассказывают. Отсутствие профессиональной этики-хамство, угрозы, вымогательства, оскорбления. Они не идут навстречу клиенту. О какой реструктуризации идет речь? Я направила 6 писем в адрес  МФО с просьбой произвести реструктуризацию займа, но они продолжают угрозы, начисление процентов. Самое главное-предложение погасить займ разовым платежом! Хороша реструктуризация!!! Сплошной обман. Ростовщический ход в действии. Плевать на человеческий фактор, лишь бы урвать побоольше. Никакого доверия нет к этим микрофинансам. Провальная система. Буду обращаться в суд!
+
+1
Axmedov Axmed
Axmedov Axmed
15 апреля 2020, 12:31
#
Э гроши мне вообще начислила 600грн за один день просрочки тем более в такой момент карантин (не в какую они пеня штрафы бешеные!!!никогда не берите кредит в Эгроши!!! почитайте отзывы про Эгроши
+
+1
Belova1985
Belova1985
15 апреля 2020, 22:17
#
Компания е кеш вообще ничего не боится. Звонят всем кого найдут, угрозы, ставят на автодозвон, дошли до того что детям угрожают когда те берут трубку. И это все контактным лицам которых нашли. Реструктуризацию не делают, а только занимаются террором и вымагательством. Когда все это прекратится? Когда уже найдут управу на эти мфо? Уже и звонила на гарячую линию 1545,говорят разберутся в течении 2ух недель. А эти 2 недели терпеть этот террор? Полиция вообще этим заниматься не хочет. Скажите пожалуйста куда еще звонить и писать?! Это уже просто крик души!!!!
+
0
dn240574stv
dn240574stv
18 апреля 2020, 13:24
#
У меня приблизительно такая же история с МФО.С августа мес.2019 пришлось воспользоваться услугами МФО(непредвиденные расходы наши доблестные медики ненасытными оказались все кредиты МФО ушли им на красную икру,ну да ладно это совсем другая история),так вот с 6.03 у меня произошел провал с работой и с денежными поступлениями,в итоге Е гроши с 21000грн.уже насчитало 58000грн,Манивео с 23000грн.51000грн.Кредит7 с 9000грн.21000грн.Динеро с 21000грн.60000грн.Укрпозика 21000грн.40тыс.грн.(Кстати,политика укрпозики за неиспользованные дни % якобы пересчитываются и возвращаются на карту-была переплата в 600грн.мне их так и не вернули).Шлются письма с угрозами,судами,что заберут жилье моих близких,меня в тюрьму по УК ст.190 за мошенничество,роботы на тел.по 20шт.в день,суммы каждый день разные,звонят со скрытых и не с раб.тел(номера все время разные)-меня уже закатали в асфальт, руки,ноги вырвали,меня выкинули на свалку к бомжам,близких моих тоже выгнали,закрыли возможность устроиться на любую работу,обьявили в розыск и т.д.В полиции уже целая папка моих жалоб на МФО(есть записи угроз в звонка,смс, их методы работы-полиция разводит руками ну вы же должны-платите,чем идти воровать,снимать металл и т.д.чтоб еще и за это привлекли?У меня нестандартная ситуация.Кредиты с роду не брала.Но..Я была устойчивым клиентом в МФо,вовремя отдавала,даже раньше срока,и репутация у меня была хорошая,и вот мартом мес.она у меня испортилась и теперь мне только одна дорога на кладбище к маме,мужу и сыну?
+
0
dn240574stv
dn240574stv
18 апреля 2020, 14:16
#
Кстати,милоан с 19000грн.с 20.03.20 мне уже на сегодняшний день насчитал пени и штрафы до 45тыс.грн.е кеш с 9000грн.уже 30тыс.грн.Звонят каждый день новые люди и угрожающим голосом требуют сейчас отдать долг в размере кто 30тыс.кто 40тыс.и т.д.при том блокируя личные кабинеты и ты не можешь посмотреть реальную сумму долга и откуда он взялся.И что это за комиссии за услугу перевод денег на карту,в милоан 0.8% от суммы и Е гроши услуги 400грн.комиссия 900грн.Брала 16500,а на карту пришло только 15800,но % начисл.на 16500.С апреля мес.у меня заблокированы все личные кабинеты и как мне сказали по тел.один из звонилок что я должна им верить на слово.Что это за бардак?Закон о начислении штрафов и пени к МФО не относится?Суммы растут на глазах в приходящих письмах,в смс и звонках.На вебинаре Manyveo,MyCredit,CreditPlus все красиво рассказали какие они белые и пушистые,а на самом деле угрозы, оскорбления и т.д.и по 20зв.в день я как попугай должна каждой звонилке говорить одно и тоже,и почему к концу дня телефон не доступен,да потому что в течение дня звонки один за одним(в своих целях номером польз.невозможно)-никакой аккумулятор не выдержит такой нагрузки и я оказывается скрываюсь и прячусь, поэтому Moneyveo,Miolan,Credit7 и CreditPlus обьявили меня в розыск по ст.190,192.Что это за террор?И это так работает Кодекс корпоративной этики????Лояльный ранее клиент(более 20 кредитов МФО закрыты и они на своих комиссиях и услугах очень хорошо на мне заработали по 6000грн.в мес).И я престу
+
0
Pv110262zev
Pv110262zev
4 мая 2020, 7:33
#
У меня тоже вопрос к руководителю Довгалю Авентус /Credit+/ о методах работы его сотрудников или он приветствует их грязные методы работы
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться