Минфин - Курсы валют Украины

Установить
27 марта 2020, 17:02 Читати українською

Почему сейчас нельзя сокращать расходы на науку

На внеочередном заседании Верховная Рада должна рассмотреть предложенные правительством изменения в государственный бюджет. Чтобы высвободить средства на борьбу с эпидемией и экстренные меры поддержки економики, Кабмин предлагает сократить отдельные расходы.

Но оправданным ли сейчас является сокращение финансирования научных исследований и какие последствия будет иметь такое решение, об этом на своей фейсбук-странице рассказал глава совета Нацбанка Богдан Данилишин.

Меньше — на чиновников, больше — на развитие

Важное значение будет иметь не только дефицит госбюджета, но и подходы к поддержке отечественного производителя и науки. Не чиновник, а национальный производитель и наука будут определять дальнейшее развитие государства.

Должны быть сохранены все расходы развития, которые обеспечивают возможность для отечественных производителей выжить в это сложное время. Ограничены до минимальных расходы для контролирующих и надзирающих структур разного уровня.

Активная поддержка государством сферы исследований, разработок и инноваций, призванная генерировать положительные эффекты для всего общества, способствуя распространению новых знаний и расширяя потенциал производства качественно новых товаров и услуг.

Читайте также: Кабмин предлагает выделить дополнительно 20 миллиардов на индексацию пенсий

В Украине же, к сожалению, государственная политика последних лет фактически подрывала основы развития национальной инновационной системы. Как следствие, страна выталкивается на обочину мирового научно-технологического развития — инновационная активность отечественных предприятий и их спрос на научно-инновационные разработки являются критически низкими, а уровень государственного финансирования научной сферы является несовместимым с целями получения новых знаний и способов их применения.

Украина тратит на науку, как Чили и Аргентина

Согласно предложенным изменениям к госбюджету предполагается тотальное сокращение государственных расходов на научную сферу. Уровень этих затрат, по сравнению с другими странами, и так находился на критически низком уровне: по плану на 2020 г. — 10,6 млрд грн (или 0,2% ВВП), при том, что, согласно статье 48 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», государство должно обеспечивать бюджетное финансирование научной и научно-технической деятельности в размере не менее 1,7% ВВП.

Однако на протяжении последних 15 лет приоритетность науки среди направлений распределения расходов государственного бюджета сократилась более, чем в два раза: если в 2015 г. доля расходов на науку среди бюджетных расходов государственного бюджета составляла 2%, то в среднем за последние 4 года – лишь 0,8%.

Читайте также: Дефицит госбюджета может возрасти в 3,5 раза — заместитель председателя Офиса президента

Как следствие сокращение государственной поддержки науки — Украина сейчас находится среди стран с самым низким уровнем «научно-исследовательской капитализации» ВВП. Так, выполненные в Украине исследования и разработки (ИиР) в 2019 г. составляли по оценке лишь 0,4% ВВП, в то время как в среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 2% ВВП. Согласно стратегии ЕС «Европа-2020» поставлена задача довести уровень финансирования науки в странах ЕС до 3% ВВП в 2020 году.

По сравнению со странами ОЭСР доля ИиР в экономике Украины соответствует уровню таких стран как Чили, Румыния, Латвия, Аргентина. Наибольшие объемы выполнения ИиР наблюдаются в Швейцарии – 3,4%; Кореи – 4,2%; Израиле – 4,3% ВВП.

Сколько осталось отечественной науке

За последние 10 лет численность исследователей Украины сократилась более, чем в два раза. Украина входит в число стран с самой маленькой концентрацией исследователей: 12 человек на 10000 населения против 55 в странах Европы и ОЭСР.

Указанные неутешительные для Украины цифры говорят о том, что процесс разрушения научной сферы Украины уже запущен – активно происходит выезд научных кадров за границу, их трудоустройство в других сферах, ухудшение возрастной структуры научных работников, потеря научных школ, деградация материально-технической базы научных учреждений.

Читайте также: Печатать деньги и остановить экономику. Какие ошибки может допустить власть во время карантина

При продолжении указанных тенденций еще несколько лет с высокой вероятностью в научной сфере будет проявляться эффект гистерезиса, в результате которого возрождение украинской науки будет невозможным даже при существенном увеличении бюджетного финансирования. Украинская наука просто перестанет существовать как институт украинского общества.

Комментарии - 36

+
+30
82845392
82845392
27 марта 2020, 17:19
#
Да какая наука - у нас госкино в приоритете :)
+
+15
1Sokrat1
1Sokrat1
27 марта 2020, 23:24
#
У нас есть наука???
+
+15
82845392
82845392
27 марта 2020, 23:39
#
Ещё да, кое-что осталось. Но если оставшееся не финансировать - сами понимаете.
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
30 марта 2020, 21:31
#
Я починав трудову карєру в інституті. Доріс до завідувача відділу... за 3 роки. Жжесть. 20 лямів бюджет був при доларі 8. Нічого толком не зробили. Більше того, одна з наукових робіт була розробити сайт. За 2 роки директор вибив на той час 300 тис грн. За сайт. Це не блокчейн, а простий інфосайт... отака наука.
+
0
82845392
82845392
1 апреля 2020, 1:00
#
Я ж не спорю, что такие институты есть. Навалом и таких, которые состоят из 3-х человек (директор, главбух и какой-нить зам) и занимаются исключительно сдачей в аренду помещений. Их и нужно ликвидировать/вывести из состава АН, а не тупо срезать финансирование абсолютно всем, не разбираясь.
+
+1
mary27
mary27
27 марта 2020, 18:23
#
Сейчас самое последнее дело - давать деньги на разворовывание науковцям.
+
0
newoleksa
newoleksa
27 марта 2020, 20:39
#
А потом удивляемся - «и почему мы не можем сделать аппарат ИВЛ»
+
0
mary27
mary27
27 марта 2020, 21:00
#
Я представила, как наши науковци пытаются запилить аппарат ИВЛ, и это было реально смешно.
+
+13
82845392
82845392
27 марта 2020, 22:12
#
Ну почему-то рентгеновское оборудование «наши науковци» в состоянии сделать. УЗИ, энцефалографы там. И кристаллы для гамма-детекторов Siemens, Philips, General Electrics институт монокристаллов производит. А вот аппарат ИВЛ не осилим, конечно. Лучше кинцо снять.
+
+19
mary27
mary27
28 марта 2020, 0:22
#
Не путайте производство, и просиживателей штанов с научными регалиями.
Максимум, что эти могут родить — реформу правописания украинского.

Рентгенаппараты уже более 100 лет производят.
Насчет УЗИ и кристаллов — есть большие сомнения.

+
+6
1Sokrat1
1Sokrat1
28 марта 2020, 0:48
#
А разве ваша горячо любимая Супрун не из команды реформаторов правописания украинского? Что вас здесь уже не устроило? Или у вас двойные стандарты?
+
+30
yarg
yarg
28 марта 2020, 20:42
#
Нет. Супрун делом занималась. спасала медицину. А ваши правописатели и патоны 100-летние - прожирают бабло.
+
+30
1Sokrat1
1Sokrat1
29 марта 2020, 12:30
#
И как , спасла медицину? Теперь , чтоб попасть к узкопрофильному специалисту, больному нужно ждать по две недели приём, прекрасное спасение! Не проще ли всех уволить ,а больных отправить в платные клиники?
+
+30
yarg
yarg
29 марта 2020, 13:00
#
Спасла. 
если что - к узкопрогфильному специалисту раньше сидела очередь бабушек , рассказывающих истории своей жизни - и попасть туда было нереально. А теперь бабушек отсекают семейные врачи. Как и во всем мире.
+
+21
1Sokrat1
1Sokrat1
29 марта 2020, 13:15
#
Вот сижу и думаю, какой красивый лозунг: «Супрун спасала медицину»! И вспомнилось, как я сама сильно заболела, дома никого небыло , чтоб мне помочь, и вот я- врач, имея сильное осложнённое воспаление , с температурой 39,2, нуждалась в том, чтоб медик подтвердил мой диагноз(это мировая практика, медики не ставят себе диагнозы и своим близким)- вызывала скорую, после спасения медицины Супрун.  Так вот для того, чтоб у меня - медика, с температурой 39,2 приняли вызов, я сидела на телефоне 40 минут!!!!! СОРОК !минут.  Сначала подняла трубку скорая,  потом сказали перезвонить на участок, с участка отправили на скорую, скорая ехать отказалась, нужно проконсультироваться с ещё, перевели на какого то врача, потом опять на врача с участка и вот когда они не нашли таки повода отказать мне, вызвав приняли через 40 минут, фельдшер приехал  ещё через 30 минут. После того, я спросила себя, ладно, я знала что делать и понимала, что до начала действия антибиотиков температуру сбить не удасться, а что делать людям, которые просто не имеют медицинского образования? Кого или что , «СПАСЛА СУПРУН»? Ответьте, пожалуйста, по теме , бес пафоса и лозунгов.
+
+21
1Sokrat1
1Sokrat1
29 марта 2020, 13:32
#
Да, действительно, после спасения медицины Супрун, бабушек вообще стало меньше, зато кладбища стали больше. Прекрасное решения проблемы, я бы даже сказала блестящее!
+
0
82845392
82845392
29 марта 2020, 2:34
#
> Не путайте производство, и просиживателей штанов с научными регалиями.

Производство может быть наукоёмким, а то Вы так и «институт национальной памяти» к науке припишете...

> Рентгенаппараты уже более 100 лет производят. Насчет УЗИ и кристаллов — есть большие сомнения.

Угу, и 100 лет ни конструкция, ни качество изображения не менялись, всё так. И производят прям вот все, в какую страну ни ткни. Так погуглите УЗИ Радмир, институт монокристаллов можете погуглить, не нужно верить на слово, конечно.
+
0
mary27
mary27
29 марта 2020, 12:48
#
У меня есть знакомые, которые были в этом ''наукоемком'' производстве, потому в курсе, что там за трэш творится.
+
0
82845392
82845392
30 марта 2020, 0:48
#
В каком-то конкретном, или «взагали по загалям»?
+
+19
stas12345
stas12345
27 марта 2020, 23:21
#
Действительно, зачем в трущебах нужна наука. Для нас и 0.2% уже много
+
0
newoleksa
newoleksa
28 марта 2020, 9:49
#
Вірно, олігархам потрібне бидло, яке буде батрачити за тарілку супу.
Перший крок до цього зроблено — почали закривати кордони.
Другий крок — скорочення витрат на розвиток науки та освіти
+
+15
Bischof
Bischof
28 марта 2020, 10:48
#
Это примерно как вопли про «уничтожение образования», которому сколько денег не дай, все уйдет на распил ректорату (при неизменно убогом качестве образования). То же и с медициной, и с большинством государственных сфер.

В изначально криво выстроенную систему сколько не влей – результата не будет.

Сначала реформирование, дерегуляция и максимальное привлечение частного сектора – только потом деньги налогоплательщиков. Никак не наоборот.
+
0
mary27
mary27
28 марта 2020, 10:51
#
Поставила б +1000, но можно только +15.
+
+28
1Sokrat1
1Sokrat1
28 марта 2020, 11:38
#
«Мудрая мысль»- ни о чём,  просто интересно, как вы « реформируете» профессоров, которые содрали у зарубежных коллег свои работы и «защитили» их? Вы понимаете, что уволив всех этих плагиаторов, в каждой сфере, реально « науковцiв» у нас останется хорошо если на один факультет? Что делать с этим? Что вы предлагаете  реформировать? А если сейчас « дерегулировать» то что есть, то без взяток, даже знающий ребёнок сдать не сможет, а количество плагиата в среде «научных» работников вырастет в разы.
+
+15
Bischof
Bischof
28 марта 2020, 14:43
#
Для начала максимально убраться государству из всех этих сфер и создать благоприятные условия для развития частных клиник/институтов/исследовательских центров, которые будут оказывать услуги по реальным рыночным ценам. А затем уже субсидировать из бюджета наиболее малоимущих, чтобы они могли воспользоваться этими услугами.

Всем этим плагиаторам, псевдо-ученым, проФФесорам быстро объяснят в частной сфере, кто они есть на самом деле. В своем нынешнем виде они могут существовать только под крылом государства, когда все «бесплатно».
+
0
mary27
mary27
28 марта 2020, 15:38
#
Подпишусь под каждым словом.
+
0
newoleksa
newoleksa
28 марта 2020, 15:54
#
А что же тогда делать с не плагиаторами и профеССорами.
Назовите хоть один частный технический университет в Украине который вошел в международный рейтинг.
+
0
Bischof
Bischof
28 марта 2020, 20:36
#
Из того что я слышал, настоящих преподавателей (которых очень мало и которые каким-то чудом пока не свалили) от всей этой профанации тошнит даже больше, чем рядовых обывателей вроде меня.
+
0
1Sokrat1
1Sokrat1
28 марта 2020, 21:25
#
Все они на словах « уникальные бриллианты», а на деле - это не так. Те же кто реально из себя что то представляют и имеют степень хотя бы доцента- на расхват и здесь, смысл куда то ехать.  Без преувеличения, у них очередь! И цены они устанавливают по своему усмотрению. Вот подруга попросила о помощи с детским ортодонтом, семья у них очень обеспеченная и за деньги для ребёнка вообще вопрос не стоит. Казалось бы , вопрос ерунда- берёшь деньги и идёшь в платную клинику и всё сделают. Сначала она так и думала, а я всё таки не ортодонт , чтоб в лечение вмешиваться.  Так прошло 4 года, а сдвигов в лучшую сторону- никаких. Денег отнесено ортодонту немеряно, а результат нулевой. В ответ на свой вопрос сколько ещё пытки над её ребёнком будут продолжаться, услышала ответ, что случай очень тяжёлый и надо ещё года 3-4 лечить. Приехала ко мне расстроенная, решили взять ребёнка и поехать по другим специалистам. Мы объездили весь Киев, мы были в более чем 10 платных клиниках, мы были в мединституте на Зоологической, в общем где мы только небыли. Не зная , что я знакома с медициной, врачи несли такую ахинею, что у меня иногда от изумления ступор наступал. Словом , убив 2 недели на поиски врача, я предложила перестать страдать фигнёй и просто поспрашивать у коллег. И , сделав несколько звонков, нашли бабушку- доцента, она посмотрела ребёнка, снимки всё как положено и сказала, что лечение продлится полтора года, за это время два раза нужно будет сменить аппарат и всё.
+
0
1Sokrat1
1Sokrat1
28 марта 2020, 21:41
#
Более грамотного специалиста, лично я не увидела за все эти две недели. А ведь ей глубоко за 80. Лечение прошло ровно 1,5 года и ребёнок с красивейшей улыбкой. Всё это пишу, чтоб на реальном примере вы мне объяснили свою позицию с платными клиниками. Объясните, кто по вашему должен двигать науку, если врачи платных клиник имеют единственную цель- раскручивать клиента на деньги. Кто будет продвигать науку, если в платных клиниках даже не хотят нормально делать работу, за которую им платят очень неплохие деньги?
Лично моё мнение, что в Украине сейчас нет потенциала, для продвижения науки, а ваши предложения убьют то крошечное, что осталось и что может послужить трамплином в будущем. У знакомого двоюродный брат в Америке, он имеет ученую степень, преподаёт в университете и работает в клинике, так вот у него годовая зарплата  более 2 миллионов и ещё имеет госфинансирование на исследования. И вы хотите сказать, что какой то « бриллиант» будет сидеть в Украине , на этих копейках и продвигать науку? - Держите меня семеро! Никакой реформой «бриллиант» здесь неудержать, не летайте в облаках, а платить ему как в штатах нет ресурсов.
+
+15
Bischof
Bischof
29 марта 2020, 9:12
#
Вы поделились интересной историей, но совершенно непонятно, к чему её применить. Ведь это апелляция к конкретному случаю с попыткой ассоциировать его с общим, что не имеет никакого смысла. Или вы слышали мало историй о «качестве» нашей «бесплатной» медицины? Очевидно же, что лучшие западные системы здравоохранения (а других то и нет) строятся не на 80-ти летних советских бабушках. А на медицинском страховании, здоровой конкуренции между государственными и частными клиниками, самоокупаемости.
+
+15
Bischof
Bischof
29 марта 2020, 9:18
#
Насчет бриллиантов… это вообще-то это вполне логично. Если ты способен заработать своей специальностью себе на жизнь, то в свободное от основной работы время ты можешь, если пожелаешь, конечно, передавать молодому поколению свои знания или вообще бесплатно, или за «бутылку коньяка». В Америке все именно так и происходит. Университеты сидят там исключительно на частных грантах или на самоокупаемости, государство не выделяет на обучение ни копейки.

Если ты не умеешь делать ничего кроме обучения, то чему ты учишь? Учить?

Это только наши проФФесора с голоду помрут, если их убрать от государственной кормушки, так как нихрена больше не умеют.

И тот двоюродный брат знакомого, который не только учит, но и работает в клинике, лишь подтверждает сказанное.
+
+15
1Sokrat1
1Sokrat1
29 марта 2020, 12:46
#
Вы так и не поняли смысл того, что я писала. Вы пытаетесь применить западную систему на постсоветский менталитет, и что вы получите на выходе? Да, да- то что Супрун, Аваков и другие получили своими реформами «НИЧЕГО». Ничего путного, пока другие страны развивались, Советский Союз выжигал напалмом здесь всё, что способно думать. А теперь население, выдвигает такие вот «очень умные» идеи как вы. Просто взять, западную модель и применить здесь, а потом что с эти делать будем? Ламать не строить, что будем делать, если пользуясь вашим советом, разрушить разрушим, а построить будет никак? Кто, в каких платных вузах будет учить детей, какое образование они получат? Как будут проводится исследования? И не заговаривайте людям голову, в каждом государстве есть госфинансирование исследовательской деятельности, просто объём разный этого финансирования. Или вы считаете, что Супрун выстроила образцовую медицину в Украине? Что ж поговорим, когда воспользуетесь услугами этой медицины.
+
+30
Bischof
Bischof
29 марта 2020, 15:04
#
Потому ничего путного и не выходит, что ни одна реформа не была завершена до конца. А любых реформаторов быстро сбивают или всячески затягивают и профанируют их реформы. И так все 30 лет.

Вот прямо сейчас, на наших глазах, это происходит с рынком земли. Чуть позже заболтают трудовую и налоговую реформы, накопительную пенсию. А еще через 30 лет все опять удивятся, почему ничего не работает, кругом нищета, минимальный рост экономики, низкие зарплаты и пенсии.

Разрушать там практически нечего, оно уже давно мертво. Но можно до поры до времени подпирать труп бревнами и делать вид, что он живой, а за спиной сидеть на схемах и пилить бюджет.

И все это под бесконечное визжание электората с тезисами, похожими на ваши: «не дадим уничтожить медицину и образование», «не дадим продать народную землю», «нет трудовому рабству», «нет приватизации» «соросята кругом» и т.д.
+
0
82845392
82845392
1 апреля 2020, 1:02
#
> Советский Союз выжигал напалмом здесь всё, что способно думать

А 80-летняя бабушка из предыдущего коммента чудом уцелела, или при царе училась?
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
30 марта 2020, 21:35
#
Неволєска, не повіриш, але 4 українські ВУЗи в ТОП 100 світовому.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться