29 января 2020, 8:01 Читати українською

Александр Комаров: Мобильная связь дешевеет постоянно, но средний чек растет

Президент компании Киевстар Александр Комаров рассказал «Минфину» о перспективах рынка телекома, достройке сети 4G, планах по внедрению 5G и мобильных финансах. 

Президент компании Киевстар Александр Комаров рассказал «Минфину» о том, чего ждать от рынка телекома в 2020 году.

— Какими будут главные тенденции в телекоме?

— Продолжится тренд роста потребления данных и объемов интернета. В 2019 году этот показатель вырос на 70%, в 2020 году мы прогнозируем рост больше 50%. Это – большой вызов для любого оператора.

Продолжится активная географическая экспансия. Она будет в том числе органическая, в темпах 2019 года, когда мы выросли с 60% до 74% покрытия населения.

Рост 2020 года будет подкреплен запуском LTE 900. Соответственно, ближайшие 2 года мы ждем изменения покрытия населения и взрывообразного роста потребления.

Также все операторы ищут возможности для развития бизнеса и новых услуг. Они хотят получить новые источники дохода, чтобы быть более релевантными для абонентов и предоставлять им услуги сверх телекома. У каждого оператора в этом свой путь. Мы развиваем мобильные финансы, большие данные, диджитал приложения.

— Какие из нетелеком услуг для вас наиболее прибыльные?

Все они занимают достаточно маленькую долю в структуре доходов операторов. Самый большой доход — это большие данные. Этот показатель за 2019 год вырос в три раза.

За счет развития автоматического управления клиентской базой, мы используем большие данные и видим, что через данные механизмы мы влияем на около 1% от нашего квартального дохода. Это уже достаточно большой показатель в разрезе Киевстар.

— Какой процент занимают big data в структуре доходов?

— У лучших операторов в регионе новые сервисы, включая большие данные, занимают до 5% в доходах, за счет того, что эти компании начали раньше заниматься развитием бизнеса. Для нас новые сервисы сейчас — около 1% дохода. Мы стремимся к тому, чтобы в наших доходах новые сервисы тоже достигли 5% — 7%. 

Скромный показатель в 1% связан с тем, что Украина развивалась с определенным опозданием, так как современные стандарты передачи данных пришли к нам недавно. Нам потребовалось время, чтобы догнать мировой уровень. К следующему году мы решим эту задачу, соответственно, у нас появятся и ресурсы, и возможности отвлекаться от основного бизнеса на новые направления услуг. Так как с точки зрения инфраструктуры мы уже очень много построили, и построим еще.

Читайте также: MNP: От какого мобильного оператора ушло больше всего абонентов

— Будет ли дешеветь связь для абонентов?

— Мобильная связь за единицу потребления (минута, смс, мегабайт) дешевеет постоянно. Клиенты потребляют все больше интернет-услуг при очень высоком и стабильном количестве минут разговоров в месяц. С другой стороны, стоимость месячного чека сокращаться не будет, потому что идет бурный рост потребления интернет услуг. У нас он составляет 70% год к году. Следствием этого является рост доходов компании. Абоненты потребляют все больше, двигаются по линейке тарифных планов вверх. Соответственно, средний чек растет почти на 10- 15%% год к году.

— Сколько времени нужно для достройки сети 4G?

— Географическая экспансия завершится в течение 2 лет. К концу 2021 года доступ к 4G будет у почти 90% населения Украины, и в более 90% населенных пунктах.

— Как обстоят дела с сетью 5G, которую по инициативе прошлого президента Петра Порошенко операторы должны активно развивать в 2020 году?

— Предыдущий президент подписал достаточно амбициозный указ по внедрению 5G, который на сегодня сложно реализовать. В Украине пока что технология LTE находится на стадии строительства. Я сторонник того, чтобы построить LTE и подождать, когда сформируется рынок услуг для 5G. Пусть сначала 4G услуги придут к какой-то точке насыщения. Любой стандарт имеет свою емкость, и когда мы упремся в возможности LTE по емкости или по развитию клиентских сервисов, мы начнем развивать 5G.

— Какова, по вашей оценке, стоимость инвестиций в 5G?

— Стоимость любых лицензий определяется двумя факторами. Первый — емкость рынка. Она определяет, сколько операторы могут заплатить за лицензию. Второй — как государство планирует развивать технологию. Чем больше заплачено за лицензию, тем медленней будет развиваться технология. Безусловно, мы говорим о миллиардах гривен, но не о миллиардах долларов. В моём понимании, речь идет о горизонте в несколько лет, когда начнутся первые инвестиции в развитие 5G.

— Вы конкурируете с банками в финтехе?

— Нет. Будем называть вещи своими именами — банки слабы в финтехе. В Украине есть банки, среди них, безусловно очень прогрессивные, как monobank, и есть финтех в чистом виде — агрегаторы, платежные системы, терминальные сети, как iBox.

Мне кажется, что с банками в этой сфере мы не особенно конкурируем, потому что наш клиент — это underbank client, у которого в силу ситуативной истории или предубеждений нет банковских услуг. Например, у него нет карты, кроме дебетовой, но ему нужно сделать безналичный платеж. Для нас платеж с баланса — это практически безрисковая транзакция.

Мы будем развивать мобильные финансы, и считаем, что это интересно не просто с точки зрения дохода, а потому что клиент получает еще один удобный и нужный сервис из рук компании. В этом направлении мы можем дойти до миллиона пользователей, и даже с нулевым доходом я буду считать, что это хороший показатель.

— Какое место Киевстар занимает в структуре доходов материнской компании Veon?

— Мы делим 3 и 4 место с Алжиром. Киевстар дает более 10% доходов компании Veon.

— Вы в свое время делали интересные авторские интервью для YouTube. С кем бы вы сейчас сделали интервью?

— С Дмитрием Дубилетом.

Беседовала Маргарита Яковлева

Комментарии - 17

+
+125
yurikiev
yurikiev
29 января 2020, 9:18
#
Пипец, у меня обычный телефон. Почему я плачу вдвое больше по сравнению с 2017 годом????
Рыночек порешает? Хрен там! Фактически он поделен двумя монополиями, а насквозь коррумпированное государство просто не мешает им наживаться.
+
+99
Captain  Cisco
Captain Cisco
29 января 2020, 10:01
#
Вы правы. Цены поднимают каждый год. Киевстар кстати очень скверная контора. И по отношению к своим сотрудникам(имел возможность увидеть отношение к девочкам из колл-центра,это жесть),и к клиентам.
+
0
yurikiev
yurikiev
29 января 2020, 11:46
#
Водафон еще хуже
+
+15
Alpenstein
Alpenstein
29 января 2020, 12:46
#
Колл-центры - это всегда соковыжималка. 2 минуты на туалет, 15 минут на обед. Не показатель. КС - нормальная большая бездушная корпорация с устоявшимися процессами. Прекрасное место для старта карьеры или чтобы сидеть на попе ровно годами. Так же позволяет желающим вырасти в управленцы научиться аппаратной грызне и словесам типа SOX, Compliance, Due Diligence и пр. Обслуживанием непосредственно клиентов-физиков, кстати, в основном занимается брендированный аутсорс, а не сам оператор.
+
+94
Strelok777
Strelok777
29 января 2020, 11:09
#
Очередная заказная статья. У жлобостара самая дорогая и самая плохая по качертву связь.
+
+25
mary27
mary27
29 января 2020, 12:51
#
Смысл статьи один — жадность.
У нас в 2012-14 годах уже была почти бесплатная связь.
БСки окупились уже раз 15, услуги те же, что и 10 лет назад.

Потом у операторов взыграла жадность, и начались игры с 3G (довльно полезная услуга).
Теперь связь дешевеет, а плата дорожает.
И они об этом открыто говорят, потому что триополия.

Да, тарифы — шлак, давно перешла на ''3моб''.
Там нет такого жлобства.
+
+15
Буква Ґ
Буква Ґ
29 января 2020, 14:12
#
Поржал, трафик денег стоит
+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
29 января 2020, 14:10
#
Смысл если копроджи и джиесем помрет лет через 4?
+
+45
alexzandr
alexzandr
29 января 2020, 15:38
#
Самый непредсказуемый и положивший на клиентов оператор. Почти всем делает «персональные» тарифы, если ты стабильно платишь, еще и наперед закидываешь - тебе стоимость тарифа повышают. Если забиваешь и не платишь - понижают тариф добавляют плюшек. Закинуть на счет 2000грн и забить - это не с киевстаром -  у тебя сразу тариф изменят так, что денег хватит на пару месяцев. Такая бизнес модель ничтожна по сути и  приводит к раздражению от пользования услугами.
В  итоге - MNP наше  все)) уже и сам оператора сменил и родственников потихоньку перетягиваю)
+
+10
Mykhailo Stepanov
Mykhailo Stepanov
29 января 2020, 18:09
#
Только за пакетную систему тарификации в роуминге єту компанию можно возненавидеть! Когда б ты не приземлился за границей, надо оплатить пакет с минутами, которых больше чем этих минут до конца суток «по Киеву», когда им положено «сгореть» по условиям тарифа. То же с СМС и МБт…
Да и по качеству связи ужас… у себя дома тестировал всех операторов мобильной связи и только мой корпоративный Киевстар не работает. Несколько лет(!) обращаюсь с этой жалобой в компанию — даже никакого фидбека нет
+
+10
Олег Пупкин
Олег Пупкин
30 января 2020, 11:11
#
Обласной центр, в одной комнате тянет, в другой нет
+
+25
ruvex
ruvex
29 января 2020, 21:29
#
Самостоятельное перебрасывание клиентов по тарифам вверх в компании именуется «Абоненты потребляют все больше, двигаются по линейке тарифных планов вверх. Соответственно, средний чек растет почти на 10- 15%% год к году.»
+
+25
Nehochuha
Nehochuha
30 января 2020, 11:06
#
>Мобильная связь за единицу потребления (минута, смс, мегабайт) дешевеет постоянно. 

Но при этом ты не можешь выбрать «платить только за минуты и СМС», тебе впихнут с пяток гигабайт интернета для кнопочной звонилки, чтобы абонплата была 75 грн, а не 40.
+
+25
tarick
tarick
30 января 2020, 18:09
#
Связь «дешевеет» потому, что с каждым обновлением тарифов в абонплату включают все больше и больше предоплаченных услуг. Абоненты платят больше - потому что абонплату постоянно поднимают, предоплаченные услуги средний абонетн исплользуется на 20-40%, но более подходящего тарифа просто нет! И еще по одной причине - если у вас на счету не хватит 1 копейки чтобы оплатить вперед абонплату за месяц - киевстар без всякого вашего согласия будет снимать «дневную плату», чем высадит ваш счет в ноль за неделю (или меньше).
Я этим разбойникам уже год не плачу ни копейки, после того как они такой фокус провернули.
+
0
Вальдемар Гульдман
Вальдемар Гульдман
31 января 2020, 10:09
#
??? этот зв***юк кому вообще дичь втирает, инопланетянам? Пусть коменты почитает.
+
+15
Sashko Sraka
Sashko Sraka
4 февраля 2020, 7:30
#
Петушара сам наверное лайфом пользуется? Киестар это позор Украины. Интернета по дорогам нет ВООБЩЕ! *** КОНЧЕННЫЕ!
+
+1
ballistic
ballistic
4 февраля 2020, 9:37
#
ОПСОС — ОПератор СОтовой Связи.
Це те, що відбувається на вітчизняному ринку мобільного зв'язку, а саме безсоромне висмоктування грошей з нещасних абонентів усіма доступними способами.
Вже нема можливості як раніше споживати бажаний об'єм обраної послуги за адекватну ціну. Зараз нав'язуються тільки «пакети» послуг. Якщо мені треба просто інколи подзвонити, то я обов'язково маю заплатити ще й за непотрібні смс, ммс,… і навіть телебачення! І платити треба не за спожиті хвилини, а одразу за місяць! А якщо я раптом наговорю більше, ніж об'єм в обраному пакеті, то з мене здеруть 3 шкури. А якщо у мене на балансі раптом не вистачило копійки на місячний пакет, то через декілька днів баланс дивним чином стане нульовим, навіть, якщо я не буду користуватись зв'язком!

Питання до керівника оператора зв'язку і до монопольного комітету — чому нема можливості обрати тариф, де можна платити лише за реально спожитий об'єм і лише за послугу, якою реально користуєшся?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама