С начала года гривна укрепилась к доллару на 19%. Это больше, чем любая другая валюта в прошлом году. К сожалению, эффект от ревальвации для экономики был неоднозначным. В частности, промышленное производство сокращается уже 6 месяцев кряду.
Как укрепление гривны отразилось на экономике и что теперь делать
О том, как курс влияет на экономику страны, и что может сделать власть, чтоб поддержать экспортеров, в статье для Зеркала недели рассказал эксперт CMD-Ukraine Игорь Гужва. «Минфин» приводит сокращенную версию статьи.
Двойной удар по бизнесу
Многие скучали по доллару за 8 грн, но к ревальвации гривны страна оказалась не готова. Да, укрепление гривны стало очень чувствительным для экономики и социума.
Наибольшие потери понесли производители и экспортеры, ведь ревальвация гривны пришлась как раз на пиковый сезон экспорта. Такой акт со стороны власти обусловил значительные потери. Если финансовые планы предприятий формировались, исходя из курса 28 грн за доллар, то закрывать финансовый год производители и экспортеры вынуждены с курсом 23 грн/$.
Действующая власть очень рада и красноречиво отчитывается о рекордных урожаях зерновых в 2019 г., составивших 74,3 млн т, хотя, как известно, это произошло исключительно благодаря усилиям бизнеса и хорошим погодным условиям. При этом о недополученных миллиардах гривен почему-то умалчивается.
Впрочем, приключения экспортеров на этом только начинаются. Осознанное и целенаправленное укрепление гривны без экономического основания создает эффект сжатой пружины, которая вот-вот выстрелит. И, скорее всего, произойдет это именно в тот момент, когда украинские аграрии — лидеры экспорта будут вынуждены закупать сельскохозяйственную технику, удобрения, семена, горючее и другие материалы на внешних рынках, чтобы провести посевные работы.
Потери для населения
От искусственного укрепления гривны госбюджет во второй половине 2019 г. тоже недополучил около 40 млрд грн, в частности из-за сокращения базы налогообложения. Это частично стало причиной урезания бюджетных расходов.
Подавляющее большинство населения также ощутило на себе укрепление гривны. Особенно чувствительным это стало для тех, у кого поступления привязаны к иностранной валюте. Кроме того, все менее привлекательным для трудовых мигрантов становится перевод денег в Украину. По данным НБУ, в январе—ноябре 2019-го эти переводы достигли $11,7 млрд., что на 12,5% больше, чем в январе—ноябре 2018 г., в валютном эквиваленте, но на 4,4% меньше — в гривневом. В таких условиях формируется новый тренд, когда становится более выгодным переводить не деньги, а продукты и вещи. Тем более что в соседней Польше на многие товары цены уже ниже, чем в Украине.
Фактически выигрывают в такой ситуации только импортеры, ведь стоимость импорта уменьшается, а цены растут. Соответственно, рентабельность увеличивается на ровном месте. По данным Госстата, цены на потребительские товары в январе—ноябре 2019 г. выросли на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. При этом НБУ зафиксировал, что на протяжении тех же 11 месяцев 2019 г. импорт товаров увеличился на $3,6 млрд долл., таким образом продолжилось вытеснение отечественного производителя с внутреннего рынка.
Остались без помощи
В противоположность тому, что происходит с валютным курсом в Украине, мировой опыт свидетельствует, что курс национальной денежной единицы может быть эффективным инструментом регулирования экономики.
Например, Китай и Турция сознательно занижают стоимость своих национальных валют, чтобы формировать благоприятные предпосылки для наращивания экспорта. Показателен также негативный опыт Японии конца 80-х годов прошлого века, когда США заставили японскую власть искусственно укрепить иену, что вызвало продолжительную стагнацию экономики страны.
Читайте также: Почему правительство не может выполнить бюджет-2019
Говоря о государственной политике действующей власти, замечу, что Программой деятельности КМУ среди других ключевых показателей предусмотрено удвоение экспорта. Такая же задача закреплена и в стратегическом плане Минэкономики. Следует напомнить, что предыдущей программой деятельности правительства также предполагалось удвоить экспорт к 2019 г. Впрочем, достичь этого показателя так и не удалось, — экспорт в 2019 г. вряд ли превысит соответствующие показатели за 2015-й более чем на 25%. Вместе с тем импорт будет по меньшей мере на 40% выше, чем пять лет назад.
Говоря о нынешнем внешнеэкономическом блоке правительства, следует отметить, что из-за очевидной зависимости должностных лиц от внешнего управления и спонсоров так называемых проектов технической помощи не следует ожидать мероприятий в интересах отечественного товаропроизводителя.
Также понятно, что экспортер тоже нескоро получит реальную поддержку, хотя для этого есть абсолютно все возможности. Например, действующий закон о создании экспортно-кредитного агентства, принятый еще в 2017-м, которым прямо предусмотрен запуск этого учреждения на протяжении шести месяцев с момента вступления закона в силу. Есть бюджет, и даже создано юридическое учреждение. Впрочем, для полноценного запуска до сих пор банально не хватает политической воли на среднем уровне государственного менеджмента. Аналогичная ситуация с торговыми представительствами, — есть все, кроме политической воли чиновников. И таких примеров, к величайшему сожалению, немало.
То есть, если в государственном менеджменте в ближайшее время ничего не изменится, отечественному производителю и экспортеру придется подождать практической поддержки со стороны власти.
Шанс все исправить
Учитывая наличие так называемого монобольшинства в парламенте, на сегодняшний день существуют абсолютно все возможности внести необходимые коррективы в соответствующие государственные политики. В частности, дополнить предусмотренные правительством мероприятия (в некоторых случаях — заменить) механизмами развития производственно-экспортного потенциала страны. Среди таких мероприятий вижу целесообразным:
- Скоординировать меры НБУ по внедрению эффективной курсовой политики и учетной ставки в интересах отечественного производителя и экспортера.
- В эпоху роста глобального протекционизма правительство должно искать возможности более мобильной и эффективной защиты интересов отечественных производителей на внутреннем рынке, в частности, предусматривать возможность введения предварительных защитных мер.
- Перенести срок запуска Экспортно-кредитного агентства с декабря 2020-го на январь 2020 г., расширив потенциал этого учреждения по примеру Румынии — дополнив функциями банка развития. То есть поддержка экспортера должна начинаться на этапе поддержки производства через гарантирование, страхование и удешевление кредитных ресурсов. Прежде чем стимулировать экспорт чего-то высокотехнологичного, мы должны обеспечить условия, чтобы это что-то начало в Украине производиться или стало производиться в значительно больших масштабах.
- Ввести налоговые, таможенные и финансовые стимулы для индустриальных парков. В министерской программе индустриальные парки упоминаются. Впрочем, внедрение этих стимулов требует особого внимания. Чтобы этот инструмент заработал, условия в индустриальных парках Украины должны быть лучше, чем в соседних странах.
- Пересмотреть таможенно-тарифную политику в интересах отечественных производителей — минимизировать ввозные пошлины на импорт сырья и комплектующих и увеличить пошлины на импорт готовой продукции и экспорт сырья. Особого внимания это требует в связи с намерениями правительства сократить ввозные пошлины в других странах. Без аналогичных мер с нашей стороны это миф.
- Пересмотреть системы публичных закупок, государственного заказа и государственных целевых программ для формирования спроса и внедрения стимулов для отечественного производителя с целью удовлетворения собственных потребностей. В частности, в сфере машиностроения, обновления основных фондов и т.п.
- Запустить сеть торговых представительств за границей для обеспечения профессионального продвижения торгово-производственных интересов Украины за границей 24/7.
- Пересмотреть условия взаимодействия с МВФ — снять ограничения, блокирующие промышленное и экономическое развитие Украины, и установить обязательность консультаций правительства с Верховной Радой по меморандумам.
Читайте также: О том, как центробанк Швейцарии экономику от крепкого франка спасал
Только таким образом можно обеспечить качественное изменение структуры производства и экспорта и выйти на устойчивую положительную динамику экономического развития, а также предоставить возможности для приближения к задекларированным в правительственной программе показателям, в частности по привлечению $50 млрд инвестиций, созданию миллиона рабочих мест и обеспечению 8-процентного роста ВВП ежегодно.
Комментарии - 45
Ну правда.
Будете ставить на них свою цену, и не зависить от курса ''необеспеченной бумажки''.
Пора выходить из совка и отличать государственный и частный сектор.
Деятельность которого, и прибыль, головная боль исключительно его собственников
А вы думали, все должно быть как у нас — национализация убытков и приватизация прибыли?)
С этим давно надо заканчивать.
Перефразируя вас, бизнесу всю дорогу пофиг на государство, он уклоняется от уплаты налогов через схемы с ФОП, прячет деньги на офшорах.
И, если что-то пойдет не так, должен благодарить сам себя. А доброе и глупое государство не должно бежать ему на помощь.
Девальвируя з/п и налоги.
''Сегодня подняли завтра опустили'' — а вот и нет, курс рыночный с 2015 года.
Просто нашему бизнесу неудобно в рыночных условиях)
Начался разовор с того, что для пэрэсичных ''Цяоми'' слегка подешевели, и у кого-то с этого печет.
А закончили болтологией про инвестиции.
Открою для вас страшную тайну, во всем мире законодательство, в т.ч. налоговое, периодически меняется.
Или по-вашему, налогообложение за границей не менялось со времен Карла Великого и ПипИна Короткого?)
Бизнес частный?
Частный.
Прибыль он куда ложит?
В карман (выводит на офшоры).
Постоянно выдумывают схемы с ФОПами, чтоб государству налогов не платить.
В отчетности одни убытки, а собственники бизнеса вместо золотого унитаза заказывают платиновый.
А вы настаиваете на приватизации прибылей и национализации убытков.
Явно работает на кого-то из олигархов.
Думает, с их офшоров ему что-то перепадет — а хрен там)
Попробуйте порассуждать здраво — вот вам не нравятся инвестиции в ОВГЗ.
Но даже если по ним доходность будет 0%, ничего не изменится.
Куда инвестировать?)
В ОВГЗ инвестируют фонды суверенных облигаций. У них так в инвестиционной декларации написано, ''инвестировать только в долговые бумаги, гарантированные правительством''.
Больше никуда нельзя.
И да, появился ваш инвестор, готовый инвестировать в ''реальный сектор''.
А инвестировать не во что)
''если курс гривны абсолютно непредсказуем'' — сразу видно человека, далекого от инвестиций.
Есть такое слово, ''хэджирование''.
Перефразирую ваш вопрос — бизнесу все время ''пох'' на государство. Но в то же время хочется халявы.
И как сделать, чтоб все было, и ничего за это не было?)
Раз бизнес частный — эти вопросы должны волновать только владельцев и ''бенефициаров''.
А никак не государство, которое эти достойные люди постоянно кидают на налоги.
Когда гривна ежегодно обваливалась на 10-15% всех все устраивало.
У экспортеров реантабельность увеличивалась на ровном месте, хэджировать валютный риск, зачем?
Про ''падение промпроизводства'' — много раз слышу эту мантру, но никто не берется ее расшифровать, что, сколько, в каких отраслях.
И что-то подсказывает, что валютный курс тут ни при чем.
''в соседней Польше на многие товары цены уже ниже, чем в Украине'' — смешно, получается, Украине ФОТ сравнялся с польским?
Тогда что там забыли заробiтчане?)
Логика явно не его сильная сторона
''Например, Китай и Турция сознательно занижают стоимость своих национальных валют, чтобы формировать благоприятные предпосылки для наращивания экспорта'' — Украина свою валюту занизила в 3 раза, куда там Турциям и Китаям)
И что, экспорт в 3 раза вырос?)
''из-за очевидной зависимости должностных лиц от внешнего управления и спонсоров так называемых проектов технической помощи не следует ожидать мероприятий в интересах отечественного товаропроизводителя'' — хах, по ''логике'' ыксперда надо срочно послать МВФ и устроить дефолт, ради экспортеров?)
''экспортер тоже нескоро получит реальную поддержку'' — ''реальная поддержка'' это бесплатные кредиты и девальвация?)
Отвыкли ребята от конкуренции, ох отвыкли.
Государственные торговые представительства за границей, чтоб продвигать продукцию частного наебизнеса.
Видимо, отделы продаж существуют с декоративной целью.
И обязательно госзаказ, на нем проще всего воровать.
Покажите, что вы — грамотный популист)
Вы учтите, закрутим гайки, нам и другие страны типа ЕС закрутят по агропродукции. Ограничивать стоит с РФ импорт и других не дружественных стран. А как раз для того, чтобы наши товары были лучше, чем у внешних конкурентов, нужно подумать и создать условия, чтобы укр.производители смогли лучше делать. Просто лишь курсом регулировать, это простой выход, мозгом даже думать не нужно, давайте сразу доллар по 35 и все в шоколаде.
Землю арендуют исключительно за мешок картошки/пшеницы/подсолнечных семечек в год.
А вы что, реально думали, за нее деньгами платят?)
Турция кстати недавно, как по совету этого ыксперда занижала учетную ставку, что вылилось в ''картофельный кризис'' этим летом.
Но то такЭ, ыксперды о таких частностях даже не догадываются)
У них совсем недавно была гиперинфляция и денежная реформа.
И во время ''картофельного кризиса'' был хороший забег, куда там тем ''олимпийцам'')
В совке как раз всю историю активно использовали эмиссию необеспеченных товарами денег +регулируемые цены.
Потому деньги были, а купить на них было нечего.
Все шло в 3% облигации и на сберкнижки.
И только в 1991 совки с удивленим узнали, что их деньги ничего не стоили)
Просто в прошлом году что-то пошло не так)
"Австралія добуває щороку понад 250 тон золота... а теліпає курс її валюти через події, які зараз відбуваються. Там по кілька років то дощі то посухи, тому і експорт коливається. А економіка її не має нічого спільного з нашою" - що стосується Австралії, посухи там не так сильно впливають на с\г як в Україні, бо переважна його більшість під поливом, збільшується хіба що споживання води. Що стосується видобутку золота, то його видобувається там на 11-12 млрд. дол. на рік, ВВП Австралії 1,4 трлн., тобто золото займає менш ніж 1% ВВП, загалом же економіка Австралії сировинно-експортно орієнтована як і українська. Як для розвиненої економіки характерна перевага сфери послуг над промисловістю, але що стосується виробництва та експорту, то як і нас це сировина, корисні копалини та продукти харчування на дві третини
Видимо пишите нам из солнечного Узбекистона, где несколько лет назад валюта из ден.переводов принудительно конвертировалась в узбекский сум.
Но, в Украине не так, валюта из ден.переводов уходит получателям, а не продается на межбанке.
Они на 90% уходят в матрас, никак не влияя на экономику.
Больше того, норму обязательной продажи валютной выручки отменили.
А по вашему если не деньги заробитчан создали профицит валюты на межбанке, то откуда взялись несколько «лишних» миллиардов долларов, которые и укрепили курс?