Положения законопроектов №1053-1 и №1073, которые меняют правила пользования и применения регистраторов расчетных операций, направлены на защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции и усиление соблюдения прав покупателей. Об этом пишет Лига со ссылкой на ГНС.
ГНС разъяснила о РРО: штрафов в 250% не будет
В ГНС решили объяснить, почему изменения не «убьют десятки тысяч предпринимателей» и опровергнуть три несоответствующих действительности утверждения.
Первое ложное утверждение, состоит в том, что в рамках механизма «кешбек» ГНС будет определять «правильность» чека на свое усмотрение. Согласно положениям законопроекта №1073 покупатель имеет право получить часть штрафных санкций, уплаченных продавцом, исключительно по результатам проверки жалобы о нарушении порядка проведения расчетных операций с применением РРО.
«Продавец обязан выдать покупателю чек. Это правило не меняется. И этот чек должен быть фискальным (создан переведенным в фискальный режим работы РРО, или зарегистрирован на фискальном сервере ДПС — после введения программных РРО)», — отмечают в ГНС.
Сейчас чек, предоставляемый покупателю, фиксируется в фискальной памяти РРО и далее направляется в Систему учета данных РРО (СОД РРО) через эквайера и процессинговый центр НБУ. В налоговой напоминают, что эта система полностью автоматизирована. Вмешательство человека в ее работу практически исключено. «ГНС технически не может „не пустить“, или удалить чеки отдельного субъекта хозяйствования», — утверждают в ГНС.
В налоговой допускают теоретическую возможность этого по двум причинам: чек не был фискализирован и не прислан к СОД РРО должным образом, или он «потерялся», или задержался по техническим причинам на пути между РРО и сервером ГНС. Вероятность второго варианта в налоговой называют крайне незначительной.
Читайте также: Крупнейшие финкомпании создали онлайн-петицию против закона об РРО
Второе ложное утверждение касается отсутствия ответственности для покупателя за недостоверную информацию о нарушениях при проведении расчетной операции, согласно поданной им жалобы.
В ГНС подчеркивают, что любой заявитель должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика. И этим покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая будет проверять не только правомерность действий продавца, но и оценивать достоверность документов, прилагаемых к жалобе.
Таким образом, возможные манипуляции с подделкой документов или преднамеренным искажением сводятся к минимуму.
«Любая компенсация возможна только после завершения проверки и взыскания санкций», — отмечают в ГНС.
В налоговой напоминают, что жалобу на нефискальный чек покупатель может подать и сегодня. Например, обычным письмом.
Читайте также: Э-чеки: Rozetka готова остановить бизнес из-за закона
Третьим ложным утверждением в ГНС назвали применение штрафа в размере 250% стоимости проданного с нарушением товара. В налоговой подчеркивают, что ни один из принятых Верховной Радой законов не предусматривает такого наказания.
Выдача покупателю нефискального чека в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы или проведение на неполную сумму стоимости товаров.
По действующим правилам и до вступления в силу положений законопроекта №1053-1 (через шесть месяцев с даты опубликования закона) штраф за совершенное впервые нарушение составляет 1 грн. За каждое следующее со стороны того же продавца — штраф будет составлять уже 100% стоимости товара.
По новым правилам (то есть со дня вступления в силу этого закона) и до 1 октября 2020 года предусмотрен штраф в размере 10% стоимости проданных с нарушениями товаров при первом нарушении, за каждое последующее — 50%.
С 1 октября 2020 года (одновременно с введением механизма «кешбек») штрафы составят 100% стоимости проданных с нарушениями товаров за первый случай, и 150% — за каждое последующее нарушении.
В ГНС советуют дождаться обнародования текстов утвержденных Верховной Радой законов, и не делать поспешных выводов. Со своей стороны ГНС гарантирует любую помощь в изучении новых правил.
Что известно
20 cентября 2019 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом 2 законопроекта:
№1053-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг, который позволяет использовать программные РРО на ряду с традиционными. Помимо этого, законопроект упрощает процедуру регистрации такого аппарата и увеличение штрафов за нарушения работы с ним.
Читайте также: Три главные проблемы нового Закона об РРО и чем это грозит бизнесу
№1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг», который предусматривает механизм компенсации покупателю стоимости покупки дороже 100 грн в случае выявления нарушения при проведении расчетной операции.
Новое законодательство предусматривает использование классического регистратора расчетных операций или его альтернативы — программного РРО.
Комментарии - 10
Для бизнеса не то, что 150% там и 100% убивает его на повал.
Нельзя допускать фискалов к написанию законопроектов о фискализации, а затем еще и протаскивать их в турборежиме. Тогда не придется потом оправдываться и говорить «вы нас не так поняли».
ИМХО - выводить из тени рынок нужно, но мягко и постепенно. Бизнесу должно быть комфортно работать в белую. Это как с пиратством. Как только появлися Steam - масштабы пиратства сократились в разы. Людям стало удобней купить на 5$, чем мучаться с торентами и кряками.
— Ограбь ФОПа
— Подай заявление, что ФОП тебе не выдал чеки на награбленное
— ФОПа штрафуют на 150% от суммы грабежа.
Бизнес - слушай я в учете операцию отразил, налоги с нее уплатил какие ко мне притензии. Вот операция, вот сумма, вот декларация, вот налог.
ГНС - да, все верно но ты объясни почему в РРО этой операции нет. Давай дружок заплати 150% от суммы этой операции.
Бизнес - так а за что, вот оборотка, вот эта операция, вот база в которую она вошла, вот налог.
ГНС - да нет друг мой но в РРО то ее нет, заплати 150%
Ну бред какой то.
А те кто без РРО работает так и продолжат, как в учете не отражали операцию и налог не платили так и продолжат.
Ну круто.
Есть не фискализация через РРО и неотражение в учете с целью сокрытия выручки и уклонения от налогообложеня - за это нужно не штрафовать а использовать УК там статья специальная есть.
Есть не фискализация через РРО и отражение в учете с последующей уплатой всех налогов - это называется ошибка персонала, ошибка системы, техсбой и т..д. За это админштраф предусмотрен.
Наказание адекватно нарушению должно быть.
- вот купил ты что-то, чек не выдали, на основании чего ГНС будет решать продавец продал или не продал - по запаху, цвету, химическому анализу, как? С одной стороны нет чека есть товар, с другой нет отражения операции в РРО и в учете а значит небыло такого товара, ну и что что этот батон пахож на тот который на полке - на полке в балансе а у этого покупателя откуда я знаю
- ГНС уже сказала что решать будет по своему усмотрению, ну как бы здесь здравая логика подсказывает что должна быть инструкция которая утверждена с четким алгоритмом который прозрачен и понятен как инспектору так и бизнесу - но нет введен термин «усмотрение»