Минфин - Курсы валют Украины

Установить
15 августа 2019, 15:56 Читати українською

Член набсовета Банка Сич: о стратегии, ребрендинге и новых инвесторах

В интервью «Минфину» член наблюдательного совета ПАО «БАНК СІЧ», Независимый директор, Кристиан Бйорнер рассказал о том, каким образом в этом и следующем году изменится стратегия банка, зачем понадобилось проводить ребрендинг финучреждения и ради чего банк планирует привлечь в состав акционеров новых инвесторов.

— Украинские банки закончили прошлый год с рекордной прибылью – 21 млрд грн, а чистая прибыль по итогам 1 квартала превысила 13 млрд грн. Каковы по вашему мнению перспективы украинского банковского сектора?

— Я думаю, что украинский банковский рынок сегодня является очень перспективным, как и страна Украина в целом. В последние годы банковский сектор пережил много проблем — в процессе очищения рынка количество банков сократилось со 180 до чуть более 70. Но уже в 2018-19 годах банковская система Украины начала показывать прибыль.

Как обещал новоизбранный Президент Украины, рост ВВП должен достичь 5-7% в год. Соответственно, и банковская система будет расти. Я надеюсь, что это даст толчок для инвестиций в Украину. Но инвесторы нуждаются в гарантиях, нужна действенная новая политика защиты их прав.

Консолидация в украинском банковском секторе открывает новые возможности для независимых банков в нишевых рынках. И наш банк – тому доказательство. В такой большой стране, как Украина, необходима здоровая банковская система для роста экономики. Принимая во внимание репутацию Украины, как одного из основных игроков на рынке IT, украинская банковская система может иметь преимущество, обеспеченное развитием и реализацией проектов FinTech.

Мы разрабатываем новую стратегию, планируем ребрендинг и привлечение нового иностранного инвестора

— Расскажите о стратегии развития Банка Сич. Какие планы вы ставите перед менеджментом банка в этом году?

— 2019 год, по моему мнению, будет более успешным для банковской системы Украины, чем прошлый. Как показал первый квартал текущего года, наблюдается положительная тенденция к росту и динамика будет только улучшаться. Главным образом успех будет зависеть от политической стабильности, правильного управления страной и общего состояния мировой экономики.

В этом году мы намерены разработать новую стратегию развития банка и провести ребрендинг со сменой его названия.Также мы планируем привлечь нового международного аудитора, и приведем процессы и оргструктуру банка в соотвествие с лучшими международными стандартами. В ближайшее время будет объявлена дополнительная эмиссия акций. Мы рассчитываем привлечь новых инвесторов в этом году, включая иностранный банк.

Для реализации этих задач, с начала 2019 года к наблюдательному совету Банка Сич присоединилось или еще присоединится несколько иностранных директоров: Роберт А. Джонсон, в качестве независимого директора и председателя набсовета, и Кристоф Трауниг, в качестве независимого директора и члена набсовета банка.

Роберт А. Джонсон является инвестиционным банкиром, финансистом и предпринимателем с 30-летним международным профессиональным опытом. В настоящее время г-н Джонсон является Со-председателем правления инвестиционной банковской компании ЭсПи Энджел (SP Angel) в Лондоне, Великобритания.

Кристоф Трауниг является профессионалом в области банковского дела и членом Генерального совета Австрийского национального банка (Oesterreichische National Bank) в Вене. До этого он занимал руководящие должности в банковской сфере и консалтинговых компаниях. Он также в настоящее время является старшим партнером в компании Сант Стефан Кэпитал Партнерз (St Stephan Capital Partners) в Вене, Австрия.

— Кто может стать новым инвестором банка и какого объема инвестиции вы рассчитываете привлечь?

— Мы хотим продемонстрировать, что структура банка прозрачна и приемлема для стратегического инвестора, которым может быть иностранный банк. На начальном этапе мы можем говорить о миноритарном участии в капитале банка. Надеемся, что это сотрудничество поможет перенять новый опыт, технологии, внедрить кросс-продажи новых продуктов. Но первоочередная задача – показать внешнему миру, что украинские банки могут работать по правилам и принципам международного бизнеса. Это позволит нам привлечь внимание инвесторов к возможности вкладывать средства в украинскую экономику.

— Как смена власти в Украине повлияла на настроения иностранных инвесторов? Можем ли мы говорить о том, что доверие к Украине возросло?

— Перемены всегда привлекают внимание. Но вслед за разговорами об изменениях должны последовать сами изменения. И сейчас весь мир наблюдает, будут ли новой властью сделаны реальные шаги. Потому что в прошлом такие ожидания не оправдывались. Украинцы проголосовали за изменения и сегодня получили шанс реализовать их.

— С чем связаны планы по ребрендингу банка?

Мы хотим открыть новую главу в истории развития банка и это требует полного изменения его имиджа. Мы хотим, чтобы новый имидж помог в реализации новой стратегии развития банка, которая включает в себя привлечение новых клиентов и выход на международные рынки финансирования. Это будет сигнал о том, что прошлое осталось в прошлом, а банк ориентирован на будущее.

— В чем на практике будет заключаться этот процесс?

— В первую очередь речь идет о новой стратегии, а затем уже и о самом ребрендинге. Сейчас мы дорабатываем стратегию развития банка. Могу сказать, что имя банка будет изменено. Мы еще не определились с тем, каким оно будет. Это серьезное решение, ведь выбрав имя однажды, мы уже не сможем его изменить. Но вскоре мы завершим этот процесс.

— Как изменится стратегия? Вы намерены развивать новые направления бизнеса?

— Хотим сконцентрироваться на обслуживании малого и среднего бизнеса, торговом финансировании, и получении дохода от транзакций и комиссий. Все это требует внедрения новой IT-инфраструктуры, на что будут направлены первоочередные усилия.

— На какие цели банк направит средства, привлеченные в ходе запланированной допэмиссии?

— Новые инвестиции пойдут на развитие IT-инфраструктуры, открытие отделений, маркетинг новых продуктов. Мы также хотим больше внимания уделить профессиональной подготовке нашего персонала.

— Вы планируете наращивать региональную сеть банка?

— У нас уже хорошо развита региональная сеть. С начала 2019 года были открыты новые отделения в Харькове, Днепре, Запорожье и Одессе.
Но мы будем расширяться и дальше, планируем обеспечить свое присутствие в каждом областном центре. В сентябре будут открыты офисы в Полтаве и Виннице.

— Почему так и не состоялось объединение со «Скай банком»? Рассматриваете ли вы покупку других банков на украинском рынке?

— Я присоединился к банку в июне 2019 года и не знаю деталей планировавшейся ранее сделки. В ближайшее время мы намерены сконцентрироваться на органическом росте. Но мы остаемся открытыми для любых возможностей.

«Каждый клиент должен чувствовать себя как VIP-клиент»

— Ставки по депозитам в Банке Сич – одни из самых высоких на рынке. Например, по вкладу в гривне на 12 месяцев банк предлагает 18% годовых, в долларах – 5,5%. С чем связана такая ценовая политика? Банк целенаправленно наращивает портфель депозитов физлиц?

— В настоящее время наши ставки по депозитам не самые высокие на рынке, и в ближайшее время мы планируем их снижать. Банк не будет привлекать клиентов только ставками по депозитам, мы будем уделять большее внимание новым продуктам и качеству обслуживания.

— О каких продуктах идет речь?

— Все они связаны с цифровыми каналами продаж и один из продуктов для розничного сегмента – это карта класса World Elite, которую мы недавно начали предлагать VIP-клиентам.

— Конкуренция за VIP-клиентов в последние 2 года резко выросла, так как многие банки нацелились на премиальный сегмент. Какие продукты премиум-класса вы предлагаете клиентам?

— Мы хотим быть банком для всех, а не только для VIP. Потому мы стремимся привлекать большое количество розничных клиентов. Конечно, это включает и VIP-клиентов. Мы хотим, чтобы все чувствовали себя VIP. Мы предлагаем продукты премиум сегмента – например, карта класса World Elite, — но будут и другие продукты. Мы ориентированы на розницу в целом

Вы упомянули, что планируете инвестировать в IT. Это ключевая тенденция отечественного банковского сектора последних лет – развитие дистанционных каналов обслуживания клиентов. Что именно вы намерены внедрять?

В новой стратегии банка отдельное внимание уделяется развитию IT-инфраструктуры, клиентской поддержки и созданию современной цифровой платформы для обеспечения всех процессов банка. Мы активно используем как успешный международный опыт, так и продукты украинских разработчиков. Уже скоро клиенты банка получат новый инструментарий в виде современного мобильного приложения и веб-ресурса, современных банковских продуктов, некоторые из которых будут представлены на украинском рынке впервые.

— В Украине ожидания от интернет и мобильного банкинга выше чем в Европе. Ощущаете ли вы эту разницу?

— Да, вы правы. Украина, не успев развить интернет-банкинг, перешла сразу к мобильному банкингу. И по сравнению с Германией или Австрией в Украине эти технологии более развиты. Ожидания клиентов здесь выше и требования к функционалу мобильного банкинга тоже. Но мы в своих разработках попробуем удовлетворить этот спрос.

— То же касается и бесконтактных платежей. Популярность технологий Apple Pay, GPay в Украине стремительно растет. Ваша стратегия учитывает эти тенденции?

Во всем банковском мире происходит революция, связанная с платежами. В ряде моделей банки оказываются вообще в стороне от процесса платежа. Потому нам особенно важно определить нашу роль в этих процессах и предложить клиентам такие сервисы, которые помогали бы им работать с платежами в повседневной жизни.

— Согласно данным опроса НБУ, 76% опрошенных банкиров прогнозируют рост кредитных портфелей юрлиц в 2019 году. Какие направления являются приоритетными для банка? Что нового планируете предложить рынку?

Мы не планируем увеличивать наш кредитный портфель за счет крупных компаний, но активно работаем с сектором МСБ и торговым финансированием. Еженедельно рассматриваем и удовлетворяем 5-10 кредитных заявок. Банк фокусируется на доходах от транзакций и комиссий за услуги, а не на доходе от кредитования.
Прежде всего, надо понимать, что то, что сегодня кажется перспективным сектором экономики, завтра может оказаться убыточным и эти предприятия не смогут обслуживать займы. Менеджмент банка не рассматривает в настоящее время кредитование определенных секторов, а работает с конкретными компаниями. Сегодня мы кредитуем торговые компании с высокой оборачиваемостью кредитных средств. Нам больше нравится работать по овердрафту с малым и средним бизнесом. Банк получает дополнительный доход от комиссий по экспортно-импортным операциям и большого количества платежей. Валютная либерализация увеличила интерес многих предприятий к работе с иностранными рынками и позволила нам увеличить клиентскую базу вдвое с начала 2019 года.

— Один из самых быстрорастущих банковских сегментов в Украине – потребительские кредиты. Но они чреваты высокой долей проблемной задолженности. Планируете ли развивать это направление?

— Это не только проблема Украины, в других странах такая же ситуация. Это вызов и хороший шанс для банков. Согласно нашей стратегии, банк планирует развивать розничное направление, в том числе потребительские кредиты. Изучаем предложения по реализации цифровой модели розничного бизнеса, включая цифровые платформы, мобильные и веб приложения. Выбираем между франшизами континентально-европейского и британского розничного банка.

— В чем разница между ними?

— Отличие в потребительских привычках. Например, в некоторых странах более популярны онлайн покупки и поэтому онлайн кредитование в них перспективнее. Мы изучаем потребительское поведение украинцев, чтобы понять, что лучше сработает на этом рынке. Но сперва мы должны определиться со стратегией, внедрить новую IT-инфраструктуру, провести ребрендинг, а затем будем готовы в следующем году запускать потребительское кредитование.

Комментарии - 1

+
0
Буква Ґ
Буква Ґ
15 августа 2019, 21:32
#
Дал-бы бесплатный совет, ах да бесплатные кончились. Сорян.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться