О последних тенденциях рынка труда, зарплатных ожиданиях соискателей разных возрастов и политике работодателей на рынке труда в своей колонке для «Минфина» рассказала HR-эксперт Rabota.ua Татьяна Пашкина.
Зарплатные неожиданности: итоги рынка труда в первом полугодии 2019 года
Украинская заработная плата- самая низкая в странах Европы. Поэтому не приходится удивляться тому, какое значение ей придают соискатели при поиске работы. По данным исследования ANCOR Ukraine, организованного по методологии аутсорсинговой компании Randstad, первое место в списке предпочтений в мире при выборе работы занимает пункт «Привлекательная зарплата и бонусы». Вес этого обобщенного по всему миру показателя в последний год составил 60%, а в целом за последние 4 года он никогда не покидал первого места и не опускался ниже 58%.
Если же посмотреть на украинскую составляющую этого показателя, мы тут «впереди планеты всей» — для украинских сотрудников значение составило 79%, это максимум по европейской выборке. У польских и чешских соседей этот показатель тоже выше 70%, а у шведов не дотягивает и до 40%.
Так что значимость зарплаты по шкале привлекательности для украинского работника переоценить сложно. Что же делают работодатели, чтобы быть «в тренде» и оправдывать ожидания кандидатов? Судя по разнице между средней заработной платой, ожидаемой соискателями, и заработной платой в вакансиях, не так уж и много.
Разрыв между ожиданиями и предложениями. Ожидания превышают предложения работодателей на:
По данным сайта rabota.ua, стабильный прежде отрыв зарплат в резюме от предложений работодателей во втором квартале 2019 года составил рекордные 16%. Это исторический максимум за последние полтора года. Среди причин — и влияние политики на экономику, и отложенный спрос на смену места работы, и рост тарифов, и инфляция. И, конечно, отдельные ситуативные вещи – изменения на профильных рынках, неблагоприятные макротенденции. В принципе, увеличение разрыва между ожиданиями и предлагаемой зарплатой во втором квартале – ситуация достаточно стандартная. Вот только размер этой «минусовки» вызывает опасения у прогрессивных работодателей.
Почему? Рост запросов соискателей вкупе с повышением их общей мобильности способны дать синергетический эффект. По данным того же исследования Randstad, проведенного почти полгода назад, в 2018 году 23% украинцев сменили работодателя. В 2019 году уже 36% собирались последовать их примеру. Очевидно, что недостаточно привлекательная зарплата способна усилить не просто текучесть, но и скорость трудовой миграции в места с более привлекательными доходами. И те работодатели, которые не смогли сыграть на упреждение, вынуждены будут платить двойной тариф, удерживая тех сотрудников, которые успели получить заманчивые предложения от конкурентов.
Украинские работодатели прибавляют в квартал в среднем по 500-800 грн средней зарплаты, доведя самую богатую киевскую зарплату почти до 15 000 грн. Но средняя заработная плата в графе «Другие страны» на сайте rabota.ua практически в 2,5 раза выше. Что уж говорить о зарплатах в городах поменьше?
Сравнение зарплат за рубежом и в Украине, 2 квартал 2019 года
И, поскольку не все украинские работодатели практикуют понятную, прозрачную и адекватную зарплатную политику в долгосрочной перспективе, например, значимую индексацию или пересмотр заработной платы не в пределах общепринятых 12-14%, низкую лояльность и высокую мобильность украинских специалистов понять можно.
Если сотрудник увеличил свою эффективность или просто добросовестно выполнял текущие обязанности и получил прибавку в результате пересмотра заработной платы меньшую, чем официальный размер инфляции, не учитывающую рост коммунальных тарифов и некоторых важных подпунктов потребительской корзины, получается, он работает себе в убыток. Его зарплата из года в год обесценивается. Вариант получить прибавку в 30-50% более-менее вероятен для ключевых, иногда просто незаменимых сотрудников. Или при смене работодателя, если сотрудник не смог доказать своему руководству, что он ключевой или незаменимый. Учитывая количество предложений на рынке труда, найти работу «по средствам» для специалистов, особенно в возрасте до 35 лет, занятие достаточно легкое. И многие специалисты готовы поменять специфику работы, переехать как в пределах украинского рынка труда, так и вне его. Не всегда к этому готовы работодатели.
Практически во всех регионах и в большинстве профессиональных сфер работодатели жалуются на проблемы с подбором и нехватку профессионалов. Тем не менее, предлагать высокие зарплаты и перекупать друг у друга профессионалов они не спешат. Даже руководители предприятий сферы информационных технологий жалуются, что рынок зарплат программистов «перегрет» и поддерживать высокую динамику пересмотра и повышения зарплат – тяжкое бремя.
Поэтому немногие регионы могут похвастаться высоким приростом заработных плат.
Чаще всего пересмотр зарплат – это вынужденная мера, результат проблем с подбором персонала, наличие длительного «простоя» рабочих мест, анонсированных как вакансии или необходимость срочного закрытия вакансии. Системный пересмотр зарплат, ориентированный на определенные календарные периоды (раз в полгода-год) – удел айтишников, аграриев, производственников и других немногочисленных профессиональных сфер. Чаще работодатели мониторят зарплаты ближайших конкурентов, чтоб быть в рынке. Тем временем кросс-сегментарная конкуренция «вымывает» из их рядов самых активных и перспективных специалистов. Например, продавцы спорттоваров переходят на продажу гаджетов, кассиры – в официантов и все вместе – в более диджитальные профессии.
Это если мы говорим о молодежи, за которую работодатели ведут нешуточную борьбу. Что касается соискателей категории «45+», то им приходится довольствоваться «крохами» — вакансии в большинстве своем им перепадают по «остаточному принципу» — если кандидаты помоложе не соглашаются. Поэтому это или непрестижные работы, или работы с не самой привлекательной зарплатой (и не в самых люксовых условиях). Удивляться тому, что соискатели «45+» предпочитают работать на зарубежных работодателей за более привлекательное вознаграждение, как говорится, не приходится. Склонность «иксов» не только содержать себя, но и помогать детям-внукам им теперь дорого обходится. Поэтому их основной мотивацией все-таки является привлекательная зарплата, в отличие от бэби-бумеров, которым интересная работа все-таки ближе.
Следует отметить, что попытки заработать вынуждают «иксов» как к миграции внутри страны на сезонные вакансии – агробизнес, сфера гостеприимства, торговля в приморских конгломератах, так и к работе на «сером» рынке. Если предложений с официального рынка труда недостаточно (например, в небольших населенных пунктах) или по заработной плате они соискателям неинтересны, граждане в возрасте 45+ вынуждены переходить на «темную сторону» рынка труда, попросту говоря, «в тень».
Впрочем, молодые специалисты тоже не промах в зарплатных пожеланиях – по данным аналитики от rabota.ua, они ожидают прироста зарплаты в 17%, если сравнивать второй квартал 2019 года с первым. Некоторые работодатели пока не понимают, за что. Но им придется платить, поскольку студентов на всех не хватает. И, судя по демографическим прогнозам, конкуренция за молодежь только усилится.
Так что зарплатам придется расти. Но этот вынужденный рост не всегда отвечает чаяниям кандидатов. Поэтому, если этот небольшой плюсик в деньгах не подкреплен никакими привлекательными «плюшками», шансов вовремя закрыть вакансию адекватным профессионалом у работодателя немного. И если стратегического понимания у работодателя, как привлекать целевую аудиторию, как ее удерживать и мотивировать даже alumni, нет, то два пути такой компании – либо кузница кадров, либо источник текучки – наверное, мало кого вдохновят. Поэтому помним, что размер заработной платы и добросовестность при ее выплате – важнейший фактор. Слишком важный для того, чтоб им пренебрегать. И работодатель вынужден быть гибким, ибо незыблемость в нашем переменчивом мире – верный путь к краху.
Комментарии - 2