Самые счастливые люди те, кто сумел совместить хобби с работой. И не важно, собирают ли они марки, покупают наборы Lego или коллекционируют виниловые пластинки. Главное — уметь все это вовремя и с выгодой продать.
Бизнес «на игле»
В последнее время проигрыватель виниловых дисков можно встретить в каждом фильме, сериале и музыкальном клипе. Мода на винил переживает ренессанс. Объемы продаж пластинок в 2018 году в США достигли 16,8 млн штук, в Великобритании — 4,2 млн шт. Увлечение винилом докатилось и до Украины.
Почему популярны пластинки
1. Звучание. Формат кодировки мр3 предполагает ухудшение качества звучания. Оно становится более бедным за счет снижения низких и высоких частот. Винил записывается в стерео формате, то есть дает ощущение «полного присутствия».
2. Фетиш. Когда ваша любимая группа выпускает новый альбом, вы можете одним кликом загрузить его в ITunes, заплатив определенную сумму. И так же сделают в этот миг тысячи других меломанов. Никакой эксклюзивности! То ли дело, когда вы покупаете не очередную цифровую копию, а отпечатанную на заводе, еще пахнущую полиграфией, запаянную пластинку. Она принадлежит только вам.
3. Дефицит. Хотя объемы рынка растут, а наиболее популярные пластинки периодически переиздают, винил – отдельный мир. Переиздание Amy Winehouse 2018 года стоит 35 долл, а оригинальная пластинка 2011 года — 200 долл. Одни производители выпускают более качественный винил, у других пластинки «трещат». Дороже всего стоят японские издания. Их звучание – идеальное, а контроль качества при производстве – на высшем уровне. Потому меломаны готовы переплачивать, ждать и пересылать из-за океана определенный диск.
Доходный ли это бизнес
Как правило, мало кто из коллекционеров изначально думает об инвестировании.
«Желания заработать на этом не было. Я покупал ту музыку, которая мне нравится, а продавать начал, когда появились повторные экземпляры или нашел лучшее издание диска», — рассказывает владелец магазина и организатор Kyiv Vinyl Musiс Fair Андрей Муха.
Тем не менее, на этом вполне можно зарабатывать. Хотя просчитать, какую прибыль в конце-концов принесет перепродажа той или иной пластинки, зачастую очень сложно.
Например, диски ДахаБраха и Dukh Doughters резко взлетели в цене после выхода фильма «Гуцулка Ксеня» в марте 2019 года. Предсказать такой поворот событий заранее было невозможно.
Дорожают диски и после смерти исполнителя, так как сразу превращаются в дефицит. Например, после смерти Майкла Джексона было продано 9 млн экземпляров его пластинок. После смерти Amy Winehouse продажи ее дисков увеличились в 37 раз.
Цена растет и в том случае, если тираж пластинки полностью раскуплен, а переиздания давно не было. Проверить всю актуальную информацию о выпущенных дисках, а также найти предложения по покупке и продаже можно на Discogs.
Но все факторы, которые влияют на стоимость, очень ситуативны и мало прогнозируемы. Поэтому коллекционеры советуют не следовать моде и не покупать то, что в тренде сегодня.
Топ-10 самых дорогих пластинок, проданных на Discogs, $
27 500 | |
Sex Pistols – God Save The Queen | 16 125,18 |
Ferris Wheel – Supernatural Girl | 15 001,77 |
Prince – Black Album | 15 000 |
The Beatles – Love Me Do | 14 845,17 |
Sex Pistols – God Save The Queen | 14 680,20 |
Pink Floyd – Ummagumma | 13 845.84 |
The Beatles – Love Me Do | 10 472.89 |
Billy Nicholls – Would You Believe | 9 851.06 |
Röyksopp – Melody A.M. | 8 025. 04 |
Где купить диск
Самая большая ярмарка в мире находится в Утрехте, Нидерланды. Если говорить о покупках онлайн, то стоит обратить внимание на Discogs .
В Украине, в Киеве ежемесячно проходит ярмарка Kyiv Vinil Musik Fair. А во Львове поохотиться на диски можно во время ежегодных фестивалей Alfa Jazz Fest и Lviv Craft Beer & Vinyl Music Festival.
Также в каждом городе есть «Балки» (места тусовки меломанов) и региональные ярмарки.
Советы начинающим коллекционерам
— покупайте музыку, которая вам нравится. Если человек, который ни дня не слушал джаз, скупит все доступные пластинки – такое вложение никогда не окупится. «Часто можно встретить предложения о продаже чьей-то коллекции полностью. Из опыта, 90% этой коллекции никогда не удастся продать, но 1-2 пластинки могут оказаться редкими и с лихвой окупят расходы на все остальные диски. Поэтому проверяйте актуальную стоимость", — советует Андрей Муха.
– можно зарабатывать на современной музыке. Винил невероятно популярен у молодежи. Развитие диджей-культуры подогревает интерес к дискам. Если раньше говорили «скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты», то сегодня — «скажи, что в твоем плей-листе, и я скажу, кто ты».
Чтобы понять, что будет пользоваться спросом, посмотрите, что слушает младший брат или сын. Но инвестиции в современную музыку должны быть короткими. Как только в тренде Youtube появится что-то новое, интерес угаснет. Есть еще один нюанс: молодежь — не самая платежеспособная аудитория. «Тут важно успеть купить модную пластинку и быстро привезти ее в Украину. Есть даже анекдот: Встретились два хипстера, один говорит: А я винилом увлекся, коллекцию уже пол года собираю, все деньги на нее трачу. Вот вторую пластинку купил ", — смеется Андрей Смирнов.
— ориентируйтесь на покупателей в возрасте 40+. Именно они — самые активные покупатели винила. Это попытка вернуть молодость через любимую музыку. Они покупают Hard rock, heavy metal и то, что слушали 30 лет назад. Это наиболее платежеспособная категория меломанов. Они легко выкладывают за диск 500-1500 грн., а иногда и гораздо больше.
К примеру, за первый релиз альбома группы Metallica 1991 года на украинских интернет аукционах просят в среднем 5 000 грн, за сборник Майкла Джексона, выпущенный в 2010 году в США — 4 000 грн., а коллекцию альбомов легендарной группы Rammstein — 7 500 грн.
Отдельная категория – русский рок. Он стоит недорого, но пользуется популярностью у этой категории покупателей.
— вечная классика никому не нужна. Классическая музыка была особенно популярна в советское время, сегодня любителей очень мало. «Покупают чаще всего музыканты. Стоимость пластинки редко поднимается выше 300 грн за диск», — говорит Муха.
— обратите внимание на «якорные» позиции. Коллекционеры ужасно хвастливы. Потому полное издание Beatles стоимостью 500 долл или диск Земфиры за 300 долл (прежде, чем завершить карьеру, певица выпустила всего 4 альбома, которые теперь редкость) считается у них must have.
Но таких покупателей очень мало. Срок окупаемости таких дорогостоящих дисков может затянутся на годы.
— издания «Limited edition», экземпляры с автографом исполнителя – всегда пользуются спросом и стоят дороже.
Современная украинская музыка
Украинская музыка пока не популярна на Западе. Но если раньше все заслушивались голосом Нины Матвиенко и песнями Владимира Ивасюка, то сегодня лучше всего продается Onuka (2 тыс грн за диск), ДахаБраха (900 грн — 2 тыс грн), Monatik (3 тыс грн). Например, новая реп-звезда Alyona Alyona уже вошла в музыкальные чарты США. Через месяц выйдет ее винил.
Андрей Смирнов выпускает украинскую музыку на виниле. В основном, тираж расходится в Украине, лишь небольшая часть уходит на Запад.
Олег Скрипка в 2014 году выпустил лучшее из украинской эстрады 20-го века – коллекцию из 5 винилов «Шедервры украинской эстрады». Всего 750 дисков. «Эти диски продавались 4 года. Весь сборник стоил 3 500 грн. И только теперь они распроданы. Потому огромного спроса на винил нет», — добавляет Смирнов. Хотя есть и неожиданные исключения. Хорошо продавался диск Monatik, сейчас он стоит 3 тыс грн.
Эксперты говорят, что выпуск одной пластинки в 300 экземпляров в среднем обойдется в 2 тыс евро. В лучшем случае уходит год-два, чтобы их продать. Максимум, можно получить 2 тыс евро прибыли.
Как продать диск за границу
Экспорт украинской музыки на Запад – дело хлопотное. Основная проблема – сложности с получением оплаты. Привычный европейцам PayPal у нас не работает, а покупателю приходится возиться с переводами Western Union — идти в банк и платить довольно высокую комиссию за перевод.
Преимущество PayPal в том, что система защищает покупателя: если товар по каким-то причинам не придет, он без проволочек получит обратно свои деньги. С Western Union риск обмана покупателя гораздо выше.
Поэтому в этом деле главное репутация и рекомендации. Например, уже упомянутая Discogs предполагает систему отзывов и рейтингов покупателя и продавца. Продавец платит процент от совершенных продаж системе, но покупатели всегда имеют возможность почитать отзывы о продавце и принять взвешенное решение.
«Новичкам не доверяют. Как в любой субкультуре, тут есть свои и залетные. Но правда и в том, что если человек купил у вас диск, остался доволен, то он вернется снова за чем-то «новым украинским, свежим», — добавляет Смирнов.
Немного истории
Первый виниловый диск появился в 1948 году. Продажи ежегодно росли. Но поиск новых удобных форматов продолжался. На смену виниловым дискам в конце 1970-х пришла магнитная лента и кассеты. Новый формат был компактным, а главное, его легко можно было тиражировать – перезапись с кассеты на кассету можно было сделать в домашних условиях.
Следующим шагом были CD и DVD. Cегодня вся музыка доступна в цифровом формате МP3, доступна любому аудиофилу в режиме on-line. И именно в этот момент начался ренессанс винила.
Регина Дацюк
Комментарии - 4
Є lossless формати для зберігання звукових файлів
DJ не використовують платівки вже давно через їх розмір і їх амортизацію
При роботі в сегменті понтів треба дуже тонко підходити до покупця і розуміти на що треба натискати
Так само як і з продажем аудіофільських дротів з «монокристалічної міді»
Тут скорее хобби, которое иногда будет приносить немного денег на сигареты.