Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 мая 2019, 18:02 Читати українською

Юрист Андрей Довбенко: почему необходимо контролировать сбор налогов по мировым стандартам

Андрей Николаевич Довбенко — адвокат и известный венчурный инвестор рассказал, как вернуть деньги в Украину из оффшоров.

Важная информация об Андрее Довбенко: https://comments.ua/society/641881-andrey-dovbenko-minyust-yurist-kieva.html.

Содержание статьи:

  1. Сколько денег спрятал в офшорах украинский бизнес?

  2. Неуплата налогов – глобальная проблема;

  3. Что такое BEPS, и как он связан с «оффшоризацией» украинской экономики?

  4. Как внедрение правил BEPS повлияет на украинский бизнес?

  5. Как ещё можно мотивировать украинский бизнес платить налоги в бюджет?

160 миллиардов долларов. По разным оценкам, именно такую сумму недополучил украинский бюджет в виде налогов за все годы независимости страны. Эти колоссальные деньги осели на счетах маленьких и мало кому известных компаний в оффшорных юрисдикциях. Вопреки расхожему мнению, прячут их там не только коррумпированные чиновники и олигархи, но и представители малого и среднего бизнеса. Того самого бизнеса, который все время требует к себе особого отношения со стороны государства. А государство, в свою очередь, связывает с ним надежды на рост экономики, развитие общества и движение страны в Евроатлантические организации.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, с одной стороны, правительство и парламент декларирует стремление развивать предпринимательство, а с другой – ужесточает контроль за уплатой налогов, пишет в своей статье юрист и адвокат из Киева Андрей Довбенко. Подробная информация про Андрея Довбенко опубликована на его личном сайте, а также многих других интернет-ресурсах.

Как уверяет юрист Андрей Довбенко, уход бизнеса в оффшоры – проблема не только для Украины. По данным Boston Consulting Group, общее количество денег, упрятанных в юрисдикциях с минимальными ставками налогообложения, с 2005-го по 2016-й годы выросло с 6-ти до 10-ти триллионов долларов (что приблизительно составляет 10% общемирового ВВП). По сравнению с другими странами, больше всего денег ушло в «налоговые гавани» в обход казначейства США – около 1,6 трлн долларов. Предприниматели используют оффшоры для:

  • легального снижения налоговой нагрузки на бизнес;
  • уменьшения рисков;
  • упрощения механизмов защиты в судах, так как информация о реальных владельцах компаний-прокладок надежно скрывается.

Таким образом проблема неуплаты налогов там, где формируется доход, давно стала глобальной. Однако важный момент: максимально негативный эффект от этого испытывают на себе как раз развивающиеся экономики, к которым относится и Украина.

Андрей Довбенко подчеркивает – чтобы противостоять практике размывания базы налогообложения и использования других гибридных инструментов с целью неуплаты налогов, экспертами стран G20 под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был разработан специальный план Base Erosion and Profit Shifting (BEPS).

Эта программа предусматривает 15 «шагов» или, как их еще называют, «действий». Они направлены на то, чтобы:

— усложнить вывод прибыли в оффшорные юрисдикции;

— добиться того, чтобы предприниматели платили налоги в бюджеты тех стран, в которых получают прибыль;

— увеличить прозрачность ведения бизнеса;

— вернуть в национальные бюджеты деньги, ранее выведенные в налоговые гавани.

Украина хоть и не состоит в ОЭСР, однако в 2017 году задекларировала свое стремление присоединиться к плану BEPS. С этой целью была подписана Многосторонняя конвенция MLI. Ее главная задача – искоренить практику двойного налогообложения путем внесения изменений во множество соответствующих двусторонних соглашений, пишет юрист Андрей Довбенко.

Однако и это не все. Осенью 2018 года специалистами НБУ и Министерства финансов Украины был презентовал проект закона, который многие называют «законом о BEPS». Он предусматривает так называемый «минимальный стандарт» BEPS, который состоит из 4 шагов, а именно:

  • борьба со злоупотреблением международными договорами;
  • пересмотр специальных налоговых режимов, если таковые существуют;
  • введение ТЦ-отчетности трех уровней;
  • урегулирование споров относительно применения международных договоров.

Довбенко Андрей Николаевич считает, что единые (хоть и достаточны жесткие) новые правила сделают украинский бизнес более прозрачным и, следовательно, конкурентным.

По мнению Андрея Довбенко, стремление Украины присоединиться к плану BEPS правильное и своевременное, однако несет в себе серьезные риски: наша экономика достаточно нестабильная и усиление налоговых правил может иметь негативный эффект. Компании могут либо вообще уйти из страны, либо лишиться средств для развития. Чтобы избежать этого, государству необходимо сделать правильные выводы: параллельно с ужесточением контроля за уплатой налогов нужно упрощать систему администрирования отчислений в бюджет и постепенно снижать налоговые ставки.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться