Экономика Украины развивается за счет внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Однако сохраняет сырьевую зависимость.
Четыре драйвера роста для украинской экономики
О том, на какие отрасли стоит сделать ставку в ближайшие года, рассказал в своем посте на Facebook глава Совета НБУ Богдан Данилишин. «Минфин» публикует сокращенный вариант статьи.
Какие главные задачи экономического развития Украины? Обеспечение устойчивости роста экономики, увеличение темпов этого роста и изменение структуры за счет расширения несырьевой составляющей экономики.
О поиске «точек роста» украинской экономики говорят много. Однако акцент на точках роста для Украины не вполне правильный.
Такие экономики, как в Украине, не обладают достаточным набором характеристик развитой системы — у нас недостаточно емкий внутренний рынок, слабая инфраструктура, устаревшая производственная база, нет эффективной промышленной политики. Поэтому появление потенциала роста в одном из секторов вряд ли способно задеть смежные сектора и превратиться в локомотив роста всей экономики.
Для Украины характерна чрезмерная зависимость от внешних рынков. В условиях глобализации значение международных экономических связей важнее внутригосударственных. Это в СССР экономика существовала в виде анклава, а экономика Украины тесно интегрирована в мировую. Внешние шоки легко и быстро транслируются в экономику нашей страны, и это может подавлять точки роста.
С другой стороны, финансовая система, пусть и полностью оправилась от кризиса и перешла к прибыльной работе, на данный момент еще не демонстрирует готовности к полноценной кредитной поддержке экономики.
Внутренний потребительский и инвестиционный спрос стимулируют экономику
Чтобы импульсы роста, возникающие в каком-то отдельном секторе, могли проникнуть в смежные отрасли национальной экономики нужны механизмы управления процессами создания многоуровневых связей — драйверов.
Драйверы экономического роста — совокупность механизмов, которые улавливают спрос, катализируют импульсы, включают на соответствующем этапе различные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) в русло движения, меняют экономическую ситуацию в стране.
Экономика Украины растет три года подряд. И все эти три года основным драйвером экономического роста является внутреннее потребление.
На первый взгляд, в этом можно усмотреть позитив — после кризисных 2013-2015 годов, компании начали реализовывать долгосрочные проекты, что обеспечило инвестиционный спрос, а население снова нарастило потребление, что повысило спрос потребительский. Но, как показывает практика, ситуация может быстро измениться.
В течение 2000-х годов рост экономики Украины был обусловлен преимущественно внешними факторами. Первый — низкие ставки ФРС привели к украинскому строительному и потребительскому буму, что осуществило существенный вклад в тогдашний экономический рост. Второй — бурные темпы роста в Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии обеспечили высокий спрос и хорошие цены на продукцию украинской металлургической отрасли.
Теперь у нас сформировались новые драйверы роста — внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Прекращение действия драйверов, которые давали внешний импульс для роста украинской экономики в середине 2000-х годов, привело к остановке ее развития.
А что будет, если прекратят действовать нынешние драйвера роста экономики Украины? Такое вполне возможно — рост потребительского спроса носит восстановительный характер (после падения в 2013-2015 годах) и не факт, что он продлится долго.
А если предприятия почувствуют стагнацию потребительского спроса, то прекратят наращивать производственные мощности, что повлечет за собой снижение инвестиционного спроса. Кстати, строительство, похоже, теряет статус драйвера роста экономики — в Киеве, где самый большой рынок недвижимости, объем построенного за январь-сентябрь 2018 года жилья был на 41% меньше, чем в 2017 году.
Ставка на логистику и аграрный сектор
Что делать? Искать новые драйверы роста. В тактическом плане ними могут быть аграрный сектор и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Аграрный сектор может быть драйвером потому, что спрос на украинскую сельхозпродукцию есть и будет высоким как минимум в среднесрочной перспективе. Глупо не использовать такую возможность.
При этом аграрный сектор как драйвер должен направить импульсы развития украинского сельхозмашиностроения, пищевой промышленности, которая должна наращивать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости (нам удалось превратиться из экспортера семян подсолнечника в игрока №1 мирового рынка подсолнечного масла и этот пример нужно масштабировать), сектора производства минеральных удобрений.
Транспортно-логистическая инфраструктура может стать драйвером по нескольким причинам. Во-первых, потому что Украина находится в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических затрат. Так, в Украине 18% логистических затрат по доставке пшеницы с поля в порты, а во Франции и Германии этот показатель составляет 8%, в США — 6%. Проблему необходимо решать, в том числе и для повышения отдачи от сельского хозяйства.
Во-вторых, «азовский кризис» показал — нужны хорошо развитые запасные варианты портов на Азовском море. Иначе, могут быть проблемы с экспортом металлов и зерновых.
В-третьих, хочется верить, что рано или поздно отношения с Россией прекратят ухудшаться и стабилизируются — тогда развитая транспортная инфраструктура будет способна превратить географические особенности Украины в ее конкурентное преимущество.
В-четвертых, активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры обязательно даст импульс повышению объемов производства в черной металлургии, энергетике, промышленности, строительных материалах.
Важно, что в результате задействования этих драйверов роста экономики мы сможем поддержать действие драйверов нынешних, поскольку инвестиционный и потребительский спрос смогут получить мощный новый импульс.
Комментарии - 13
Ну слава богу, хоть до одного дошло :-). Усмотрел коррекцию после обвала, я не устаю об этом писать. А то рост… рост… Не «вполне возможно» только, а однозначно. Но он видимо из политкорректности это смягчает.
Да ничего не «дошло», потребительский спрос — это обо всём и ни о чём.
Если рассматривать, то только по ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ населения и бизнеса, которая уменьшается и уменьшается.
Прямо парадокс какой-то — платёжеспособность падает, а потребительский спрос — растёт.
Вон Шапран пару недель назад публиковал график с ДЕмонетизацией экономики шестой год подряд, которая говорит о падении платёжеспособности населения.
Плюс к этому — растёт закредитованность населения и бизнеса, о чём говорит процент NPL-кредитов по банковской системе.
Плюс к этому — растёт закредитованность государства.
То есть предпосылок для роста спроса — нет.
Но я отреагировал, т.к. Данилишин упомянул в тексте очевидное выражение. Нынешний рост — это коррекция после падения. Спрос пережали, после чего он немного распрямился. Вот и рост. Реальный прогресс, способный вытянуть и создать настоящий рост, пока что малозаметен. Если по простому — экономика в силу политических причин переориентировано на новых партнеров, жестко и быстро, но при этом структура экономики ухудшилась, как и ее размер. Так что от лукавого все заявления об экономическом росте. Увы…
Если на физическом примере: пружина растянулась очень сильно, но вместо того чтобы сильно двинуться в противоположную сторону она лишь слегка сжалась. Нет в ней упругости.
Но в нём больше роста от инфляции.
В инвестиционном спросе то же самое.
Как Вы правильно заметили — рост спроса порождает огульный импорт и идет за счет кредитов , а рост инвестиционного спроса содействует огульному экспорту.
То есть, получается «разнобой, разногласие» — потребительский спрос стимулирует НЕ НАШЕ(национальное) производство и инвестиционный спрос стимулирует НЕ НАШЕ(национальное) потребление.
В итоге оба спроса — стимулируют НЕ НАШУ(национальную) экономику.
Еще подметил неточность или ляп. Если они стабилизируются (т.е. закрепятся, из его логики), то это не решит сию задачу. Стабилизация на текущих уровнях не сулит перспектив этой точке роста, отношения должны как минимум улучшиться.
И он скромно не упомянул о транзите газа, который также может быть драйвером этой категории, но висит над пропастью. А это от 2% ВВП, который тянет ряд отраслей, у которых будут проблемы, если мы не нарастим свою добычу.
Не уберут, но уменьшат. Это нелогично для РФ прерывать неплохой маршрут в центр Европы в условиях роста спроса в долгосрочной перспективе. Пустая риторика, обычный торг. Попомните мое слово — контракт продлят.
Другое дело — износ. Нужно 5-6 ярдов зеленых на реконструкцию. Иначе даже при условиях перезаключения контракта транспортировать будет нечем. Тогда да, транзита не будет.
Основной международный грузовой железнодорожный маршрут между Китаем и Европой прошёл вдоль границы Украины, а не через Украину. Основной поток грузов пойдет через Беларусь
Есть решение получше и попроще, и оно, скорее всего, случится :-).