Минфин - Курсы валют Украины

Установить
26 февраля 2019, 12:54 Читати українською

Глава AirBaltic: Рост конкуренции авиакомпаний на руку путешественникам

Латышский национальный авиаперевозчик AirBaltic хорошо известен украинским путешественникам. Широкая география полетов транзитом через Ригу, а также сервис, который предлагает компания, создали ей имидж лоукостера. Хотя сама она себя таковой не считает. 

AirBaltic выполняет полеты из Риги в Киев и Одессу. С начала апреля компания добавит еще и рейс Рига-Львов и значительно увеличит предложение на маршруте Рига-Киев. Во первых, введет дополнительный четвертый ежедневный рейс, увеличив недельное количество полетов Рига-Киев с 19 до 24. Во-вторых, заменит на этом маршруте региональный турбовинтовой 76-местный самолет Bombardier Q400  на среднемагистральные реактивные 120/142-местные Boeing 737-500 и 300. Это вдвое увеличит количество кресел, предлагаемых к продаже. 

AirBaltic и аэропорт Рига — главные конкуренты МАУ и аэропорта Борисполь в борьбе за клиентов на маршрутах между Скандинавией и Северо-Восточной Европой, а также Ближним Востоком и Центральной Азией. Кроме того, у AirBaltic очень широкий охват по городам Германии, Великобритании и стран Балтийского бассейна. В прошлом году авиакомпания перевезла 4,1 млн пассажиров, из которых более 130 000 — на украинских маршрутах.

Украинский рынок авиационных пассажирских перевозок — один из самых быстро растущих в Европе. Естественно, что латышский перевозчик, который давно и успешно работает на нашем рынке, решил активней его осваивать. Но и конкуренты  не сидят сложа руки. Кроме МАУ, с будущего лета на маршрут Рига-Киев выйдет и лоукостер Wizzair.

О планах развития AirBaltic, методах борьбы с конкурентами и возможном приобретении украинской авиакомпании, «Минфин» поговорил с президентом и генеральным директором AirBaltic капитаном Мартином Гауссом. 

— Каким был 2018 год для вашей авиакомпании? Какие события были самыми важными?

— 2018-й стал для нас еще одним рекордным годом. airBaltic укрепила свои позиции в качестве регионального лидера. Авиапарк пополнили новые самолеты Airbus A220-300, и мы смогли летать гораздо чаще, чем раньше. Благодаря этому мы смогли запустить 11 новых маршрутов. Компания также поставила новый рекорд по количеству перевезенных пассажиров – в общей сложности 4 миллиона человек.

Теперь мы можем летать по более длинным маршрутам, таким как Абу-Даби, Малага или Лиссабон, на которые очень высокий спрос. Высокие показатели позволили airBaltic нарастить рыночную долю в Балтийском регионе, теперь она превышает 30%. В аэропорту Рига доля рынка компании в отдельные месяцы достигала 57%.

КРЕДИТНЫЕ КАРТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. ВЫБРАТЬ СВОЮ 

В 2018 году airBaltic имела честь получить множество мировых наград авиационной отрасли. В начале года OAG, которая отслеживает более 50 миллионов записей о рейсах, объявила, что airBaltic в третий раз стала самой пунктуальной авиакомпанией в мире. Кроме того, airBaltic получила награду «Лидер года на рынке ATW».

— Что для вашей авиакомпании означает украинский рынок?

— Предстоящим летом мы будем выполнять 35 еженедельных рейсов в и из Украины. Поэтому можно с уверенностью сказать, что это один из наших ключевых рынков за пределами Балтии.

Чтобы добиться большего успеха в Украине, мы сформировали специальную украинскую команду продаж. С 1 апреля airBaltic начнет сезонные полеты по своему третьему украинскому направлению — Львов. Кроме того, этим летом airBaltic увеличит количество рейсов из Риги в Киев и Одессу.

— Сколько пассажиров вы перевезли по украинским маршрутам в 2018 году? Сколько из них было транзитными пассажирами? Каковы наиболее популярные маршруты для украинских пассажиров?

— В прошлом году airBaltic перевезла более 130 000 пассажиров на украинских маршрутах. Это на 17% больше, чем в 2017 году. Свыше 50% пассажиров из Украины выбрали Ригу для удобного транзита в более чем 80 пунктов назначения – в Европе, Скандинавии, СНГ и Ближнем Востоке. Наиболее популярными транзитными направлениями среди путешественников из Украины были Таллинн, Москва, Хельсинки, Осло и Копенгаген.

— Сколько пассажиров на украинских направлениях вы планируете перевезти в 2019 году?

— Наша бизнес-стратегия Destination 2025 предусматривает устойчивый рост всей нашей сети. Поскольку в этом году мы добавили третий украинский пункт назначения—Львов и увеличиваем частоту полетов из Киева и Одессы, мы ожидаем увидеть в 2019 году рост не менее 10%, но, скорее — ближе к 20%.

— Некоторые европейские авиалинии используют либерализацию авиационного сообщения между Украиной и Европейским союзом и уже начали выполнять перелеты из Украины в третьи страны Европы. У вас большой опыт прямых рейсов из Литвы, Эстонии и Финляндии. Рассматриваете ли вы возможность открытия прямых рейсов из городов Украины в другие европейские страны?

— Наш бизнес-план до 2025 года, в первую очередь, ориентирован на дальнейшее расширение airBaltic в Прибалтике. Мы будем увеличивать количество направлений из всех трех балтийских столиц. В конечном счете, airBaltic планирует соединить Балтию практически с любым пунктом назначения в мире.

Кроме того, согласно плану, 30 самолетов Airbus A220-300 будут базироваться за пределами Балтии. Мы объявим, куда они будут летать, ближе к дате доставки самолетов — в 2022 году.

— Как вы оцениваете конкуренцию на рынке авиаперевозок в Украине? Как вы видите его дальнейшее развитие?

— С 2016 года количество пассажиров, которые летают из украинских аэропортов, ежегодно увеличивается более чем на 20%. Рост был очень быстрым, особенно во второстепенных аэропортах. Это не могли не заметить европейские перевозчики. Многие из них запускают рейсы в Украину. Сейчас мы видим попытки лоукостеров активно выходить на украинский рынок.

Конкуренция растет, и это выгодно для путешественников, так как любое соревнование снижает стоимость авиабилетов. В отличие от многих аэропортов в Европе, в Украине нет существенных инфраструктурных ограничений, которые могли бы ограничить рост в обозримом будущем. Темпы роста предложения на украинском рынке останутся высокими, однако их нужно постепенно замедлять, учитывая, что спрос не безграничен.

— Авиакомпании повально ужесточают требования к перевозке багажа, ручной клади. В прошлом году было несколько скандалов, связанных с политикой вашей компании в этой сфере. Что изменилось после этого?

— На airBaltic каждый пассажир может бесплатно взять с собой одну ручную кладь (55x40x23 см) и один личный предмет (30x40x10 см). Вес обоих предметов не может превышать 8 килограммов. Прошлым летом мы немного увеличили размер багажа в салоне, чтобы он соответствовал показателям, которые использует большинство наших глобальных партнеров, и тем самым обеспечили более комфортные условия путешествия.

Недавно мы исследовали привычки наших пассажиров. Весьма вероятно, что вскоре мы предложим дополнительные вспомогательные услуги, которые обеспечат дополнительную гибкость при перевозке ручной клади. 

В прошлом году мы зафиксировали значительный рост вспомогательных доходов — все большее число пассажиров airBaltic предпочитает приобретать зарегистрированный багаж среди других услуг. В целом за 2018 год авиакомпания перевезла более 2 миллионов единиц зарегистрированного багажа.

Покупка самых доступных билетов базового класса и добавление багажа в бронирование очень популярны среди наших пассажиров. Хотя одновременно растет и число клиентов, которые выбирают билеты премиум-класса и бесплатный зарегистрированный багаж.

— По вашему мнению, к каким мерам будут прибегать авиакомпании в будущем, чтобы снизить стоимость перевозок и повысить эффективность, не нанося значительный ущерб комфорту пассажиров?  

— Рост авиационного рынка в Европе происходит быстрее, чем процесс консолидации, поэтому конкуренция усиливается. Из нашего опыта, одним из наиболее важных факторов является эффективность использования топлива, учитывая непредсказуемый характер динамики мировых цен на нефть. К 2024 году мы планируем создать единый парк из 80 Airbus A220-300. Новый самолет экономит до 22% топлива по сравнению с Boeing 737, который мы используем сейчас.

Что касается пассажиров, то им эти самолеты обеспечивают более высокий уровень комфорта. Парк Airbus A220-300 дает такие преимущества, как широкие сиденья, большие окна, больше места для ручной клади, улучшенные туалеты. Отзывы, которые мы получаем от пассажиров, в основном положительные. Дополнительное бронирование мест особенно популярно именно на Airbus A220-300. Сиденья у окна с большими иллюминаторами—самый популярный выбор среди пассажиров.

— Работают ли в вашей авиакомпании граждане Украины? На каких позициях?

— В настоящее время в airBaltic работают более 1500 человек из 30 стран. В том числе — 14 украинцев, 12 из которых работают техниками. Большинство из них работают в компании более 10 лет. В целом airBaltic в будущем планирует принимать на работу больше украинцев.

— На авиационном рынке наблюдается тенденция объединения авиакомпаний, но в нашем регионе она еще не началась. Видите ли вы возможность объединиться с другими авиакомпаниями в регионе, например, украинскими, белорусскими или румынскими?

— Латвийское государство, как основной акционер airBaltic, продолжает искать стратегического инвестора. И если airBaltic захочет приобрести другую авиакомпанию, это решение должно быть сначала одобрено правительством Латвии. Если такое поглощение потенциально сможет улучшить связь, предоставляемую из Риги и Балтии, есть вероятность, что сделка произойдет.

— Ваша авиакомпания продала 3 Boeing 737-500 в конце прошлого года. Когда вы планируете полностью отказаться от самолетов классического поколения?

— 28 мая 2018 года airBaltic заключила соглашение о покупке 30 самолетов Airbus A220-300. В случае надобности мы сможем докупить еще до 30 самолетов того же типа. Согласно плану, airBaltic планирует ввести единый парк Airbus A220-300 к 2022 году, когда мы откажемся полностью от эксплуатации самолетов Boeing 737 и Bombardier Q400 NextGen.

Осенью в одном из интервью вы сказали, что, возможно, Air Baltic создаст дочернюю авиакомпанию в другом регионе Европы. Когда и где она может появиться?

— В интервью Bloomberg было заявлено, что 50 самолетов, которые в настоящее время находятся в твердом заказе, будут базироваться в странах Балтии. 30 дополнительных самолетов будут летать на маршрутах за пределами Балтии. Наш бизнес-план не предусматривает создание новой дочерней компании.

— Рынок авиаперевозок в Европе растет уже больше года. Но многие авиакомпании не выдерживают конкуренции и становятся банкротами — Air Berlin, Primier Air. Каковы ваши прогнозы на 2019 год?

— На протяжении десятилетий конкуренция на европейском рынке авиационных перевозок была очень высокой. В течение большей части 2018 года цены на топливо росли, и остаются на этом уровне. Это усиливает стресс для авиакомпаний, способствуя будущей консолидации. Эффективность авиакомпаний будет очень важна, чтобы они могли предлагать пассажирам доступные цены.

Многие авиакомпании испытывают трудности с набором профессионалов для своих команд, особенно пилотов – на них сейчас глобальный дефицит. Если не хватает персонала, невозможно расти и повышать эффективность. Поэтому в конце 2017 года airBaltic запустила собственную Pilot Academy, которая сейчас готовит местных будущих пилотов для авиакомпании.

В целом, однако, возможностей для развития сейчас намного больше, чем это было 10 или 20 лет назад. Это открывает новые рынки, новые сегменты клиентов, но также оказывает давление на инфраструктуру. Многие аэропорты — и не только крупные хабовые — имеют физические, юридические или экологические ограничения. В некоторых случаях это затрудняет рост авиакомпаний на рынках с высоким спросом. Яркими примерами этого являются Лондон-Гатвик, Амстердам или Варшава.

Беседовал: Александр Ланецкий

Комментарии - 1

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
26 февраля 2019, 14:05
#
Супер что идет борьба за украинский рынок авиа перевозок.
Попытка бадаться с лоу-костерами- только приветствую, только на руку людям.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться