Уходящий год был непростым, однако заканчивается довольно оптимистично: с новой программой сотрудничества с МВФ и сбалансированным бюджетом.
Итоги 2018 года
Глава совета НБУ и экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин подвел экономические итоги 2018 в своей колонке на «НВ». «Минфин» публикует сокращенный вариант.
18 декабря МВФ утвердил новую программу сотрудничества с Украиной – Stand-by на сумму $3,9 млрд. В этом году должно поступить $1,4 млрд кредитных средств. Это позитивная новость. Украина вынуждена привлекать кредиты международных организаций, — прежде всего потому, что на погашение и обслуживание внешнего долга Украины в 2019 году, согласно прогнозным данным Минфина на 1 декабря, необходимо потратить 150 млрд грн. Кредит МВФ вместе с макрофинансовой помощью от Евросоюза — 0,5 млрд евро уже поступили, такую же сумму ожидаем в следующем году и гарантиями Всемирного банка на $0,75 млрд позволяют надеятся, что угроз финансовой стабильности государства в следующем году не будет.
Вероятно, при необходимости государство сможет занять деньги на международных рынках капитала по более приемлемой ставке, чем в 2018 году. Многие кредиторы и инвесторы оценивают свои риски в сотрудничестве со страной с оглядкой на наличие или отсутствие у заемщика программы с МВФ.
Международные резервы до конца года вырастут, отыграв свое снижение в конце лета и в начале осени. Состоянием на 1 декабря они составили $17,7 млрд, к началу следующего года они приблизятся к отметке $20 млрд.
Несмотря на периоды волатильности, курс гривни в уходящем году в целом демонстрировал стабильность – если сравнивать с аналогичным периодом 2017 года. По состоянию на 20 декабря 2018 национальная валюта укрепилась относительно доллара на 0,75%. В этом году валюты развивающихся рынков были подвержены девальвации – из-за роста ставки ФРС, что спровоцировало отток капитала из развивающихся рынков, а также из-за сильных финансово-экономических потрясений в Аргентине и Турции. Но гривня чувствовала себя гораздо лучше большинства валют стран с аналогичными рынками.
Пока отсутствуют предпосылки к повторению ситуаций декабря 2016 года и декабря 2017 года, когда правительство расходовало значительные объемы средств, что приводило к девальвации гривни. Например, в прошлом году за декабрь остаток средств на едином казначейском счете уменьшился в 10,6 раза. Надеюсь, мы делаем первый шаг к надлежащему уровню координации фискальной и монетарной политики.
Что касается инфляции – она увеличивалась высокими темпами в начале года, с мая по сентябрь наблюдался благоприятный период нулевого роста цен и в августе даже произошло их снижение. После резкого скачка в сентябре темпы роста потребительских цен показали нисходящую динамику. Полагаю, прогноз Нацбанка по потребительской инфляции по состоянию на конец года – 10,1% – выглядит довольно реалистично. Инфляция в этом году будет ниже, чем в 2017, однако цель, обозначенная в Основных принципах денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочной перспективе (6% ± 2 процентных пункта) не будет достигнута.
Инфляция выше целевого уровня была обусловлена, в большей степени, динамикой потребительского спроса. Например, в октябре 2018 года по сравнению с октябрем прошлого года реальная заработная плата выросла на 14,2%. А задолженность по банковским кредитам домохозяйств по состоянию на 1 декабря была на 19,5% больше, чем к концу 2017 года.
Без громких баталий был принят государственный бюджет на 2019 год. Положительное решение о предоставлении кредита от МВФ – лучшее свидетельство того, что госбюджет является реалистичным и сбалансированным.
Экономический рост будет обеспечен, прежде всего, расширением внутреннего спроса. Однако, и это крайне важно, не только за счет потребительского, но и благодаря инвестиционному спросу. Об этом свидетельствует, например, заметная активизация инвестиционного импорта, в частности, продукции машиностроения и электротехнического оборудования.
Темпы роста ВВП Украины по итогам 2018 ожидаются примерно на уровне 3%. Много это или мало? По-моему, это тот уровень роста, который может позволить себе нынешнее качество украинской экономики.
Чтобы осознать институциональные и структурные проблемы экономики Украины, следует уяснить, что происходит в мировой экономике. А в мировой экономике с конца XX века проходит Третья промышленная революция, и ее темпы в начале нового тысячелетия особенно ускорились. Последствия этой революции будут колоссальными, она станет причиной не меньших потрясений, чем Первая (начало XIX века) и Вторая (конец XIX – первая половина XX века) промышленные революции.
Отличия Третьей промышленной революции:
-
изменение энергетической парадигмы – ископаемое топливо будет постепенно заменено возобновляемыми источниками энергии;
-
субтрактивное производство, доминирующее на сегодняшний день, в среднесрочной перспективе будет заменено аддитивным производством (3D-печать), гораздо более экономичным относительно затрат на производство (до 90% экономии энергии и ресурсов в сравнении с субтрактивным);
-
кардинальное повышение роли программного обеспечения в конечном продукте;
-
значительный рост использования новых инновационных материалов (например, графена) в производстве, которые заменят классические материалы (например, черные металлы, алюминий);
-
существенное усиление роли автоматизации в производстве, вплоть до полной замены производственных единиц – людей роботами;
-
повышение роли вертикальной интеграции при производстве товаров и локализация этого производства, в отличие от глобально и горизонтально организованного производства товаров, присущего на сегодняшний день.
Эти векторы развития мировой экономики радикально изменят доминирующий в наше время способ производства товаров. Украина в данном случае является страной промышленного устройства, сформированного в результате Второй промышленной революции. Роль этого устройства в мировом производстве товаров снижается и продолжит стремительно сокращаться. Что, собственно, мы наблюдаем, например, в постепенном уменьшении некогда мощной украинской металлургической отрасли. В последнее время ее долю в украинском экспорте занимает не наукоемкая продукция, а пшеница и кукуруза. И здесь вопрос: где степень добавленной стоимости больше – в металлургических полуфабрикатах или в агросырье. Совершенно точно известно одно — в обоих товарных группах добавленная стоимость низкая.
Макрозадачей экономических реформ должна стать трансформация украинской экономики в направлении, установленном приведенными векторами развития, привлечение потенциала украинской науки. И тогда наша страна начнет экспортировать не только катанку, ячмень и семена подсолнечника, аммиачную селитру и карбамидно-аммиачную смесь, а будет производить и продавать на внешних рынках электронное, оптическое телекоммуникационное и мультимедийное оборудование, продукцию аэрокосмической промышленности, судостроения, сельхозмашиностроения, станкостроения и фармацевтику. Добиться этого – вопрос не одного года. Однако начинать работать в этом направлении необходимо уже сейчас, и незамедлительно.
Комментарии - 19
https://minfin.com.ua/blogs/aleksandrbank/118938/
Поражаюсь этим современным «экономистам», которые могут совместить — НЕсовместимое.
Вот как у них получается совместить УМЕНЬШЕНИЕ занятости населения — с этим «Экономический рост будет обеспечен, прежде всего, расширением внутреннего спроса.»
Какой «рост» и «расширение внутреннего спроса» при ПАДЕНИИ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ населения?
Да кому нужен такой «рост», ведущий к ОБНИЩАНИЮ населения?
Людоеды какие-то, а не экономисты.
А если серьезно, то одни профессии будут исчезать, другие появляться. Точно так же как в ходе предыдущих промышленных революций были даже бунты по этому поводу, люди всегда боятся изменений. Но кто хочет работать — адаптируется и без дела не останется.
Да я не против, проблема в том, что в экономике развелось много ИГРОКОВ, а работать они не хотят — им бы поиграть.
И тут уж точно «промышленные революции» не причём.
Ой, не смешите, такие «профессии» если появляются, то в результате НРАВСТВЕННОЙ революции вместе с подменой понятий.
ТРУД и ИГРА — это РАЗНЫЕ виды деятельности, причём только один из них имеет отношение к экономике, а второй — нет.
#экономический_попаданец №2.
Любой бизнес — это игрок в экономике.
Ой, а я грешным делом думал, что в экономике есть ПРОИЗВОДИТЕЛИ и ПОТРЕБИТЕЛИ, а оно оказывается вона как.
Вся наша жизнь — игра
Вы про СВОЮ жизнь можете так говорить, моя жизнь это ТРУД.
Поэтому НАША уже не может быть «игрой».
По-моему очевидно кто и как занимается подменой понятий, делая подобные обобщения.
Потребности, как и производство носят ЗАКОНОМЕРНЫЙ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер, а не случайный и вероятностный, как это пытаетесь представить Вы.
По поводу закономерный и обязательный характер потребностей — тоже ошибаетесь. Вот сейчас легкая промышленность. Покупали-покупали люди, ввели военное положение, и продажи как обрубило. Причем практически у всех. Что случилось с потребностями? А все то же. Потому что обязательный характер у нас имеют только «пить», и «есть», причем даже и второе во многом можно сократить если что.
Где Вы видите что я жалуюсь?
Вы бы поменьше воображали и страдали «манией величия».
Что позиционируете себя «игроком» — ещё не значит что не будете пешкой, ведь игра она такая штука — всем выигрывать в ней почему-то не получается.
Ну и коль Вы уже включились в «игру» — то кем из нас двоих более манипулируют и используют?
По поводу закономерный и обязательный характер потребностей — тоже ошибаетесь.
Интересные рассуждения, так я — «ошибаюсь», или всё-таки — "обязательный характер у нас имеют только «пить», и «есть» и я — НЕ ошибаюсь?
Обязательства ведь бывают КРАТКО — и ДОЛГО-срочные, и это не отменяет их ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Может и Маслоу — «ошибался» насчёт закономерности и обязательного характера, составляя «пирамиду потребностей»?
Причем тут обязательства? Обязательства и потребности — совершенно разные вещи. Есть самые базовые потребности, без которых почти никак, я их назвал обязательными, что здесь непонятного? Но только эти базовые потребности — максимум 10% всей экономики, и то за этот спрос есть постоянная конкуренция между производителями, поставщиками, торговыми сетями, и т.д… А спрос на остальное очень колеблется в зависимости от множества обстоятельств.
Вы на себя,«игрока», посмотрите и расскажите как Вами манипулируют и используют, делая «пешками» в погоне за скидками.
Причём тут «обязательства»?
Так этим как раз и ИГРАЮТ «игроки».
Обязательства и потребности вещи хоть и разные, но всё-таки СВЯЗЬ между ними имеется.
И именно определённые обязательства человека делают обязательными его потребности.
Вы, как позиционирующий себя как «дока» в ИГРЕ, и пытающийся «вразумить» меня должны знать что-то о культуре, этикете, имидже, репутации, которые как раз и являются частями «игры».
Но видно очень далеки как от знания экономики, так и от ПРАВИЛ «игры», принимая которые «игрок» берёт на себя определённые обязательства, которые ДЕЛАЮТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ его потребности.
Вы попробуйте НЕ СООТВЕТСТВОВАТЬ имиджу и прийти например в рваной рубахе или без штанов на деловую встречу «игроков», и сразу поймёте какая связь между обязательствами и потребностями и что делает потребности — обязательными.
(Не только «пить» и «есть», а и «одеваться»,«передвигаться» и т.д.)
Ваши слова — Можете дождаться скидок. Можете дождаться их наугад, или наперед зная, что в конце года будут распродажи.
Ну что ж — ждите скидок, только не рассчитывайте что останетесь в выиграше.