Граждане Украины всегда платили за газ реальную цену. Просто часть его стоимости «скрыта» в расходах бюджета. К тому же существующая система спонсирует не тех, кто больше нуждается, а кто больше потребляет.
Как вывести цены на газ с болотных троп
Народный депутат и экономист Виктор Пинзеник поделился видением ситуации с повышением цен на газ в своем блоге на Facebook. Публикуем сокращенную версию.
Возможно, кому-то очень хотелось бы услышать от меня: «Никакого повышения цен на газ. Газ должен раздаваться бесплатно» или «IMF, get away! Убирайся из Украины и не навязывай нам ценовых решений». Но я не скажу ни того, ни другого.
Сколько мы платили за газ до последнего повышения? Если кто-то считает, что 7 тыс. грн (округляем) за тысячу кубометров, то это иллюзия. Мы всегда платили и платим за газ реальную цену. И даже когда это было 450 долларов, и 304 доллара — в сентябре 2018-го на границе. Просто мы платили и продолжаем платить вторую часть стоимости такими болотными тропами, где только черти вольготно себя чувствуют. Именно там блуждает невидимая часть цены, которую, как мы считаем, платит кто-то другой, а не мы.
Но это совсем не так. Невидимую часть оплаты «делает» бюджет. Если это происходит напрямую, отслеживать и понимать процесс гораздо легче. Но зачастую его путь сложнее – через доходы публичной компании Нафтогаз Украины, которые все-равно связаны с бюджетом. Потому что публичная компания, как и бюджет, принадлежит украинскому народу. Стоит напомнить 104 млрд грн наших денег, которые пришлось заплатить бюджету компании в 2015 году. И это «грехи» не только этого года, но и многих предыдущих лет.
Мы до сих пор никак не можем осмыслить и уяснить, что бюджет формируется только из нашего кармана. Мы почему-то полагаем, что это происходит только за счет подоходного налога, но это не единственный канал. Единственным плательщиком такого источника казны, как НДС, и не только, является кошелек граждан. Потому что это специальная надбавка к цене конкретного товара. А понимания нет видимо потому, что, покупая хлеб, мы четко понимаем, за что платим. В то время как дополнительно оплачивая НДС при покупке хлеба, мы не знаем, за что платим – за оборону, образование, медицину, или за тот же газ, потому что деньги сначала попадают, как говоритися, в общий котел, именуемый бюджетом.
Поэтому мы всегда платили, платим и будем платить за газ сполна. Просто одну часть мы платим сами, а вторую – совместно, общиной. Стало быть, мы платим за газ даже больше, чем так называемая рыночная цена покупки, потому что в тихом омуте черти хорошо пируют.
Оправдана ли система многоканальной оплаты газа? Суть в том, должны ли мы с нашего общего котла поддерживать всех, или только тех, кто реально испытывает трудности? У меня такой вопрос никогда не вызывал раздвоение личности. Безусловно, я могу понять и поддержать политику поддержки и помощи именно бедных слоев населения. Но если это происходит за счет цены, деньги попадают в карманы и тех, для кого годовая оплата газа – это один поход в ресторан. К тому же преимущество как раз на стороне тех, кто потребляет газ в больших объемах. А это, кстати, не самые бедные граждане. Уникальный вариант социальной политики.
Наличие двух цен на газ, отличающихся почти на 4 тыс. грн за тысячу кубометров, – это клондайк для злоупотреблений и коррупции. Достаточно, чтобы дешевый газ попал туда, где должны платить гораздо более высокую цену. Учет у нас – лучше не бывает. Или мы верим в честных чиновников, которые ежедневно и ежечасно будут контролировать денежно-газовые потоки, спокойно наблюдая, как рядом рекой льются чьи-то деньги (потому что мы никак не хотим признать бюджет своим, а не чьим-то, чужим)?
Поставки газа населению, производителям тепла и горячей воды сейчас монополизированы, его продажу осуществляет единственная компания. А этот рынок должен стать конкурентным. И потребители должны получить возможность выбирать поставщика, — того, кто предлагает лучшие условия. Это невозможно осуществить, пока действуют разные правила формирования цен. Необходимость формирования конкурентного рынка порождает потребность в монетизации субсидии.
Два заключительных момента
Первый. Крайне важно использовать работающую систему поддержки бедных слоев населения, оперативно реагируя на сбои, которые могут периодически появляться.
Второй. Украинский газ. При нынешних решениях доходы добывающих компаний просто неприличные. Ими желательно поделиться с обществом — и не теми суммами, которые фигурируют сейчас. В секторе сгенерирован доход, вполне достаточный и для масштабных инвестиций в газодобычу, и для солидных поступлений в украинскую казну. Я не единожды поднимал эту проблему на различных уровнях, но меня не слышат.
И в завершение. Зачем я все это сообщаю? Может, лучше вернуться к «Go home, IMF». Многим это простое «убирайтесь» однозначно понравится. И, главное, – мозги напрягать не надо.
Но в таком формате общаются с электоратом. Я же общаюсь с гражданами.
Комментарии - 39
Нам потрібен перехід на Вт*год чи на btu, або ми й надалі будемо створювати корупцію в сфері
І до чого тут милі чи ви взагалі не розумієте про що я кажу?
октябрь 2011-1,01грн/м2/; 2012-0,7 грн/м2; 2013-1,59грн/м2 ....2017-3,87грн/м2;
ноябрь 2011-3,02; 2012-2,75; 2013-2,16грн/м2… 2017-12,95грн/м2;
декабрь 2011-2,98; 2012-3,97; 2013-3,07 грн/м2… 2017-15,6грн/м2;
январь 2012- 3,49; 2013-4,13; 2014-3,11грн/м2… грн/м2...2018-16,16грн/м2;
февраль 2012-4,96; 2013-3,43; 2014-3,49 грн/м2......2018-16,1грн/м2
март 2012-3,19; 2013-3,66; 2014-3,09 грн/м2.......2018-18,20 грн/м2;
Отопление подорожало с 2011 более чем в 4 раза, но курс не вырос более чем в 4 раза.
У моих родителей, где нет ОСББ в два раза дороже отопление.
Цена никогда не может быть реальной. «Реальная цена»-понятие не корректное. Более правильное выражение -«реальная стоимость». Цена -это денежное выражение стоимости. Цена может быть рыночной (сформированной по соглашению между продавцом и покупателем), административно установленной (регулируемый тариф) или «гибрид» указанных систем ценообразования. Если цена равна реальной стоимости -то прибыль равна нулю. Учитывая то, что «Нафтогаз» и его «дочки», отчитались за 2017 год о прибыли, цена получается на много превышает стоимость.
А какая она, реальная стоимость? Здесь сделана попытка её подсчета:
https://minfin.com.ua/blogs/reformator/117479/
Определить реальную стоимость газа, как и любого товара, с идеальной точностью, не получиться. Потому что помимо явных издержек, существуют еще и скрытые издержки (например, в случае с полезными ископаемыми — затраты на устранение последствий влияния на экологию в будущем и т.п.).
Не за газ платим а за содержание дармоедов, сидящих на «трубе» и распределяющих денежные потоки.
Если цену на газ поставить рыночную, то бюджету будет хорошо ровно до первого заседания правительства, на котором все это «хорошо» распилят по карманам.
НДС за хлеб до прихода 5/10 никто не снизит и не отменит независимо от того какие будут тарифы на газ для населения.
— 139 млрд. — дотирование пенсионного фонда (15,3%), не будем платить пенсии, правильно?
— 130 млрд — обслуживание долга (14,3%), режем, не будем платить долги?
— 131 млрд. — субсидии и помощь малоимущим и на коммуналку (14,4%), прекращаем субсидировать, пусть сдыхают, зубожили?
— 86 млрд. грн. — наука и образование (9,4%), режем науку, школы закрываем, зачем учить детей?
— 81 млрд. грн. — здоровье (8,9%), закрываем больницы, я правильно понял?
— 82,2 млрд. — мин. обороны (9%), режем? распускаем армию? Привет Новороссия? Когда у вас квартиру отожмут и на подвал отправят, думаю измените мнение?
— 60,1 млрд. — МВД (полиция+нацгвадия+пограничники),(6,6%) режем, не надо?
Итого: 709,3 млрд. или 78% бюджета, что режем? Совершенно ненужные расходы, да? Везде конечно дико пилят. И нафиг не надо? Пенсии, социалка, армия, обслуживание долга?
https://minfin.com.ua/2018/10/29/35440439/
ВР,
АП,
ПФ,
МЮ, суды, прокуроры и т.д,
прочие государственный структуры.
Сократить весь аппарат нахлебников до обоснованного мировой практикой минимума!!!
Если Вы взгляните на сам бюджет http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2246-19 (Додаток 3 вроде структура расходов), то там на содержание гос. органов не сильно и много, если сравнивать с например субвенцией на пенсии.
Просто это нудновато смотреть по статьям, а нужно, чтобы представить реальные затраты и статьи.
Даже если расходы на министерства сократить в 2-3 раза больше 20-30 млрд. вы не сэкономите, а это капля в море.
Да и не факт, что возможно сократить на столько.
Остальные затраты сидят в местных бюджетах: коммуналка, недвижимость, мебель, техника, автопарки и прочее.
Если сделать публичными все бюджеты госслужб и их подразделений с полной расшифровкой количества госслужащих и обслуживающего персонала, Вы будете очень удивлены масштабами расходов средств бюджета Украины.
https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2018-06-15-000340-c
https://www.google.com.ua/search?q=прозорро+закупка+дорогих+автівок
Для найбіднішої країни Європи саме доцільно купувати новісінькі авто, бо як жеж пани будуть їздити на моделях 2017
Та же защита и бронирование.
Браво!..
А в далеком 1991 году я был полностью уверен, что на территории страны уже в ближайшее время будут работать иностранные транснациональные корпорации и мы пойдем на них работать, а люди заживут весело, легко и беззаботно…
К сожалению, так и не сбылось… газ не даёт… вот зараза… а тогда никто и не думал о нём…
тобто нерозумні люди не можуть створити розумну систему.
Потрібно у мурахів вчитись.
Системи сворюються елітами (бажано національними)
Порівнювати тварин, що мають складне соціальне життя, і мурах, в яких поведінка прописана в ДНК, не дуже розумно
В мурах не існує соціальних ліфтів
Наразі у нас немає вибору поганих серед найгірших — у нас всі найгірші і відрізняються тільки байками, що воно штовхають лохторату