Хотя доходы украинцев практически не растут, шоппинг наши граждане не разлюбили. По данным Госстата, рост розничного товарооборота, по итогам первого полугодия 2018 года, превысил 6%.
Торговый бум: почему зарплаты в Украине особо не растут, а магазинов открывается все больше
В исследовательской компании GfK Ukraine отмечают: индекс потребительских настроений в июне этого года вырос на 2,7 пункта, по сравнению с предыдущим месяцем, и на 6,2 пункта за год.
Плюс 8 кв.м на каждого киевлянина
Не удивительно, что в Украине как грибы после дождя появляются новые магазины и бренды. Особенно «урожайным» этот год стал для Киева.
Согласно отчету Colliers International, объем площадей в киевских торговых центрах уже близится к 1,3 млн. кв.м. Это около 440 кв.м на каждого горожанина, что на 8 кв.м больше, чем в прошлом году. В первом полугодии этого года ввели в эксплуатацию ТЦ Smart Plaza (15,1 тыс. м2), Auchan Ритейл Парк Петровка (11 тыс. м2), первую очередь ТЦ Rive Gauche (20, 1 тыс. м2).
И останавливаться на достигнутом девелоперы не собираются. В Colliers International поясняют: насыщенность торговыми площадями в Киеве по-прежнему ниже, чем в европейских столицах. К примеру, в Варшаве на каждого жителя приходится 600 кв.м, что на 160 кв.м больше, чем у нас. Поэтому строить еще есть куда.
В 2018-2019 гг в Киеве запланировано открытие, как минимум, десятка новых торговых центров. Это, в частности, River Mall (55 тыс. м2), RETROVILLE (80,7 тыс. м2), Blockbuster Mall (142 тыс.м2), Good Life (7,5 тыс.м2) и др. Если все заявленные объекты введут в эксплуатацию, общая площадь столичных ТЦ пополнится на рекордные 650 тыс. кв.м и приблизится к 2 млн. кв.м.
КРЕДИТЫ НАЛИЧНЫМИ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ТОП-БАНКОВ
При этом экономические показатели в следующем году будут, мягко говоря, скромными. ВВП вырастет максимум на 3% (до 3,95 млрд. грн.), а минимальные зарплаты — всего на 500 грн. (до 4,2 тыс. грн.). Реальный рост зарплат, как прогнозировали «Минфину» кадровики, в следующем году может составить 10-15%. Таким образом в Киеве средняя зарплата достигнет 12,5-13 тыс.грн. Но с учетом инфляции реальной прибавки к доходам граждане практически не ощутят (в проекте бюджета рост цен запланирован на уровне 7,4%, но эксперты считают, что в реальности будет не меньше 9%). А расходы на еду и коммуналку только вырастут. Так, уже в этом месяце может подорожать на 23,5% газ для населения — об этом украинские власти договорились с МВФ. Это наверняка потянет за собой тарифы на горячую воду и отопление — ожидается, что они повысятся, как минимум, на 15-17%. Казалось бы, ситуация явно не для шоппинга. Тем не менее, и девелоперы, и сами продавцы ожидают, что армия покупателей будет только расти.
Не только IKEA и H&M
Девелоперы строят все новые и новые ТЦ не случайно. Спрос со стороны потенциальных арендаторов, то есть, владельцев магазинов, просто зашкаливает. Причем, развиваются не только уже присутствующие сети, но и открываются новые.
Этот год стал богатым на премьеры. Так, в Украину зашло сразу две мировые сети, которые присматривались к нашему рынку уже больше десяти лет, выбирая подходящий момент для старта. Речь идет о сети одежды H&M (открыла первый магазин в ТРЦ Lavina и анонсировала еще один в Sky Mall) и мебельном гиганте Ikea (откроет первую торговую точку в ТРЦ Ocean Plaza).
Эти сети, по мнению экспертов, не просто добавят товара на наш рынок, но и благотворно повлияют на развитие всего ритейла.
«Приход такого арендатора, как IKEA, положительно повлияет как на украинский рынок в целом, так и на сам торговый объект, где он решит разместить свой магазин. Прежде всего потому, что привлечет дополнительный трафик в выбранную локацию, в том числе и посетителей из регионов. Кроме того, приход новых крупных сетей — это положительный сигнал иностранным компаниям и другим ритейлерам, еще не представленным в Украине. Плюс — создается дополнительная конкуренция, что только на руку покупателям», — считает директор по развитию компании UTG Сергей Заика.
Помимо громких премьер, были и менее заметные. Директор департамента торговых площадей компании Arricano Анна Чуботина рассказала, что в этом году продолжили осваивать наш рынок турецкие сети.
«Во втором квартале этого года в Киеве открылись универмаги одежды Koton and DeFacto, первый магазин Zara Home. На весну 2019 года запланировано открытие первого магазина французской компании Decathlon (товары для спорта). Все это свидетельствует об оживление отечественной торговли. Несмотря на экономическую турбулентность и политическую нестабильность, Украина остается одним из последних неосвоенных европейских рынков с большим потенциалом», — пояснила Чуботина.
Кроме того, зарубежных ритейлеров вдохновляют настроения украинцев — они традиционно любят шоппинг и готовы оставлять в магазинах последние деньги. Торговцы также понимают, что, помимо официальных зарплат, у граждан есть и другие источники дохода. Чего стоят, к примеру, хотя бы переводы наших заробитчан. По подсчетам НБУ, в этом году они вырастут, по сравнению с 2017 годом, почти на 25% — до $11,6 млрд., а в 2019 году составят $12,2 млрд. Понятно, что львиная доля этих денег оседает в отечественных магазинах.
Из новинок эксперты отметили также британскую марку All Saints, итальянскую Penny Black, шведскую Livly, немецкую Hugo. Всего новички, по данным Colliers International, заняли в киевских торговых центрах около 4 тыс. кв.м.
Уже присутствующие в Украине сети, заметив небывалую активность конкурентов, тоже оживились. По словам Анны Чуботиной, многие вновь начали открывать новые магазины и выводить на рынок новые торговые марки. Хотя на волне кризиса 2015-2016 г планы ряда компаний по расширению были заморожены.
Например, снова начала открывать новые магазины сеть Argo Group. Она вывела на рынок голландский брэнд Scotch&Soda. MD Fashion также активно расширяется и представила новую ТМ спортивных товаров Under Armour. Продолжают прирастать торговыми точками также турецкий LC Waikiki, польские LPP Group и пр.
И, как оказалось, для реализации наполеоновских планов торговцев в Киеве попросту не хватает помещений. «Основная проблема — это отсутствие предложений в хороших торговых центрах. В Киеве в таких ТЦ все занято, схожая ситуация в регионах. Спрос превышает предложение, что провоцирует рост арендных ставок», — пояснила Чуботина.
Золотое дно
По данным Colliers International, вакантность в столичных торговых центрах составляет порядка 5,3%. Для сравнения — в прошлом году этот показатель достигал 5,6%, а в 2016% и вовсе 10%. Эксперты прогнозируют, что к концу этого года пустовать будет не больше 4,5% торговых площадей в Киеве.
Усиление конкуренции за лучшие площадки позволяет девелоперам играть с ценами. Формально арендные ставки, по сравнению с прошлым годом, не выросли. По данным Colliers International, они варьируются от $72 до $83 за кв.м в месяц. Для сравнения: в 2016 году за квадратный метр торговой площади в Киеве просили $65-80. Но так как ставки все чаще номинируются в американской валюте, стоимость которой к гривне в последнее время заметно выросла, арендовать площадку под магазин становится все дороже. Скажем, если в прошлом году для магазина площадью 100 кв.м нужно было 180 тыс. грн. в месяц, то сейчас — почти 202 тыс. грн.
«При сохранении стабильной экономической ситуации, арендные ставки, скорее всего, будут расти. Но в случае ухудшения экономической конъюнктуры, а также запуска всех запланированных к открытию новых объектов, арендные ставки могут снизиться, в первую очередь, в наименее успешных ТЦ», — отмечают в Colliers International.
Эксперт рынка недвижимости Михаил Артюхов прогнозирует также усиление интереса к покупке торговых площадей со стороны потенциальных инвесторов.
«Спрос на торговые площади выше, чем на другие виды коммерческой недвижимости (отели, офисы, промышленность). Но крупные ТРЦ сегодня интересуют единичных покупателей. Более привлекательны отдельные магазины, хотя владельцам и потенциальным покупателям сложно договориться о «справедливой цене», — говорит Артюхов. Покупатели активизировались не случайно — многие ищут магазины не для себя, а для последующей сдачи в аренду. И, по мере роста арендных ставок, армия желающих вложиться в торговлю будет только расти, — прогнозируют эксперты.
Комментарии - 42
Цены на бензин растут, а машин все больше.
Так что когда площади торговые растут — не удивляйтесь — это Украина!!!
Это не большие города под Киевом, где растут строительство и ТД, вслед за ними торговля
2 млн кв. метров на 4 млн жителей Киева (оценка с потолка, но +/- такой порядок цифр) это 0,5 кв.м. на одного жителя. Вот это больше похоже на правду.
Пример, купили кроссовки лякост в дубаи — оказались очень удобные, в тот же сезон решили взять еще пару на замену, такие же были на розетке. По факту купленные в украине выглядят одинаково, но носить не смогли — парят, менее удобны.
Только за рубежом можно купить веши из натуральных тканей с минимльным количеством синтетики. Все купленное в украине приходится выбрасывать через несколько циклов стирки.
1. столбят места. когда у людей появятся бабосы лучшие места будут безнадёжно заняты
2. борьба за долю рынка. Знаю сеть брендовой одежды, они представлены в большинстве трц, прибыль приносит только половина магазинов, но если закрыть убыточные туда зайдёт конкурент, а это по их меркам зло ещё большее чем убытки.
3. по принципу «выдави конкурента» вопреки здравому смыслу в соседних домах открываются супермаркеты, аптеки, пивные бутики, парикмахерские, салоны красоты, стомат.кабинеты. Раньше так было на базаре, кто-то завёз новину и бац все завезли такой же товар. Как будто котлета у соседа вкусне
Машин в стране стает все больше,
Тоже удивляюсь неужели рентабельно ездить на авто с такой ценой на топливо? Мои предположения:
— Общественный транспорт настолько подорожал, что кто добирался метро+маршрутка пересел на личное авто, особенно когда общественным транспортом пользовались несколько членов семьи.
— Увеличилась длина дневного маршрута. Раньше старались найти работу в своём районе, сейчас хватают любую и ездят каждый день Борщаговка-Троещина, создавая пробки.
— Эффект «разбитого окна» «подружка на машине и я должна быть на машине». Особенно это касается автоледи, доля которых выросла в разы за 5 лет.
— Общественное мнение/мода, без машины и отношение к тебе «не торт»
какие ещё на этот счёт есть мысл
Если 1 человек и не за городом, то дешевле каждьій день на такси ездить.
там ошибка, все таки до 3,95 триллионов гривен
Написан абсурд, так как реальный рост чего угодно (ВВП, зарплат) как раз таки учитывает инфляцию.
откуда деньжата у них?
Все деньги крутятся в узком кругу. Украина — страна для богатых людей.
А все остальные — несчастные инженеры на 3723, которые никак не могут оплатить коммуналку.
при этом Киев вырос вдвое, с 1 миллиона автомобилей стало 8 миллионов, только в Турцию летают по 400 тысяч человек каждый год на отдых…
работают люди. хотя сидя в интернете в это поверить странно. диванщики рассказывают что это все судьи и коррупционеры. Ага. 6000 судий и прокуроров на всю страну…
Могу сказать одно: всё в рамках закона, не надейтесь оправдать свои низкие доходы и бездействие нечестной игрой других. Парадоксально, что у нас молодежь реально изобретательнее и провернее 40+ летних, которые всю свою жизнь только и делали, что ныли, а сейчас ноют про тарифы.
Недавно ехал в такси, мужик на новеньком транспортере ныл, что платежки за газ вырастут, серьёзно?
Peter Sauber вы сами себе противоречите. Если с экономикой всё в порядке, «хорошую зарплату» вы можете заработать ВЕЗДЕ. Для поиска хорошей работы вам не понадобятся особые знакомства и «секреты сарафанного радио».
не надейтесь оправдать свои низкие доходы и бездействие нечестной игрой других
Вы объясняете низкие доходы миллионов людей их ленью и бездействием? То есть няня в детском саду по вашей логике, должна работать 36 часов в сутки чтобы получить 10 тыс. грн? Или все няни должны заняться программированием и доставкой еды?
Ваша точка зрения из серии «если вы не можете найти работу на заводе, вы можете сами построить завод» рассчитана на пэтэушников, она слишком оторвана от реальности. Советую вам заняться бизнесом и лично оценить объём спроса и платежеспособность населения.
По делу: хорошая няня в частном детском саду получает хорошо. По Чайке: 27к в месяц получает в частном саду, 11к в государственном. А всё почему? Связи? Нет, потому что несколько языков, включая китайский, потому что современные методы обучения. А с вашим совком, и Евгенией Павловной, которая орёт на детей и в слове х** 3 ошибки делает- то вы мимо.
Работал в своё время по найму в ночь, мог натурально спать половину рабочего времени, как и остальные (это к вопросу о продуктивности), но з/п была почасовая и маленькая. Ушёл, ведь зачем мне дёшево продавать своё время?
И знаете, смешно от кого-то читать советы заняться бизнесом, когда уже им занимаешься)
Плохой спрос на нашем рынке? Так выучите долбаный инглиш хотя бы на pre-intermediate и работайте на зарубежный! Есть логистическая контора, работают на США, платят от 1000 до 3000, лишь бы хорошо разговаривал, всё. Влом/слажна учить английский — едьте в Польшу/Германию/Чехию. Побудете хачом, но денег можно поднять и даже семью туда перетащить.
Удачи вам с мнением, что Порошенко (Ющенко, Янукович, Юля, Рабинович, Саакашвили и тд) должен лично платить вам $1000 за отсутствие знания английского даже на уровне elementary и отсутствие умения адаптироваться к чему-либо в жизни.
Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — причины. Второй лагерь не поймёт первый никогда.
уже открыты. Очереди в примерочные.