24 октября 2018, 15:29 Читати українською

Решение ВСУ по евробляхам: шаг к легализации авто на еврономерах или дутая сенсация

На днях украинских автомобилистов огорошили новостью. Оказывается, водить евробляхи — это не такой уж смертный грех, более того, даже от штрафа можно отвертеться.

На днях украинских автомобилистов огорошили новостью.

По крайней мере, так истолковали решение Верховного суда по делу владельца авто на иностранной регистрации Михаила Козинца многие украинские СМИ и сами евробляхеры.

Напомним: недавно пресс-служба ВСУ обнародовала решение суда по скандальному делу гражданина Украины Михаила Козинца против таможенной службы. Его суть вкратце такова: еще в 2016 г Козинец завез авто из Эстонии, а, чтобы не растамаживать его, заявил режим «транзит». По истечению сроков, отведенных для вывоза транзитного автомобиля из страны, таможенники выписали водителю штраф за нарушение этого режима в сумме 8,5 тыс. грн. Водитель оказался настырным и вместо того, чтобы заплатить, начал судиться. Он выиграл суд первой инстанции, получил отмену этого решения после апелляции таможенников, снова выиграл в Конституционном суде и снова погорел на апелляции. Точку в этом деле должен был поставить Верховный суд. И он встал на сторону водителя — отменил штраф и признал, что эксплуатация собственного авто на еврономерах, ввезенного как транзитное, не является правонарушением, предусмотренным статьей 469 Таможенного кодекса. То есть пользоваться им можно.

И хотя в самом ВСУ позже пояснили — их решение вовсе не означает легализации евроблях, сами автомобилисты и даже многие юристы считают иначе. И собираются идти в суды.

Минфин разбирался что значит решение ВСУ на практике, и есть ли теперь у евробляхеров шансы узаконить свои авто через суд.

Ошибка таможни или шанс для евробляхеров?

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко настроен скептически. По его словам, вместо криков о «перемоге», стоит внимательно прочитать решение суда. В нем, в частности, говорится, что еще несколько лет назад Конституционный суд установил — ввоз евроблях действительно нельзя квалифицировать по статье 469 Таможенного кодекса. Но нарушение все равно есть, только по другим статьям — 470 и 485 (уклонение от уплаты налогов, неправомочное освобождение от уплаты таможенных платежей или уменьшение их размеров, предоставление ложных данных о договоре купли-продажи). То есть, таможенники просто ошиблись со статьей и теперь могут составить новый протокол и выписать новый штраф. Кстати, он может быть куда больше прежнего — до 300% от стоимости авто. Такие штрафы таможенники уже выписывали. В прошлом году в Одессе владелицу элитного авто на евробляхах оштрафовали на 3,6 млн. грн. В Чернигове водителю вручили квитанцию на 3,3 млн. грн.

Впрочем, некоторые юристы считают, что все не столь однозначно.

Юрист компании «Де-Юре» Владимир Данилин рассказал «Минфину», что решение Конституционного суда, которым впервые поставили под сомнение штрафы для евроблях, уже активно используется в судах низших инстанций.

«Если включить поиск в Едином государственном реестре судебных решений Украины по запросу 1-рп/2015 (номер решения КС, на который ссылается Верховный суд при рассмотрении кассационный жалобы), то получим 77 документов. Это значит, что украинские суды уже 77 раз ссылались на указанное решение КС. Более того, тот же поиск показывает, что первое аналогичное решение, тогда еще Высшего административного суда Украины вынесено 19.05.2016 г. (http://reyestr.court.gov.ua/Review/57929841). Все это подтверждает — судебная система использует решение КС о том, что пользование и распоряжение транспортным средством для личных нужд не является предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 469 Таможенного кодекса», — говорит юрист.

Он считает, что последнее решение ВСУ — хорошая новость для евробляхеров. Оно убеждает людей продолжать ввозить автомобили и далее ими пользоваться без регистрации на территории Украины. Любой пользователь автомобиля на еврономерах может обратиться с обжалованием постановлений по ч. 2 ст. 469 Таможенного кодекса, имея на то полное основание и суд встанет на его сторону», — уверен Данилин.

Когда стоит идти в суд

Впрочем, есть и другое мнение, По словам старшего партнера адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, решение ВСУ действительно снимает штраф и признает правоту истца. «Но это решение касается исключительно конкретного человека и конкретного случая. Не факт даже, что если он передарит это же авто в управление другому лицу, того не оштрафуют. Это также не дает право на продажу авто и любые действия с ним. Только личное пользование. Другим водителям, чтобы получить такое же решение, придется пройти точно также все судебные инстанции. Причем, не факт, что этот путь будет успешным. Ведь в Украине нет прецедентного права и решение даже такого уважаемого органа как ВСУ не является обязательным для судей. Они могут брать его во внимание, а могут и проигнорировать», — пояснил Кравец.

Оправдательные решения судов не сильно впечатляют и таможенников. «Как показывает практика, органы таможенного контроля продолжают упрямо составлять протоколы», — отметил Данилин.

При этом Кравец уточнил, что попробовать добиться разрешения на пользование авто на евробляхах могут лишь те граждане, которые купили ее и ввезли на территорию Украины сами. Просто «забыли» растаможить. Для тех, кто покупал евробляхи, оформленные на заграничные фирмы эта лазейка не сработает. В любом случае походы по судам дорого обойдутся водителям, ведь им придется платить судебные сборы и оплачивать работу адвокатов. Причем, безо всяких гарантий на успех. В итоге можно потратить больше, чем стоит сама среднестатистическая евробляха. Такие расходы оправданы разве что в том случае, если речь идет о премиальных авто и миллионных штрафах, выписанных таможенниками.

Константин Сопрыкин

Комментарии - 12

+
+71
Anko
Anko
25 октября 2018, 1:26
#
К сожалению, ситуация с евробляхами выросла в такого монстра, которую решить никак уже нельзя, и эта ошибка/проблема власти, что они ее так запустили, бедолашные были очень заняты своими проблемами.
+
+27
Макакий Макакиевич
Макакий Макакиевич
25 октября 2018, 11:46
#
Вчера для интереса на оживленном перекрёстке потратил 10 минут на подсчёт доли блях в общем потоке -20% от общего количества легковых авто (грузовые, бусы, автобусы игнорировались). На ближайшей стройке был замечен самосвал на евробляхах.

Через год-два мирного решения вопроса точно не будет. Как будто кто-то сознательно увеличивает число евроблях чтобы потом из их владельцев создать мощную полит.силу.
+
+1
laa1999
laa1999
26 октября 2018, 15:49
#
Каких -каждый пятый -вы из Западной Украины? У нас 5% от силы преступников…
+
0
seaman
seaman
29 октября 2018, 16:35
#
«чтобы потом из их владельцев создать мощную полит.силу.» как говорится, профессиональные активисты
+
0
Danconia
Danconia
27 октября 2018, 18:13
#
Элементарно перекрыть ввоз новых блях и через 10 лет ввезенные бляхи отправятся на металлолом проблема уйдет само собой делать вообще ничего не нужно.
А кому выгодно ввоз блях — элементарно, Ватсон, WOG, OKKO и другие сети, тот же Медведчук наращивают объемы продаж топлива, а мы помним что топливо ввозят в серую, вот где налоговые поступления тю-тю и дыры в таможне…

Ну а баранов как выяснилось хорошо стравливать друг на друга не только языком и мовой, но и выяснением отношений между бляхерами и теми кто купил поповозку растоможенную с планом продать её через 3 года и взять что-то новенькое, но обломчик вышел цны упали.
+
0
Bitcoin
Bitcoin
25 октября 2018, 8:15
#
5% растаможка и проблема с «евробляхами» в прошлом.
+
+86
Anko
Anko
25 октября 2018, 18:43
#
Даже если сделают растаможку 0%, евробляхеров это не устроит, т.к. чтобы поставить авто на учет у нас, нужно снять с учета в стране регистрации, а там — просрочена страховка и прочие нарушения.
+
+44
laa1999
laa1999
26 октября 2018, 15:51
#
Нужно наказывать преступников и тогда будет решение. Иначе они начнут насиловать и убивать и рассказывать. что нас много…
+
0
NiknikMC
NiknikMC
8 ноября 2018, 10:34
#
Стремление обнищавшего населения иметь возможность купить авто за адекватную стоимость — преступление?
Прямо вижу фрагмент из «Mad Max» — обезумевшие от безнаказанности «евробляхеры» носятся просторами Украины в поисках новых жертв!!
+
0
Tom Light
Tom Light
25 октября 2018, 15:53
#
Нужно запретить автомобили ниже стандарта Евро-5 и вопрос сам решится.
+
+15
sanch ☺
sanch ☺
25 октября 2018, 20:19
#
Нужно активнее изымать такие автомобили в случаях нарушения. Вопрос решиться сам собой
+
0
84351272
84351272
2 ноября 2018, 20:05
#
Властьимущие все никак не могут оседлать-зарабатывать на евробляхах… крутят-вертят…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться