Минфин - Курсы валют Украины

Установить
19 октября 2018, 15:40 Читати українською

Что изменит закон о защите прав потребителей финуслуг

Недобросовестные финучреждения рекламируют «нулевые кредиты» и навязывают клиентам ненужные услуги. Низкий уровень финансовой грамотности и отсутствие органа, который печется об интересах потребителей, облегчает им задачу.

Недобросовестные финучреждения рекламируют «нулевые кредиты» и навязывают ненужные услуги, пользуясь финансовой неграмотностью населения и отсутствием контролирующего органа.
Фото: Униан

Первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова в своем блоге на «НВ» объяснила, почему Нацбанк не может влиять на ситуацию, и как отношения между участниками рынка финуслуг регулируются в других странах. «Минфин» публикует сокращенную версию.

Основоположник теории рыночной экономики Адам Смит считал, что рынок способен саморегулироваться, выравнивая взаимоотношения продавцов и покупателей без участия регулятора. В идеальном мире, наверное, так все и работает. Но мир не идеален. И, спустя сто лет, другой экономист, Джон Милль, впервые использовал понятие «фиаско рынка» — когда рынок не работает без регулирования.

Финансовый рынок – именно такой пример: необходимость его регулирования уже много десятков лет ни у кого не вызывает сомнения. В каждой стране мира, где есть финансовый сектор, присутствует регулятор, отвечающий за деятельность его игроков с точки зрения надежности, прозрачности и легальности их бизнеса, используемых инструментов. Кроме того, по данным Мирового банка в 97-ми странах мира из 109 регулятор отвечает также за правила взаимоотношений финансовых учреждений с потребителями. Но не в Украине.

«Бесхозными» клиенты финучреждений оказались в 2011 году, когда Госпотребстандарт вычеркнул финансовые услуги из своего перечня. После чего объектом для тысяч писем с жалобами на нарушения со стороны финучреждений стал Национальный банк. И это логично – кому, как не Нацбанку, разбираться в банковских вопросах. Но сейчас, не имея законного мандата на защиту прав потребителей, НБУ может только погрозить пальцем или написать устрашающее письмо. Ситуацию может изменить принятие законопроекта 2456д «О защите прав потребителей финуслуг»– именно он возложит на Нацбанк обязанность работать с нарушениями в отношении клиентов.

Чтобы понять, что изменит принятие Закона о защите прав потребителей финуслуг, давайте сначала разберемся, где эти права нарушаются. Примеров, к сожалению, много. Видите рекламу с обещанием дать кредит под 0,1%? Это нарушение и вранье — не бывает таких кредитов. Реальная его стоимость будет, скорее всего, в районе 80-120%. Но вы узнаете об этом лишь на этапе выплат, обнаружив уйму скрытых комиссий.

К таким же нарушениям относится и заявления «оформите карту нашего банка, если хотите оплатить в нашей кассе» или «идите оформлять к этому нотариусу, нет, к другому нельзя». А также требование обязательной покупки страховок на все и от всего при любой финансовой операции, вплоть до обмена валюты.

Отказ выдать на руки договор для ознакомления, передача персональных данных третьим лицам (страховым или коллекторским компаниям), изменение договоров задним числом – все это нарушения, которые во всем развитом мире серьезно наказуемы. Одно только навязывание страховок обошлось в свое время американскому банковскому холдингу Capital One в $165 миллионов. Из них 140 миллионов пришлось вернуть обманутым клиентам, которых сотрудники банка убеждали в том, что без страховки их кредитный рейтинг будет ниже, а стоимость кредита, соответственно, — выше. Еще 25 миллионов составила сумма штрафа.

Грозят ли такие штрафы украинским банкам — не известно. Закон предусматривает полгода на проведение «подготовительных работ»: 3 месяца от даты голосования до вступления в силу, и еще 3 на создание в НБУ подразделения по вопросам защиты потребителей финуслуг.

Но я точно могу сказать: первое и главное, чего мы будем добиваться – это правдивость и прозрачность информации о стоимости тех или иных продуктов или услуг. Потому что неправдивая информация о кредитных ставках – это просто социально опасно. Недаром почти во всех странах–лидерах в области защиты прав потребителей финуслуг на первом месте стоит регулирование рекламы и полноты раскрытия информации о продукте. Ведь как может работать «рука рынка», если потребитель не имеет возможности сделать сознательный выбор,- например, ему просто не называют реальную стоимость кредита!

Жесткий контроль рекламы дает плоды. Например, в Ирландии, а это один из мировых лидеров по уровню защиты прав потребителей финуслуг, итогом защищенности клиентов стал один из самых высоких в мире уровней проникновения финуслуг. Почему? Ответ очевиден: клиент понимает, что регулятор защитит его права, поэтому начинает активнее и охотнее пользоваться финансовыми услугами. У него есть исчерпывающая информация, защита, а значит, есть уверенность! Начав с использования базовых финуслуг, он переходит к новым, более сложным, что дает дополнительный приток средств в инструменты финтеха и фондового рынка. Деньги потихоньку перекочевывают из «серой» наличной зоны в «белую» – безналичную. Теневая экономика сокращается, легальная – растет. С ней растет и макрофинансовая стабильность.

Понятно, что эти процессы произойдут не сразу. Доверие клиентов – самый дорогой актив. Два с половиной десятка лет ничего особо не делалось, чтобы его получить. Но если мы начнем прямо сейчас – уже через несколько лет качество услуг для клиентов в финсекторе несравнимо вырастет. А вместе с ним вырастет и новая генерация клиентов. Главное – начать прямо сейчас. 

Комментарии - 10

+
0
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
20 октября 2018, 5:58
#
Единственно, с чем соглашусь в этой статье — это повышение финансовой грамотности каждого человека. И повторения школьного курса алгебры. Повторение — мать учения. Но к этому НБУ не имеет никакого отношения. А спасение утопающего — дело рук его самого.
И каждый, кто берёт кредит (первым делом потребительский), должен осознавать, что раздувает пузырь общего долга, живя не по средствам. Эти, так называемые фин.учреждения — это маленькие дочки НБУ, с которым они в доле. И как мать накажет своих дочек? По моему, НБУ у нас отвечает только за выпуск новых и красивых банкнот, которыми хвастаются чуть ли не каждый квартал.
+
+15
qZen
qZen
20 октября 2018, 13:55
#
Почему для вас кредит это жить не по средствам?
Зарабатывая 25,000 грн, можно откладывать в месяц 10,000 грн, а ещё на 2,000-3,000 можно взять в кредит холодильник, а потом стиралку.
Без кредита не сможешь откладывать.
+
+30
nvr4d nvr4d
nvr4d nvr4d
22 октября 2018, 13:01
#
Это какая-то нечеловеческая логика, извините. Отложить деньги, чтобы взять кредит, чтобы потом потратить отложенное и ещё немножко, отдавая кредит. Но зато можешь откладывать, да.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
23 октября 2018, 21:01
#
У Вас какая-то арифметика не правильная.
Предположим с з/п в 25 тыс. я откладываю 10 тыс. на депозит, 15 тыс. тратиться на остальное необходимое. Если я возьму кредит в 3 тыс., то в последующих месяцах мне придется откладывать меньше на депозит или урезать траты на необходимое.
Но если я могу урезать себя в необходимом, то я смогу взять холодильник за 3 тыс. и продолжать откладывать.
+
+45
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
21 октября 2018, 4:22
#
А, что при доходе в 25000 без кредита нельзя купить холодильник, а потом стиралку? Да, не сразу, а к примеру в течении 3-х месяцев.
+
0
Григорий П
Григорий П
2 ноября 2018, 2:00
#
Продукты хранить у соседей, стирать на речке и жить на арендованной квартире — супер
+
+15
sanch ☺
sanch ☺
23 октября 2018, 21:05
#
Приватбанк как вел себя раньше — так и продолжает вести. Без пластика невозможно оплатить платежку, открыть счет без оформления кредитной линии невозможно…
Сбербанк аналогично, без пластика невозможно купить валюту…
Альфабанк…

Т.е. регулятор не работает.
+
0
Григорий П
Григорий П
2 ноября 2018, 2:09
#
Судя по валу нарушений — такое впечатление, что регулятор вообще ушел из этой страны. В стране работает какая то монобанка, используя в своем названии банк — и не являяся таковым, ломбарды, микрофинансовые мошенники, форекс кухни имеющие огромные доходы за показы мультиков с графиками котировок, те же лицензированные банки…
+
0
corsww
corsww
28 ноября 2019, 10:29
#
Для того, чтобы какой то закон работал необходимо следить за его выполнением и наказывать нарушителей.
 А так. Недобанкам плевать на все это. Слюной.
 Как говорится А Васька слушает да ест.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
8 февраля 2020, 13:08
#
«К таким же нарушениям относится и заявления «оформите карту нашего банка, если хотите оплатить в нашей кассе» или «идите оформлять к этому нотариусу, нет, к другому нельзя». А также требование обязательной покупки страховок на все и от всего при любой финансовой операции, вплоть до обмена валюты.»

Всегда интересовал такой аспект - если банк отказывается обслуживать клиента под предлогом «мы с физлицами не работаем», хотя в банковской лицензии прописана работа с физлицами - это нарушение или нет?
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться