Начальник Департамента розничного бизнеса Глобус Банка — о рынке автокредитованияАвтокредитование – это второй по популярности сегмент кредитования после потребительских кредитов среди игроков розничного бизнеса. Интерес к нему со стороны банков постоянно растет. Это обусловлено рядом факторов – от относительно легкого входа на данный рынок до высокой оборачиваемости по автокредитам. Не менее важен стабильный спрос со стороны желающих обновить свой автопарк. В совокупности с партнерскими программами это позволяет банкам достичь необходимого уровня доходности. Сейчас на украинском рынке автокредитования активно работают 7 банков – игроков, которые обеспечивают в среднем 1 600 кредитов или 21-22% от общего объема автопродаж. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы кредитных продаж выросли практически на четверть, но, конечно же, текущим показателям еще очень далеко до рекордов кредитных продаж 2007 года, когда процент продаж автомобилей с использованием банковских кредитов достигал 60%.
Дмитрий Замотаев: «Объемы кредитных продаж выросли практически на четверть»
Что мешает восстановлению рынка? С одной стороны, уменьшился платежеспособный спрос со стороны населения. Упал доход украинцев в привязке к иностранной валюте, от которой напрямую зависит стоимость большинства автомобилей иностранного производства. Кроме того, клиенты не уверены в стабильности своих текущих доходов на ближайший год-два, на которые приходится основная финансовая нагрузка по выплате кредита. Вторая сторона медали – это стоимость кредитов, которая сейчас составляет 17-20% годовых, что существенно выше докризисных ставок по кредитам.
В условиях ограниченного спроса арсенал инструментов по увеличению кредитных продаж у всех игроков на данном рынке не очень велик. Сейчас наиболее активно используется практика создания партнерских кредитных программ и продуктов, когда автосалон (автомобильный дилер), банк и страховая компания объединяют свои усилия и за счет частичного снижения уровня доходности каждого участника предлагают клиенту максимально лояльные условия кредитования. Например, у Глобус Банка это ставка 0,01% на 3 года при определенном размере собственного взноса клиента. Это привлекает дополнительных клиентов, но не столько увеличивает их количество, сколько способствует перераспределению платежеспособных клиентов от одного автомобильного бренда к другому. Кроме того, банки заходят на рынок продаж автомобилей с пробегом, который в Украине наконец начинает обретать цивилизованные формы. Конечно же, более весомым и перспективным аргументом является планомерная работа банков по удешевлению кредитов. Именно она наиболее эффективно решает проблему расширения клиентского сегмента, но зависит не только от желания и возможностей кредитно-финансовых учреждений, а и от общей экономической ситуации в стране и ее стабильности.
Комментарии