23 мая 2018, 14:20 Читати українською

MASTER-альтернатива: трансформация рынка бухгалтерского софта в Украине

Мария Галелюка, руководитель проекта MASTER:Бухгалтерия, об изменениях рынка бухгалтерского софта в Украине, которые произошли за год действия Указа №133/2017 Президента Украины от 15 мая 2017 года “О введении в силу решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».

Мария Галелюка, руководитель проекта MASTER:Бухгалтерия, об изменениях рынка бухгалтерского софта в Украине, которые произошли за год действия Указа №133/2017 Президента Украины от 15 мая 2017 года “О введении в силу решения Совета национальной безопасно
Мария Галелюка, руководитель проекта MASTER:Бухгалтерия/Фото: ukrinform

— Мария Ярославовна, были ли ожидаемыми действия правительства Украины в апреле-мае 2017 года по запрету использования программных продуктов российской разработки?

Запрет использования программных продуктов российской разработки стал неожиданностью для большинства игроков рынка — производителей и дистрибьюторов, а также предприятий/учреждений-пользователей как частного, так и государственного секторов экономики Украины.

До 15 мая 2017 года (дата принятия Указа — ред.) примерно 80% предприятий частного сектора пользовались программными продуктами для бухгалтерского учета российского происхождения и большинство из них вряд ли задумывались о смене привычного ПО.

Ратификация Указа №133/2017 — вполне закономерный шаг с учетом экономико-политической ситуации в Украине и повышенного риска киберугроз как мировой тенденции.

Бухгалтерский учет сопряжен с большим количеством направлений: финансирование, закупки, документооборот, уплата налогов, учет прибыли, отчетность и прочее. Очевидно, что утечка подобной информации представляет угрозу как национальной безопасности страны, так и безопасности отдельного предприятия/учреждения.

Вопрос безопасности информации особенно актуален для предприятий военно-промышленного комплекса и предприятий/учреждений государственного сектора экономики. Представители бизнеса еще не в полной мере ощущают важность сохранения конфиденциальности данных и в реальности не придают должного внимания происхождению, уровню безопасности и технологичности программных продуктов, на которых ведется учет их бизнес-деятельности.

— Какие изменения внутреннего рынка бухгалтерского программного обеспечения Вы можете отметить за год действия Указа, и какие тенденции прослеживаются?

Ратификация Указа стала драйвером развития направления разработки бухгалтерских программных продуктов. Летом 2017 года наблюдался всплеск активности среди компаний-разработчиков, но рынок не получил сразу предложений новых программных продуктов. В большей степени активизировались игроки, представляющие уже существующие программные продукты и европейские аналоги.

Новый программный продукт MASTER:Бухгалтерия мы (компания-разработчик IT-Enterprise) смогли презентовать рынку в сентябре 2017 года — через 4 месяца с момента ратификации Указа. И это с учетом того, что компания-разработчик IT-Enterprise имеет 30-летний опыт разработок и внедрения сложнейших ERP-систем.

Для разработки, тестирования и внедрения качественно работающего продукта нужны во-первых — сильная и опытная команда специалистов: разработчики, функциональные специалисты, методисты, внедренцы, специалисты информационного-технического сопровождения; во-вторых — опыт и реальные кейсы внедрения. Иначе программный продукт не способен быть конкурентным.

В основе создания программных продуктов и платформы MASTER — многолетний опыт работы, банк успешных решений, практические кейсы внедрения и компетенции команды компании-разработчика IT-Enterprise.

И сегодня MASTER:Бухгалтерия — единственный новый программный продукт на украинском рынке с четкой долгосрочной стратегией развития и с реальными амбициями стать национальным лидером рынка бухгалтерских решений.

С момента запуска первого базового решения MASTER:Бухгалтерия (сентябрь 2017 года), команда MASTER внедрила несколько сотен проектов и расширила линейку MASTER комплементарным программным продуктом (конфигурацией) для ведения учета зарплаты и кадров — MASTER:Зарплата и Кадры; комплексным решением для государственного сектора — MASTER:Бюджетные учреждения; отраслевым решением для организации учета на агропредприятиях — MASTER:Агро.

Разрабатывая программные продукты MASTER, мы (компания-разработчик IT-Enterprise) учитываем запрос пользователей соответствию критериям удобства использования (UX/UI дизайна), расширенного функционала, соответствию украинскому и международному законодательству. Кроме того, особое внимание обращаем на повышение уровня безопасности и сохранности данных пользователей.

Мы также прилагаем максимальные усилия для повышения уровня качества сервиса в направлениях информационно-технической поддержки, интеграционных решений, создании интернет-магазина дополнений, фокусировании разработки на нишевых продуктах с максимально адаптированными отраслевыми решениями.

— Запуск нового программного продукта на монополизированном рынке — это риск. Насколько сложно Украине полностью отказаться от использования санкционных программных продуктов?

При запуске программного продукта MASTE: Бухгалтерия мы оценивали риски и возможные сложности. Но, если мыслить только в рамках устоявшейся системы координат, можно столкнуться с другой реальностью — не предлагать рынку ничего нового и смириться с устоявшейся парадигмой, не развиваясь и не прогрессируя.

Перед командой IT-Enterprise и командой MASTER стояла задача, которая продолжает быть актуальной и состоит в предложении рынку и пользователям не аналога, а альтернативы — современных функциональных, удобных, безопасных, интегрируемых, высокотехнологичных программных продуктов. Конкуренция в условиях рынка подталкивает к поиску новых решений, как пример — создание командой MASTER успешно работающего алгоритма с новаторской методологией переноса базы данных в новые программные продукты.

Отмечу, что полное внедрение программных продуктов MASTER для действующего предприятия можно осуществить в течение 2-х месяцев. Новые предприятия разворачивают учет за 3-4 дня. Длительность внедрения зависит от масштаба предприятия/учреждения, количества лицензий, вида деятельности и индивидуальных требований к учету со стороны менеджмента компании или особенностей операционной деятельности.

Возвращаясь к вопросу о полном отказе от санкционных программных продуктов: я прогнозирую, что предприятия частного сектора будут выбирать новые IT-решения тщательно, а сам процесс перехода произойдет в более длительной перспективе. Для представителей бизнеса Указ имеет скорее рекомендательный характер.

Часто руководители предприятий бизнеса мотивируют использование решений украинских разработчиков патриотическими побуждениями.

Другое дело — бюджетные учреждения: для государственных структур правомерность использования программных продуктов — критически важна, а требования к уровню безопасности установлены законодательно. Не удивительно, что именно бюджетные учреждения и органы государственной власти наиболее активны сейчас на рынке.

Мы прогнозируем, что государственный сектор справится с задачей отказа от санкционного программного обеспечения в соответствии с установленными законом сроками, а именно с января 2019 года.

— На какие критерии в первую очередь стоит обратить внимание предприятию/учреждению при выборе нового программного продукта?

При выборе программного продукта, в первую очередь, рекомендую обратить внимание на: репутацию компании-разработчика, опыт, кейсы, отзывы клиентов, наличие компаний-партнеров, службы технично-информационной поддержки. Также критически важен набор обучающих материалов (видеоуроков, видео-инструкций, инструкций, справок, методических пособий, курсов обучения) и их доступность.

Закон регулирует и специальные требования к сертификации программных продуктов. Для внедрения программных продуктов в государственном секторе следует обязательно проверять наличие сертификата Г-2.

Все программные продукты MASTER прошли сертификацию соответствия Г-2 уровню гарантий корректности реализации функциональных услуг безопасности (ФПБ) для обеспечения технической защиты государственных информационных ресурсов и информации.

— Внедряются ли сейчас на предприятиях/в учреждениях государственного сектора программные продукты MASTER?

Да, программные продукты MASTER на предприятиях государственного сектора активно внедряются, запрос на решения высокий.

Решения для бюджетных учреждений имеют определенную специфику. Согласно украинскому законодательству, вся IT-инфраструктура госучреждений должна быть исключительно стационарной.

В программном продукте MASTER для бюджетных учреждений мы предлагаем комплексный учет (бюджетирование, бухгалтерия, зарплата, кадры), который позволяет не только обрабатывать данные, но и эффективно ими управлять и отчитываться об использовании бюджетных средств автоматически. Комплексный учет делает процесс отчетности менее затратным по времени и исключает механические ошибки, которые часто возникают при ведении учета вручную.

В целом, мы наблюдаем повышение активности государственного сектора, увеличение количества запросов к специалистам MASTER о предоставлении демоверсий и обучения. Бюджетные учреждения интересуются функциональными возможностями программного продукта, возможностями настройки под индивидуальные потребности и традиционно — вопросом переноса данных.

Среди самых активных — органы государственной власти, подотчетные им структуры и органы местного самоуправления.

— Каковы конкурентные преимущества программных продуктов MASTER?

Мы оперируем пятью основными принципами в работе:

Первый — РАЗРАБОТКА

а) программные продукты MASTER созданы на единой информационной платформе MASTER, построенной на современных принципах разработки. Решение позволяет пользователю при расширении количества используемых программных продуктов MASTER оперировать единой информационной базой и автоматически объединять все бизнес-процессы предприятия.

б) разработку проводит сильная и опытная команда специалистов: разработчиков, функциональных специалистов, внедренцев, методистов, специалистов информационного-технического сопровождения;

в) архитектура программных продуктов MASTER построена по принципу их настройки (кастомизации) специалистами информационного-технического сопровождения с минимальным вовлечение программистов.

Второй СЕРВИС

Существенная отличительная черта MASTER в подходе к консультированию пользователей и качественный сервис.

Для консультирования пользователей выделено целое бизнес-направление — мощный Центр поддержки. Как ориентир в развитии сервисной составляющей проекта MASTER взят опыт западного рынка — таких проектов, как Salesforce, например.

Выбран кардинально иной путь развития — ориентация на мировые практики в подходе обслуживания, а не копирование существующих реалий украинского рынка или практик прошлых лет. Наши приоритеты: быстрая и качественная поддержка клиента и индивидуальный подход.

Третий ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И ПАРТНЕРОВ

Важное направление развития — обучение партнеров, преподавателей учебных заведений, пользователей. Мы заинтересованы во всестороннем обучении пользователей и предоставляем разнообразие источников обучения:

  • Курсы обучения по работе в программных продуктах MASTER в «Академии MASTER-решений»;
  • вебинары, видео-инструкции, инструкции в открытом доступе на сайте masterbuh.com;
  • учебно-методические пособия и книги;
  • создание Центров обучения в ВУЗах, к примеру, действующий Центр инноваций в КНЭУ им В. Гетьмана.

Четвертый РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКОЙ СЕТИ

Развитие партнерской сети — стратегическая задача. В наших планах — охват партнерской сетью всех регионов Украины. И поэтому мы приглашаем присоединиться к проекту MASTER компании с высоким уровнем компетенции по внедрению программных продуктов.

Пятый СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Мы приняли четкое решение «играть в долгую». Проект MASTER имеет мощную базу для развития и четкие стратегические планы. MASTERБухгалтерия — единственный новый программный продукт, который появился как ответ на запрос украинского законодательства и обладает сильными конкурентными преимуществами, чтобы стать достойной альтернативой.

— Расскажите о ближайших планах проекта MASTER?

Подчеркну, что рынок программных продуктов не монолитен, а достаточно четко сегментирован. Проект MASTER развивается в направлении наращивания отраслевых решений и интеграции с другими программными решениями, таким как SmartTender.biz.

Команда MASTER разрабатывает:

а) MASTER:HoReCa — отраслевое решения для гостиничного бизнеса и общественного питания, которое содержит нишевые решения для отелей, ресторанов, кафе и интеграционные дополнения, например, R-Keeper, FIDELIO;

б) MASTER:ЖКХ. Проекты внедрения уже идут на крупных ЖКХ-предприятиях. К разработке программного продукта привлечены партнеры, само же отраслевое решение будет представлено рынку этим летом;

в) расширения к отраслевому решению MASTER:Агро, а именно дополнения MASTER:Агро Элеватор, MASTER:Агро Холдинг;

г) ожидаемая рынком конфигурация MASTER:МСФО.

Для удобства пользователей запущен магазин-MASTER, в котором уже сейчас доступен ряд программных продуктов и дополнений, например, интеграции с Клиент-Банками разных банковский учреждений.

— Будут ли серьезные структурные изменения на украинском рынке программных продуктов, Ваши прогнозы?

Рынок развивается, когда есть определенный спрос. После введение в силу Указа запрета 15 мая 2017 года появился запрос на качественный бухгалтерский программный продукт украинской разработки, что и стало драйвером развития.

Год — это недостаточный срок, чтобы говорить о фундаментальных структурных изменениях рынка, но это достаточный период для формирования трендов, изучения потребительских запросов и создания качественного программного продукта.

Период адаптации рынка бухгалтерских программных продуктов к новым условиям не будет быстрым, ведь даже система высшего образования все годы работала на укоренение санкционного софта. Но изменения уже начались, и они необратимы.

Комментарии - 3

+
+21
Юрій Михасяк
Юрій Михасяк
23 мая 2018, 19:17
#
Могли б для людей написати нормальну статтю, а так як рекламка самохвалка яку важко читати.
Кілька днів потратив на пошук нормального софту для ведення фінанів для малої сервісної компанії (ІТ) яка працює з закордонними коієнтами. Адекватні рішення на укр. ринку відсутні як клас. Західні програми типу QuickBooks інтегруються з софтом для проектного менеджменту, інвойсингу, обліку робочого часу але не підтримують нашого елекстронного документообігу і інтеграції з банками. Наш же софт вимагає місяці на інтеграцію і навчання персоналу, в багатьох місцях надто складний і нестабільний ну і половину простих воркфловів не закриває. Тому поки вихід платити іноземцям за софт для проектного менеджменту, виставлення рахунків, обліку фінансів, використовувавати електронний документообіг від paperless, а виписки з банку завантажувати вручну…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
27 мая 2018, 11:43
#
Не скромный вопрос — с какого банка выписки загружаете вручную…

Укажите либо банк либо софт банк-клиента…

Может тут есть и некоторая вина банка, а не только бухгалтерского софта предприятия…
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
24 мая 2018, 10:05
#
По комменту выше, я так понимаю у ИТ компаний есть куда работать и есть что предложить, в случае хорошего решения, и главное простого.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться