ICO, или первичный выпуск криптомонет, становится все более популярным способом сбора стартового капитала для начинающего бизнеса. В 2017 Украина дебютировала на этом рынке и сразу же заняла третье место в Европе по числу стартапов, выходящих на ICO.
Украинские компании на ICO
О перспективах Украины на этом рынке «Минфину» рассказал управляющий партнер фонда Crypto Art Андрей Тонколитко.
Скромное обаяние ICO
Раньше для сбора средств создатели стартапов привлекали кредиты и венчурные инвестиции либо выпускали акции и выходили с ними на фондовый рынок — это называлось IPO. Но такие способы требовали от компании серьезной предварительной подготовки, которая, в свою очередь, нуждалась в финансировании. В итоге входной порог получался достаточно высоким.
ICO как способ привлечения инвесторского капитала оказался настолько проще, что выпускать собственные токены ринулись буквально все. Инвесторы тоже оценили новинку: можно было выходить на рынок, имея в кошельке всего пару долларов. В результате 2017 год стал настоящим бумом для рынка ICO: сюда пришли самые разнообразные проекты, от огромных программных платформ до стартапов по производству сыра.
ICO по-украински: наши проекты
Специалистов из Украины на криптовалютном рынке довольно много. Не удивительно, что и во многих ICO-проектах можно встретить украинских разработчиков, маркетологов, пиарщиков, и других специалистов. Но чисто украинских команд до 2017 года на этом рынке не было. Зато в прошлом году Украина отличилась, заняв по числу ICO третье место в Европе. Правда, всего с 19-ю проектами.
Читайте также: Чертова дюжина ICO: 13 самых крутых криптовалютных стартапов 2017 года
Скромное число национальных стартапов связано в первую очередь с тем, что у ICO нет привязки к территориям. Соответственно, и команды редко подбираются по национальному признаку. Тем более, что украинских специалистов охотно привечают в иностранных проектах. Поэтому в списках ICO-2017 можно найти удивительные географические сочетания, например, «Украина-Индия» или «Украина-Швейцария-Гренландия».
Почем рыбка: сколько денег собрали украинские ICO
Аналитики Ernst & Young подсчитали, что в 2017 году Украина заняла 16-е место в мировом рейтинге, собрав на ICO $30 миллионов. Выглядит неплохо.
Но при более тщательном изучении цифр выясняется, что львиная доля собранных денег — более $19 миллионов — приходится на один проект, DMarket. Его авторы разрабатывают торговую платформу для геймеров. На этой платформе любители компьютерных игр смогут торговать игровым инвентарем за криптовалюты и реальные деньги.
Читайте также: Украинское ICO: маркетплейс DMarket привлек около $25 млн
Все остальные ICO смогли привлечь значительно меньше средств. Причины тому разные: недостаточная подготовка, отсутствие пиар-компании, непонятная бизнес-идея, и многое другое. И это проблема не только украинских компаний. Инвесторы не спешат вкладывать средства в проекты, которые не гарантируют быстрой прибыли.
Заройте ваши денежки: коротко об инвестициях в ICO
Большинство инвесторов приходит на рынок ICO за быстрыми деньгами. Получить сотни процентов прибыли на этом рынке можно следующим образом: купить токены проекта и подождать, пока бизнес успешно запустится, а его монеты вырастут в цене. Затем продать актив, зафиксировав прибыль. Так, например, токены проекта ARK, вышедшего на ICO в 2016 году, стоили 0,1$, а через год уже 0,79$. Почти 8000% годовых! В надежде сорвать такой куш инвесторы готовы рисковать.
Читайте также: Украинский стартап Rentberry побил мировые рекорды по сборам на ICO
Но увы, в блокчейн-системах действует та же закономерность, что и в венчурных инвестициях: большинство стартапов «не взлетает». Кто-то не может собрать нужную сумму, у кого-то нет детального бизнес-плана, кто-то сталкивается с форс-мажорами. Могут рассориться основатели стартапа, как это произошло с проектом Tezos, который, на минуточку, собрал $232 миллиона и занял второе место в рейтинге-2017. Бывает и так, что учредители проекта сбегают с деньгами инвесторов. Например, руководство украинского стартапа Swiscoin присвоило полмиллиона долларов и скрылось.
Говоря об инвестициях в ICO, надо помнить, что инвестируете вы все-таки в бизнес. Да, этот бизнес выпускает свои токены, которые можно продавать и покупать отдельно. Но все же проект, стоящий за ICO, первичен. Таким образом, мы убираем магический флёр слова ICO и решаем обычную задачу инвестора: готовы мы вкладывать деньги в этот бизнес или нет.
Не ударить в грязь лицом: как быть дальше украинским ICO-стартапам
Каждая инновация проходит через определенные этапы развития. Сначала приходят эйфория и восторг от прекрасной идеи. Затем, когда становится ясно, что у идеи есть свои недостатки, наступает период отрезвления.
ICO сейчас как раз находится на стыке этих этапов. Очарование новшества ушло. Инвесторы столкнулись с рядом неприятных нюансов, свойственных ICO-проектам. Оказалось, что недостаточно просто выпустить токены в блокчейн-системе, чтобы стартап вырос в полноценный бизнес.
Вкладчики становятся более требовательными к проектам. Все больше разговоров про ICO 2.0 — новый формат, который будет строиться вокруг простой идеи: если для успешного старта проекта блокчейн-технологии необязательны, ICO не нужен. Таким образом, часть проектов вернется к традиционным венчурным инвестициям.
Тем компаниям, которые останутся на рынке ICO, придется тщательнее подходить к подготовке. В 2018 году инвесторы желают знать, за счет чего планируется рост цены токенов, будет ли их выкупать сама компания, а также как будут возвращаться средства, если удачного старта бизнеса так и не произойдет. Есть надежда, что в новом стандарте ICO будет больше качественных и успешных проектов, в том числе и украинских.
Комментарии - 6
Вроде годный.
https://t.me/IcogemNews