12 февраля 2018, 8:18 Читати українською

Как вернуть товар: права потребителей

Какими правами обладает потребитель при возврате и обмене товара? Что делать и куда обращаться, если продавец не хочет возвращать деньги? Можно ли вернуть некачественный товар без чека за покупку и как восстановить чек? Какая продукция не подлежит обмену и возврату в магазинах/на рынках? Как вернуть деньги за товар, купленный в интернет-магазине? Какая оптимальная процедура успешного возврата покупки обратно в магазин?

Какими правами обладает потребитель при возврате и обмене товара?
Фото: slideshare.net

Ответы на эти вопросы обнародовал «Юридический портал Украины».

Как сообщается, защитить права потребителя поможет инструкция по процедуре обмена товара надлежащего качества и возврата денег за продукцию ненадлежащего качества.

Пожалуй, каждый украинец знает, что у него есть законная возможность в течение 14 дней обменять или вернуть купленный товар, если он по какой-либо причине ему не подошел. Например, не устраивает размер, фасон, цвет, форма, габариты либо есть другие основания, по которым покупка не может быть использована по назначению.

Данные правила обмена распространяются на непродовольственный товар надлежащего качества при условии, что он не использовался и сохранил товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ (чек), выданный потребителю во время покупки (ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»). При этом способ оплаты товара не имеет значения, он может быть приобретен как за наличные (безналичные) деньги, так и в кредит.

Обмен или возврат товара не всегда происходит легко, поскольку есть вероятность наткнуться на недобросовестного продавца. Кроме того, проблемы могут возникнуть из-за незнания своих прав. Поэтому подробнее расскажем о процедуре и нюансах возврата товара, который не подошел покупателю.

Товары, которые не подлежат обмену и возврату

Государство защищает интересы всех своих граждан, поэтому, чтобы не нарушать права других потребителей, которые приобретут возвращенный кем-либо товар, Кабмином утвержден Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату). Следовательно, вернуть продукцию в магазин и получить назад свои деньги можно далеко не за все группы товаров.

В список «невозврата» попали все продовольственные товары (еда, напитки, алкоголь, детское питание, табачные изделия), лекарства, медицинские инструменты, приборы и аппараты, предметы санитарной гигиены.

Кроме того, обмену и возврату не подлежат некоторые непродовольственные товары: чулочно-носочные изделия, постельное и нательное белье, косметика, парфюмерия, товары для новорожденных, инструменты для маникюра и педикюра, ювелирные изделия, печатная продукция и прочее.

Порядок обмена/возврата товара

По закону, покупатель в течении двух недель (если более длительный срок не объявлен продавцом) может обратиться в магазин и заменить не устроивший его товар на другой. По истечении этого срока возврат возможен только по гарантии.

Если на момент обращения аналогичного товара для замены нет в продаже, покупатель вправе:

  • купить любой дугой товар из ассортимента магазина (с перерасчетом стоимости);
  • обменять товар на аналогичный товар при первом же поступлении нужного товара в продажу;
  • вернуть изделие и получить обратно деньги в размере стоимости возвращенной продукции.

Как вернуть бытовую технику и электронику

Процедура обмена и возврата бытовой техники, особенно крупногабаритной (холодильник, стиральная или посудомоечная машина, духовой шкаф, плита) имеет ряд особенностей. В частности, если во время доставки товара вы поняли, что он вам не подходит (не вписывается в интерьер, не подходит цвет или габариты) можно от него отказаться. Однако за доставку техники придется заплатить.

Вернуть деньги за бытовую технику и электронику, бывшую в эксплуатации, даже если речь идет всего о паре дней, довольно сложно. Необходимо связаться с сервисным центром, доставить туда товар и ждать пока они проверят качество и сохранность техники.

С мобильными телефонами и смартфонами складывается аналогичная ситуация. В соответствии с украинским законодательством телефон без брака и неисправностей можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Разумеется, он не должен иметь следов использования и сохранять товарный вид.

Если с товарным видом устройства все более или менее понятно (не допускаются царапины дисплея, повреждение корпуса, упаковки и т.д.), то по каким же критериям определяется, был ли телефон в использовании?

Достаточным основанием для отказа вернуть деньги за телефон является перепрошивка устройства, установка сторонних приложений или наличие в памяти смартфона пользовательского контента — фотографии, музыка, видео. Кроме того, если с телефона были совершены звонки суммарной продолжительностью более 5 минут – устройство назад не примут.

Если осмотр не выявил никаких оснований для отказа в приеме телефона обратно в магазин на реализацию, покупатель может либо вернуть свои деньги, либо обменять смартфон на новый, в том числе с доплатой.

Комментарии - 5

+
0
Bookerz
Bookerz
12 февраля 2018, 8:39
#
«Данные правила обмена распространяются на непродовольственный товар надлежащего качества при условии, что он не использовался...»

Вот с этим связано большинство проблем возврата. Порой невозможно понять, что это устройство не подходит тебе, не включив его, то есть не использовав…
Хотя многое зависит именно от продавца.
У меня было два случая, оба связанные с компом. Глючила сеть и техник сказал, что вероятно проблема с сетевой картой. Поехал купил, поставил, поломка не исчезла. Так вот первый раз, лет 7 назад, без проблем вернул продавцу (не сочтите за рекламу — в Электронный мир)
Второй аналогичный случай в декабре 2017 Тоже проблему связывали с сетевой, но этот раз уже пришлось купить дороже плату, для PCI-Express разъема. И тоже зря. Всё, вернуть не получилось: «Вы её уже использовали...»
+
0
sanch ☺
sanch ☺
12 февраля 2018, 10:04
#
Если не ошибаюсь, то товар что не подошел по фасону… обменивается в торговой точке, где он был приобретен, а не в сервисном центре.
+
0
bios95
bios95
12 февраля 2018, 11:45
#
А ещё товар нельзя вернуть в течении 14 дней, если он комиссионный, согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» ст8п2. Только если продавец на своё усмотрение не сочтёт иначе, но как правило это игра в одни ворота, только продажа без права возврата и обмена. Мол, «при вас проверили, сами щупали товар, видели ваши глаза когда покупали!? А если не уверены были, то зачем покупали, могли и отказаться, а теперь поздно! Вдруг, вы поменяли запчасти какие-либо изнутри, выволяли в луже с водой, бог знает что вытворяли». Гарантия в комиссионных магазинах, только до двери в зоне видимости и то не всегда. Техника Б/У и даже продавец часто не знает насколько корректно работает продаваемый товар.Хотите возврат денег или гарантию? тогда вам покупать не за эти деньги и не в комиссионке, а в крупных торговых центрах.
+
0
huliolopez
huliolopez
13 февраля 2018, 17:27
#
Последний раз возвращал товар в 2013 году — купил в место
+
0
huliolopez
huliolopez
13 февраля 2018, 17:36
#
Последний раз возвращал товар в 2013 году — купил в местой компьютерной барахолке роутер, который внезапно переставал работать — то работал, то нет. Вернули без проблем, хотя это больше к гарантийному случаю чем к возврату «по желанию».
Проблемы возникают при покупке в интернет-магазинах, так как нужно оплачивать пересылку. В некоторых случаях стоимость пересылки может доходить до 15% от стоимости товара. Да и общаться с сервис-центром по почте — тоже то еще удовольствие.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться