10 февраля 2018, 12:47 Читати українською

ЦБ Китая против частных социально-кредитных рейтингов

Народный банк Китая выступил против систем социально-кредитного рейтинга, запущенных ИТ-гигантами Alibaba и Tencent.

Народный банк Китая выступил против систем социально-кредитного рейтинга, запущенных ИТ-гигантами Alibaba и Tencent.
Фото: wolflinecapital.com

Регулятор опасается, что частные компании будут наживаться на пользователях, продавая им ненужные финансовые продукты и заставляя их делать рискованные инвестиции. Также ЦБ Китая беспокоится, что в руках частников под угрозой окажутся данные потребителей, сообщает Хайтек.

Центральный банк Китая еще в 2015 году отобрал 8 компаний для запуска пилотных программ социально-кредитного рейтинга. В их число вошли Tencent и Alibaba. Но, как сообщает Financial Times, ни одна из компаний не получила лицензию на сбор данных для социального скоринга.

Система кредитного скоринга Sesame Credit от Alibaba начала работу в 2015 году. На данный момент число пользователей сервиса превышает 500 млн. Другой ИТ-гигант — Tencent — запустил программу Tencent Credit в тестовом режиме в конце января. Однако уже на следующий день компании пришлось свернуть запуск по требованию ЦБ.

Стоит отметить, что рейтинговые системы Sesame Credit и Tencent Credit отличаются от банковских, так как учитывают не только кредитную историю и финансовое положение клиентов, но и их покупки, активность в соцсетях и даже сеть контактов.

В ЦБ такой охват сбора данных сочли чрезмерным. При этом в Китае уже действует система социального рейтинга, которая учитывает «благонадежность граждан». Обладатели низкого рейтинга лишаются многих привилегий, а за высокие баллы, напротив, можно получить бонусы.

Одновременно с этим Народный банк Китая работает над собственной системой кредитного рейтинга Baihang Credit Scoring (Xinlian). Ожидается, что проект получит лицензию в ближайшие месяцы и запустится к 2020 году. С точки зрения регулятора, запуск Tencent Credit — это неприкрытая попытка конкурировать с ЦБ.

Как пишет FT, в последнее время китайские СМИ все чаще стали освещать случаи хищения пользовательских данных частными компаниями. Так, появились сведения о клиентах кредитных сервисов, которые не могли ездить на поездах из-за низкого рейтинга. Некоторые эксперты полагают, что таким образом правительство хочет вселить в граждан недоверие к частным компаниям и привлечь внимание к собственным разработкам.

При этом изначально правительство поддерживало финтех-компании, разрабатывающие скоринговые системы. У миллионов жителей Китая к началу 2000-х годов не было кредитной истории, и государство поручило частникам как можно скорее собрать базы данных и «подключить» жителей Китая к системе финансовых услуг.

Но теперь правительство внезапно обеспокоилось масштабом сбора данных. Недавно стало известно, что популярные мобильные сервисы микрозаймов Yongqianbao и Paipaidai оценивают платежеспособность граждан нестандартными способами.

Например, приложение Yongqianbao учитывает, как быстро человек набирает сообщения на смартфоне, как часто он ест фастфуд и насколько внимательно он читал пользовательское соглашение. Компании также привлекают к работе коллекторов и звонят родственникам пользователей, используя контакты на смартфоне.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться