С тех пор, как Украина взяла курс на реформы, в стране многое сделано. Но работы все еще — непочатый край. В ближайшее время проводить изменения в стране будет особенно сложно, ведь 2018-ый год — предвыборный.
Украину ожидает «специфический» год
Почему для Украины важно довести начатое до конца, в своей колонке на НВ написал экс-министр финансов Словакии, сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Иван Миклош. «Минфин» сократил.
2018‑й будет специфическим в Украине, поскольку речь о годе перед президентскими и парламентскими выборами в 2019‑м. В каждой демократической стране политический цикл влияет на политику. Политическая воля, решимость и готовность проводить реформы обычно слабы в этот период, главным образом потому что реформы означают неопределенность и изменения, алюди в принципе опасаются изменений. Желание предотвратить риск усиливается заявлениями популистов и групп интересов, которые ежедневно борются с реформами, а предвыборный период — и вовсе лучшее время для них.
Несмотря на это «предвыборное правило», я считаю, что ситуация в Украине специфична, и у страны нет времени для ослабления реформистских усилий.
Что сделано
Наилучшие результаты были достигнуты в сфере макроэкономической стабилизации, широко признанной, но не столь значимой для граждан, главным образом потому что для обычных людей она слишком абстрактна.
Заметными результатами являются стабилизация государственных финансов, снижение инфляции, стабилизация валютного курса и очистка банковского сектора — это необходимые условия для экономического роста.
Еще одна область, где я вижу значительный прогресс (возможно, это кого‑то удивит),— сокращение пространства для коррупции, особенно для крупномасштабной. Произошло, по крайней мере, четыре крупных прорыва. Первый — повышение цен на газ до рыночного уровня, второй — очистка банковского сектора, третий — реформа государственных закупок, четвертый — реформа администрирования НДС и введение автоматического возмещения НДС.
Частичный прогресс достигнут в развитии бизнес-среды и дерегуляции, реформе энергетики, фискальной реформе и администрировании налогов, децентрализации. В последние месяцы приняты две очень важные структурные реформы — пенсионная и реформа здравоохранения.
Что нужно сделать
То, что осталось нетронутым,— государственные предприятия. В Украине около 3,5 тыс. госпредприятий. И эти компании сегодня являются самым крупным источником коррупции, политического клиентелизма, неэффективных денежных трат, плохого управления и искажения бизнес-среды.
Прогресс есть и в создании новых институтов по борьбе с коррупцией (НАБУ, специальный антикоррупционный прокурор и НАПК), но процесс должен быть подтвержден путем защиты этих новых компаний от атак и усилий по маргинализации. Также очень важно создать специальный Антикоррупционный суд.
Еще одна важная реформа, которая так и не была принята,— земельная, особенно в том, что касается либерализации рынка земли. Она может стать огромным стимулом для инвестиций, регионального развития и роста малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.
Поэтому приоритетными реформами для Украины являются: поддержание макроэкономической стабильности; дальнейшая реализация принятых реформ; прогресс в области приватизации; реформа земельного рынка; дерегуляция, демонополизация и, в особенности, судебная реформа и защита прав собственности.
Принципиальный момент: потенциальное замедление или прекращение реформ неизбежно приведет к невыполнению программы МВФ, а это будет означать, что Украина не сможет рефинансировать перед выборами свои долги. Неизбежные последствия — девальвация гривни и финансовый кризис. Это стало бы политическим самоубийством для тех, кто находится у власти.
Комментарии - 9
Это прям умереть и не встать. Даже официальная инфляция в 2017 выше, чем в 2016. Интересно, откуда черпает данные экс-министр финансов Словакии, сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Иван Миклош?
Во время войны в первую очередь нужно бы ожидать объявления войны врагу, разрыва с ним дипломатических отношений, перевода экономики «на военные рельсы» и т.д. И уже как следствие: финансирование оборонзаказа эмиссионными деньгами, увеличение денежной массы — и инфляция. А у нас оборонзаказ на 2017 год был на 9 млрд грн, т.е. ~14% от бюджета минобороны или около 1% расходов госбюджета — это не расходы «воюющей страны». А эмиссионными деньгами у нас финансируют не оборонзаказ, а национализированные банки ;)
Есть ли такая уверенность сегодня?