Зная несколько секретов, движения курса можно прогнозировать самостоятельно, не ожидая громких заголовков или комментариев экспертов. Как именно, в своем блоге на НВ написала заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко. «Минфин» приводит сокращенный вариант статьи.
Что будет влиять на курс в 2018
Сезонные факторы или «в декабре неожиданно пришла зима»
Последние два года гривна колебалась по достаточно четкому сезонному графику. Традиционно в декабре-январе гривна ослабляется, потом ближе к лету – дорожает, и снова ослабляется осенью.
Гривна колеблется потому что наша экономика сырьевая, а внешняя торговля зависит от сезонности. Когда аграрии продают зерно, получают и заводят в страну валютную выручку и меняют ее на гривну – курс гривны усиливается. Когда приходит отопительный сезон, мы закупаем больше газа за рубежом, тогда, наоборот, валюта в оплату за газ выходит из страны, и гривна ослабляется. Перед зимними праздниками магазины и граждане закупают много импортных товаров на подарки. Это также означает повышенный спрос на валюту и вызывает ослабление гривны.
Кроме того, в конце года гривна девальвирует через укоренившиеся многолетние проблемы с бюджетным планированием. Государство и местные власти тратят немалые средства в гривне, спешно «осваивая» бюджет, чтобы успеть потратить все до нового года. К примеру, в 2016 году 47,4% капитальных расходов были осуществлены за последние два месяца года. В 2017 ситуация повторилась. Эти средства почти мгновенно ушли в экономику и на валютный рынок, гривна оказалась под давлением.
,
Фундаментальные факторы или базовая экономика валютных колебаний
Чтобы узнать, чего ожидать от украинской гривны, стоит отслеживать следующее:
Цены на зерно, руду и металл. Если цены на наши основные экспортные товары растут – увеличивается количество долларов, поступающих к нашим экспортерам. Соответственно, гривна усиливается по отношению к доллару. На следующий год прогнозы на товарных рынках достаточно спокойные, следовательно существенного влияния на курс гривны не ожидается.
Повышение социальных выплат. Увеличение социальных расходов за счет бюджетного дефицита приводит к инфляции и девальвации национальной валюты. Например, в Украине с 1 января минимальная зарплата вырастет на 16% с нынешних 3200 грн до 3723 грн. Этот рост более или менее соответствует инфляции и ожидаемому реальному росту экономики. Но в середине года чиновники могут повысить «минималку» до 4100 грн, а это уже может раскрутить инфляцию, и, соответственно, ослабить гривну.
Продолжение сотрудничества с МВФ. Если переговоры на высшем уровне провалятся, и сотрудничество с МВФ будет прекращено, реакция со стороны всех внешних инвесторов и кредиторов будет крайне негативной для гривны. Они могут прекратить вливать валюту в Украину, не будут покупать наши еврооблигации или даже начать выводить уже инвестированы средства. Это повлечет давление на курс гривны.
Большие выплаты валютных долгов. Когда впереди – погашение большого объема валютного долга (государственного или частного), растет спрос на валюту для таких выплат и, соответственно, ослабляется курс гривны. В 2018-2020 годах валютные выплаты по государственным и квазигосударственным долгам ежегодно будут достигать $8 млрд. Даже совокупной текущей суммы золотовалютных резервов НБУ ($19 млрд) не хватит, чтобы их покрыть. Это дополнительная причина не прекращать сотрудничество с МВФ: четырехлетняя программа с Фондом предусматривала получение $17,5 млрд, из которых выделено только $8,7млрд. Также для компенсации этого оттока Украине необходимы прямые иностранные инвестиции.
Факторы неопределенности или «Черные лебеди»
На нашей стене, однако, есть еще несколько ружей, которые могут выстрелить в 2018. Ориентировочно на январь запланирована апелляция в Высоком суде Лондона по делу «долга Януковича». Есть вероятность, что решение будет отрицательным для Украины и нам придется заплатить 3 млрд долларов в пользу России.
Происходят также суды с держателями еврооблигаций Приватбанка – не исключено, что государство проиграет, и возникнут новые суверенные обязательства.
А вот Стокгольмский арбитраж по транзиту газа между Нафтогазом и Газпромом может принести приятные сюрпризы. События вокруг этих судов будут влиять на валютный курс.
В государственный бюджет на 2018 год заложен курс 29,3 грн/долл. Это означает почти 10% девальвацию (3,8% девальвации по среднему курсу было в 2017 году). Но мы знаем, что и чиновники, и экономисты могут ошибаться. Прогнозы экономистов сейчас колеблются в рамках 27-30 грн/доллар. Вполне возможно, если сотрудничество с МВФ будет продолжаться, а эскалации конфликта не произойдет, курсовые ожидания станут более оптимистичными.
В подготовке материала помогал Богдан Прохоров, интерн (ЦЭС)
Комментарии - 2
Не то слово.
Хорошо что эксперт по выплатам нормально описал («В 2018-2020 годах валютные выплаты по государственным и квазигосударственным долгам ежегодно будут достигать $8 млрд»), потому мне тут один Cisco… утверждал что у нас в 2018 выплата 50 млрд.дол.США :).
Если б эксперт это подхватил бы, то я точно понял бы что данного эксперта наняли с Раша ТВ.