Кризис проходит и в Украину приходит все больше иностранных инвесторов. При этом законодательство не совершенно и в нем не прописано много процедур. Например, банки не знают, как им идентифицировать нерезидентов инвесторов. Национальный банк решил исправить эту ситуацию и разъяснил, как это должно происходить. «Минфин» приводит инструкцию НБУ.
Как идентифицировать иностранного инвестора
FAQ
Процедура идентификации прописана в законе О предотвращении и противодействии легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения.
Часть первая статьи 11 Закона определяет обязанность банков как субъектов первичного финансового мониторинга проводить управления рисками с учетом результатов идентификации, верификации и изучения клиента. Это же и относится к услугам, которые предоставляются клиенту, анализу операций, проведенных им, и их соответствию финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента.
НБУ письмом от 14 декабря 2012 по номеру №48104/2886/11833 разъяснил банкам отдельные вопросы по проведению идентификации клиентов, а именно участников договора о совместной деятельности и институтов совместного инвестирования.
В то же время, клиентами украинских банков все чаще становятся нерезиденты, зарегистрированные в организационно-правовых формах не предусмотренных законодательством. Например, инвестиционные фонды, трасты, другие формы управления имуществом.
При этом, учитывая норму пункта 20 части первой статьи 1 Закона, которой определен термин «конечный бенефициарный владелец (контроллер)», банк должен учитывать возможность осуществления решающего влияния на управление инвестиционной деятельностью юридического лица физическими. К ним относятся: профессиональные менеджеры/инвестиционные управляющие, осуществляющие реальное управление инвестиционными решениями. Поэтому такие лица, соответственно, относятся к конечным бенефициарам собственников (контролеров) такого юридического лица.
Как правило, коллективные (паевые) инвестиционные фонды не имеют статуса юридического лица и управления в таком случае осуществляется компанией по управлению активами.
Следовательно, банк должен осуществить все необходимые меры, чтобы идентифицировать компании по управлению активами, а также установить всех имеющихся конечных бенефициаров (контролеров) такой компании.
При этом, конечным бенефициаром может быть признано физическое лицо, осуществляющее контроль за соответствующей компанией по управлению активами. Таким образом, в данном случае идентификация инвесторов, привлекаемых к участию фонда на общих условиях с целью получения выгоды от деятельности фонда, не осуществляется.
Относительно самого коллективного (паевого) инвестиционного фонда банк должен выяснить на основании представленных официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий правовые и организационные основы его создания и деятельности.
Относительно инвестиционных компаний, которые имеют статус юридических лиц, банк должен осуществить идентификацию как инвестиционной компании, так и в случае, если функции управления такой инвесткомпанией осуществляются компанией по управлению активами, то такая компания тоже должна быть идентифицирована. В том числе должны быть установлены конечные бенефициары соответствующих юридических лиц.
В случае управления инвестиционной компанией профессиональным менеджером или инвестиционным управляющим, то есть лицом, имеющим полномочия действовать от ее имени. В частности осуществлять на основании соответствующего договора непосредственно управление инвестиционными активами от имени и в интересах такой компании, банк может определить конечным бенефициаром этой компании именно такое лицо при условии осуществления им решающего влияния на управление инвестиционной деятельностью.
Особого внимания заслуживает процедура осуществления идентификации, в том числе установления конечных бенефициаров трастов.
Что касается трастов, банк дополнительно должен идентифицировать доверителей и доверенных лиц (часть вторая пункта 10 статьи 9 Закона). Также банки относительно трастов обязаны выполнять требования, предусмотренные частью восемнадцатой статьи 9 Закона, согласно которой в случае если клиент (лицо) действует как представитель другого лица или от имени или в интересах другого лица. Субъект первичного финансового мониторинга обязан согласно требованиям настоящей статьи и положениями других законов, регулирующих процедуру идентификации, идентифицировать и верифицировать также лицо, от имени или по поручению которого проводится финансовая операция, а также установить бенефициара.
В частности, директивой (ЕС) 2015/849 Европейского парламента и Совета от 20 мая 2015 о предотвращении использования финансовой системы предусмотрено требование о доверительных собственников любых трастов относительно получения и хранения достаточного, точной и актуальной информации о бенефициарном владении таким трастом. При этом, такая информация должна включать информацию о личности:
- учредителя;
- доверительного собственника (собственников);
- протектора (если есть);
- бенефициаров; или класса бенефициаров;
- и какого-либо другого физического лица, осуществляющего фактический контроль над трастом (статья 31 Директивы (ЕС) 2015/849)
Также директивой предусмотрено, что доверительные собственники долажны раскрывать свой статус и своевременно предоставлять вышеуказанную информацию субъектам первичного финансового мониторинга, когда доверительный собственник, устанавливает деловые отношения или осуществляет разовые операции более пороговых лимитов, установленных в пунктах (b), (c ) и (d) статьи 11 Директивы (ЕС) 2015/849].
Что касается общих подходов при установлении конечных бенефициарных собственников (контролеров) юридических лиц, ввиду того, что в соответствии с абзацем вторым пункта 20 части первой статьи 1 Закона конечным бенефициаром не может быть лицо, имеющее формальное право на 25% или более уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, но является агентом, номинальным держателем или является только посредником относительно такого права.
Комментарии