В рамках проекта комплексной реформы Государственной фискальной службы определены четыре основные направления работы в краткосрочной перспективе. Такое решение было утверждено 31 августа на заседании Комитета управления проекта по комплексной реформе ГФС во главе с министром финансов Александром Данилюком и при участии и.о. Председателя Государственной фискальной службы Мирослава Продана, а также других представителей Минфина и ГФС.
Что будет с Налоговой: четыре направления реформы в слайдах
Об этом говорится в сообщении Министерства финансов Украины.
Как отмечают в министерстве, основные направления определили по результатам 6-недельной диагностики основных функций и сервисов Государственной фискальной службы. Ключевой задачей Рабочей группы в составе представителей Минфина, ГФС и международной консалтинговой компании был поиск путей повышения эффективности операционной деятельности ГФС.
Для приближения работы ГФС к мировым стандартам и превращению ее в сервисную организацию необходимо уменьшить человеческий фактор, автоматизировать процессы и перейти к модели работы, когда большинство услуг налогоплательщики могут получить в он-лайн режиме.
Этот подход дал положительные результаты в других государственных ведомствах в Украине и широко использовался при предоставлении услуг фискальными службами в мире, поэтому ГФС нужно продолжать осовременивать свои подходы к работе. Для каждого налогоплательщика работа с ГФС должна стать удобной, – отметил министр финансов Александр Данилюк.
Что было установлено
Функционирование ГФС можно сделать более эффективным для государства и удобным для плательщиков, сфокусировавшись на следующих основных направлениях:
1. Обслуживание плательщиков:
Около 60% контактов плательщиков с ГФС осуществляется через ЦОПы (центры обслуживания плательщиков), что в три раза превышает средний показатель развитых стран, где 20% это физические контакты, 20% – контакты через контактный центр (call-центр) и 60% – контакты с помощью электронных сервисов. В разрезе ЦОПов, около 50% обращений это представление налоговой отчетности и платежи, говорится в сообщении.
Работников ЦОП, которые занимаются обслуживанием налогоплательщиков, можно разгрузить благодаря увеличению количества административных услуг онлайн через ЭКП (электронный кабинет плательщика), тем самым облегчая взаимодействие плательщиков с ГФС (35 из 55 админуслуг налогового направлении могут полностью предоставляться онлайн, другие могут частично предоставляться онлайн) .
Читайте также: Минфин анонсировал запуск комплексной реформы ГФС
Сейчас только 2,4% контактов с ГФС осуществляется через call-центр, в 24 раза меньше, чем количество физических контактов через ЦОП. В то время, когда в среднем в развитых странах соотношение количества физических контактов и контактов через call-центр – 1:1. В то же время, на сегодня Национальный контактный центр ГФС технически в состоянии обслуживать лишь 50% входящих звонков (около 5,5 тыс. Из 10 тыс. входящих звонков в день).
2. Налоговые проверки:
- возможно частично автоматизировать процесс камеральных проверок для эффективного использования имеющихся ресурсов.
- качество документальных проверок возможно усовершенствовать путем обновления и детализации модели налоговых рисков и четким отбором предприятий для плановых проверок. Сейчас модель выдает до 10 раз больше предприятий, чем можно проверить текущими ресурсами, а это предполагает ручную корректировку.
- решение этих вопросов сделает назначения и результаты проверок объективными.
3. Погашение долга:
- из-за высокой нагрузки на одного налогового управляющего (около 800 юридических лиц и ФЛП-должников) большое количество должников отрабатывается неэффективно, либо не отрабатывается вообще.
- более 50% объема налогового долга имеет чрезвычайно низкую вероятность взыскания (предприятия без активов, банкроты, ликвидированные банки и т.д.).
- решение указанных проблем позволит увеличить поступления в бюджет.
4. Работа с персоналом:
- выявлен потенциал для эффективного распределения функций между работниками (пример: в развитых странах погашением долга в среднем занимается 13% всего персонала налоговых, в то время как в украинском ГФС – 4%).
- недостаточно инструментов направленных на повышение мотивации персонала.
- сокращение персонала было неравномерным (около 25% в одних областях и более 50% в других), что приводит к разной нагрузке в зависимости от региона.
- решение этих вопросов позволит лучше мотивировать работников и эффективнее распределить обязанности.
Что дальше
Как сообщается, Комитет управления Проектом согласовал первоочередные шаги по каждому из направлений. Это перечень быстрых изменений, уже в краткосрочной перспективе повысят эффективность операционных процессов в ГФС, облегчат процесс уплаты налогов для плательщиков, и которые станут залогом дальнейших преобразований. Среди них:
1. Обслуживание плательщиков:
Систематизировать и ускорить процесс развития онлайн-услуг.
Начать расширение и совершенствование контактного центра ГФС (call-центра), чтобы любой налогоплательщик мог получить качественную консультацию по телефону, а в будущем и заказать административную услугу.
Проанализировать перспективы и пути развития ИТ-систем ГФС для того, чтобы сделать ГФС защищенной и ведущим учреждением в ИТ.
2. Налоговые проверки:
Разработать логику и алгоритм автоматизации камеральных проверок.
Усовершенствовать модели определения налоговых рисков используя расширенную аналитику.
3. Погашение долга:
Разработать и внедрить системы приоритета и сегментации должников, что позволит направлять ресурсы налоговых управляющих на должников с высокой вероятностью взыскания.
Запустить специальное подразделение для контакта с активными должниками по примеру банковского сектора (контактный центр для исходящих звонков).
4.Робота с персоналом:
Разработать и внедрить инициативы для повышения мотивации.
Детально проанализировать распределение функций между работниками и разработать решения для повышения их эффективности.
Проанализировать и внедрить лучшие мировые методологические практики учебных программ.
Комментарии - 1