Читати українською

Приключения «иностранцев» в Украине

Предприимчивых автолюбителей, которые приобретают машины с иностранными номерами, часто критикуют за бесцеремонность на дороге. Якобы они чаще нарушают правила дорожного движения и становятся виновниками аварий, избегая при этом ответственности.

Предприимчивых автолюбителей, которые приобретают машины с иностранными номерами, часто критикуют за бесцеремонность на дороге.
Фото: Zaxid.net

Вслед за заявлениями Президента, пообещавшего решить ситуацию с автомобилями с иностранными номерами, за дело принялись фискалы. Они начали с энтузиазмом штрафовать водителей нерастаможенных авто. Так, по решению Киевского апелляционного административного суда, владельцу Mercedes-Benz E320 на литовских номерах придется уплатить штраф в размере 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей – 1 681 846 гривен. Ранее этот же суд постановил взыскать 443 000 гривен с владельца Audi A4 на польских номерах.

Всего, по данным Государственной фискальной службы, на территории Украины находится около 527 000 авто с иностранной регистрацией. Но сколько из этих машин ездит по дорогам Украины, а сколько – разобрали на запчасти, сказать не может никто.

По приблизительным оценкам страховщиков, по дорогам Украины колесит не более 200 000 таких автомобилей. Большинство из них сконцентрировано в приграничных областях – Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Одесской, Херсонской и Николаевской.

Лазейка в законе для сотен тысяч авто

В «европейцах» украинских водителей привлекает, в первую очередь, низкая цена. Например, за $3-4 000 можно приобрести Mercedes E класса 1999-2005 гг выпуска. За эти же деньги в Украине можно найти разве что подержанный Lanos или старенькую «иномарку», но в гораздо худшем состоянии.

Основных способов ввоза иностранных авто два. Во-первых, машину пригоняет иностранец, который затем передает право на управление транспортным средством украинцу на основании доверенности. Во-вторых — покупка авто с помощью «липового» оформления на работу в заграничную фирму.

Законодательство Украины обязывает провести таможенное оформление иностранного авто, ввезенного в страну, в течение 60 дней. Исключение – временный ввоз автомобиля иностранным гражданином для личного использования сроком до 1 года. Но передавать такой автомобиль в пользование другим лицам (украинцам) нельзя. И по истечении года авто должно пересечь границу.

Поэтому более популярен второй способ приобретения авто – через трудоустройство на иностранную – польскую или литовскую — фирму. По словам юристов, такая схема, хотя и кажется на первый взгляд безобидной, несет много рисков. Иностранная компания, на которую якобы устраивается на работу покупатель авто, не ведет никакой деятельности, но на ее балансе находится множество автомобилей, а в штате числится множество сотрудников. Вполне логично, что у польских или литовских властей может возникнуть вопрос — а платит ли такая фирма налоги и отчисления за этих сотрудников и транспортный сбор за авто. В случае возникновения претензий к такой фирме со стороны регуляторных органов или ее банкротства, украинцу необходимо будет вернуть автомобиль, являющийся собственностью компании.

Именно ограничение права собственности является основной проблемой для владельцев авто с иностранными номерами. В доверенности, выданной им при «приобретении» транспортного средства, предусмотрено только право на управление автомобилем. А вот продать, подарить, оставить в наследство или предоставить в качестве залога его нельзя – ведь украинец, по сути, не является собственником такой машины.

Что нужно знать водителю «иностранной» машины

Ответственность всех водителей транспортных средств, которые участвуют в дорожном движении, должна быть застрахована. При въезде на территорию Украины, иностранные машины имеют полис «Зелёной карты», как правило, не больше чем на месяц. По истечении этого срока, если авто продолжает находиться в Украине, его водитель обязан заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО).

Нужно помнить, что полиция имеет право штрафовать водителей иностранных авто за отсутствие полиса. Не стоит надеяться, что квитанцию со штрафом отправят по месту регистрации машины — в Литву или Польшу. В протоколе фиксируются имя и фамилия водителя. Кроме того, как показал недавний опыт, водителя могут обвинить и в уклонении от уплаты таможенных сборов.

Что делать в случае ДТП?

Мнение о том, что водители на авто с иностранной регистрацией становятся виновниками ДТП чаще остальных, не подтверждается статистикой. По данным МТСБУ, с начала года водители иностранных авто стали виновниками 1089 дорожно-транспортных происшествиях. При том, что всего в Украине случилось за это время более 76 000 аварий.

Чтобы обезопасить себя на случай ДТП с участием авто с иностранной регистрацией, следует соблюдать следующие правила:

  1. Необходимо проверить наличие страхового покрытия у водителя (лучше сфотографировать данные его полиса и водительские права). Если у водителя есть договор ОСАГО (автогражданки), его действительность можно проверить на сайте Моторного бюро. Полис «Зеленой карты» проверить on-line невозможно. Для этого необходимо делать запрос в страну, где выдан полис. Сделать это можно через МТСБУ.
  2. Если у обоих водителей есть действительный полис ОСАГО, можно оформить «европротокол». В противном случае необходимо вызвать полицию. Также полицию следует вызвать в случае, когда виновник скрылся с места ДТП или водитель авто имеет признаки алкогольного или наркотического опьянения (по возможности необходимо всегда зафиксировать данные авто и водителя) и найти свидетелей аварии.
  3. В случае, когда оба участника имеют полисы ОСАГО, потерпевший получает выплату у страховщика, который застраховал ответственность виновника или в рамках прямого урегулирования – в своей страховой компании. Если ответственность виновника не была застрахована, при этом у потерпевшего был страховой полис – компенсировать ущерб будет МТСБУ. После этого Бюро выставит регресс виновнику аварии.
  4. Получить компенсацию причиненного ущерба непосредственно с водителя авто с иностранной регистрацией крайне сложно, так как виновник не является собственником автомобиля. Наложить арест на этот автомобиль, а после решения суда реализовать его невозможно – ведь конечный собственник авто за рубежом.
  5. Если водитель авто с иностранными номерами является потерпевшим в ДТП, процедура урегулирования такая же.
  6. А вот если водитель авто с иностранными номерами стал виновником ДТП и скрылся с места аварии, необходимо обратиться в полицию. Возмещение в этом случае выплатит МТСБУ, но только за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевшего. Для получения выплат за имущественный ущерб – необходимо решение суда о признании водителя авто с иностранными номерами виновным. Но установить личность водителя и подтвердить связь с авто крайне сложно, поскольку, авто не находится в базе данных полиции, так как не проходило регистрацию в Украине.

Особенности получения «иностранцами» страхового возмещения

Если водитель авто с иностранной регистрацией пострадал в ДТП, ему будет непросто получить страховое возмещение по автогражданке. Для этого ему придется предоставить страховой компании или МТСБУ доверенность от действительного владельца авто в Польше или Литве на право получать компенсации и страховые выплаты за ущерб, нанесенный имуществу, находящемуся в пользовании украинца. Без этого документа страховщик компенсацию не выплатит. Компании апеллируют к норме закона, которая гласит, что страховая выплата может осуществляться только владельцу имущества, которому был нанесен ущерб.

По словам юристов, обойти такую коллизию можно. «Это требование страховых компаний не совсем соответствует закону. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего специализированного суда Украины от 01.03.2013 № 4, требовать возмещения за поврежденное транспортное средство может не только владелец, но и пользователь транспортного средства. Так что страховое возмещение можно взыскать с компании через суд. Закон об ОСАГО определяет, что к владельцам транспортных средств относятся юридические и физические лица, которые в соответствии с законами Украины являются владельцами или законными пользователями наземных транспортных средств на основании права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, на основе договора аренды или правомерно эксплуатируют транспортное средство на других законных основаниях», — поясняет адвокат юридической компании «Страховой юрист» Денис Конюшко.

Но у страховой компании могут найтись и другие аргументы, чтобы не выплачивать компенсацию потерпевшему. Например, СК может сослаться на то, что водитель нарушил законодательство Украины при использовании авто. Ведь авто с иностранной регистрацией нельзя передавать в управление третьим лицам, то есть управлять им имеет право лишь тот, кто ввез его в Украину (иностранный гражданин). И если страховщик докажет, что потерпевшим была нарушена процедура использования автомобиля для временного использования – у него могут возникнуть серьезные проблемы с получением возмещения.

Регина Дацюк для «Минфина»

«Минфин» поможет купить автогражданку с помощью нашего специального проекта. Полис можно заказать онлайн с доставкой на дом.

Комментарии - 6

+
0
Maleficarum
Maleficarum
1 августа 2017, 9:07
«Всего, по данным Государственной фискальной службы, на территории Украины находится около 527 000 авто с иностранной регистрацией. » Будет число ввезённых авто — больше… Пока разница в цене есть «арбитраж» будет работать… Но урегулировать проблему- можно… Законодательно установить пошлины на ввоз на в сих авто… Если реально в Украине авто пользует на импортных номерах- гражданин Украины- то необходимо чтобы оплачивал какой либо налог… Скажем это может быть ( как пример ) эко налог… Годовая сумма Эквивалент- тысячи евро ( О суммах можно говорить и спорить) Как только таким « собственникам»- законодательно установят «нную „сума ежегодного налога( Причём без разницы- авто месяц в Украине катается или более.Налог оплачивается гражданином Украины- годичный) Тем быстрее увидим результат… Или авто станет эдаких меньше ввозиться либо же качество ввозимых авто- увеличится…
+
+24
AleksandrBank
AleksandrBank
1 августа 2017, 9:32
«Получить компенсацию причиненного ущерба непосредственно с водителя авто с иностранной регистрацией крайне сложно, так как виновник не является собственником автомобиля. Наложить арест на этот автомобиль, а после решения суда реализовать его невозможно – ведь конечный собственник авто за рубежом.»
«А вот если водитель авто с иностранными номерами стал виновником ДТП и скрылся с места аварии, необходимо обратиться в полицию. Возмещение в этом случае выплатит МТСБУ, но только за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевшего. Для получения выплат за имущественный ущерб – необходимо решение суда о признании водителя авто с иностранными номерами виновным. Но установить личность водителя и подтвердить связь с авто крайне сложно, поскольку, авто не находится в базе данных полиции, так как не проходило регистрацию в Украине.»
4 и 6 пункты как раз угрожают жизни и здоровью гражданам, и привлечением виновного к отвественности. Сбил насмерть и все, человек может машину где-то кинуть или на запчасти, и никто не найдет его. Пора принимать законы по таким авто, которые работали бы и чтоб платили в Казну.
+
0
dmitro84
dmitro84
1 августа 2017, 15:00
А авто 1+1 или те, что зарегистрированы жителями Крыма или ЛДНР, или зарегистрированы 20-30 лет назад и живых владельцев уже нет вас не волнуют? На самом деле это решается просто. Можно даже без замены номеров. Через автогражданку. За отсутствие автогражданки,- нехилый штраф. А при получении автогражданки вся инфа должна вноситься в единую базу. Доступ у которой должен быть у полицаев. И вин номер, и ФИО владельца, и паспортные данные покупателя автогражданки, и данные техпаспорта, и номер авто… Это решит проблему не только поиска нерастаможек, но и 1+1, и авто проданных по техпаспорту, где владельцев авто уже нет в живых либо где владельцы авто уже не вернутся в Украину (сепары).
Кстати есть еще 1 интересный вариант. Каждый полис должен иметь свой логин-пароль. И доступ во внутренний кабинет МТСБУ по нему через интернет. В этом кабинете можно внести ФИО и номер удостоверения водителя того, кто имеет право ездить на авто. Чтобы это делал владелец полиса БЕСПЛАТНО. При чем хоть через смартфон за 2 минуты перед поездкой. Хоть 500 человек. А дальше. Поймали водителя за рулем авто, когда он не вписан в базу к этому авто,- штраф 5000 грн. Исключение,- когда один из вписаных в базу сидит на пасажирском сиденьи… И все. Таким образом решаем вопросы и авто записанных на мертвых, и на сепаров, и на иностранцев, а авто 1+1 быстро будут выявлены.
+
+30
Nata Nata
Nata Nata
2 августа 2017, 10:25
Проблема с иностранцами решается очень просто, введите тарифы на регистрацию авто как в Евросоюзе и все. А сказки про защиту отечественного автомобиля строение пора перестать воспринимать серьезно т.к. в Украине нет нормального отчественного авто, Lanos — это прошлый век, и перестаньте защищать сборку ВЗА, УАЗА, и другого сброда, а сделайте нормальный инвестиционный климат для BMW, Fiat, Mercedes как в всех нормальных странах евросоюза и азии. И тогда автоматом решиться проблема очередей на пересечку и ВСЕ.
+
0
Сергей Егоров
Сергей Егоров
26 сентября 2017, 12:47
Тарифы как в ЕС — это да, только там еще и экологич нормы… а большинство «евро блях» по их нормам уже консервные банки
+
0
dmitro84
dmitro84
27 сентября 2017, 10:42
Погуглите в ютубе Микола Запорожець,- ребята растаможили и поставили на польские номера в єтом году запорожец. Растаможили не как раритет а как обічное авто.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться