Сегодня в Сети можно найти любую информацию. В том числе, и разъяснения контролеров относительно тех или иных ситуаций, которые могут быть типичными и для вашего бизнеса. «Минфин» разбирался, можно ли применять их на практике и всегда ли налоговые консультации, предоставленные одному предприятию, могут быть полезными для других.
Налоговые консультации и последствия их применения
Что такое налоговые консультациии каковы последствия их применения
В Налоговом Кодексе Украины (НКУ) предусмотрено два вида налоговых консультаций. В частности, это:
• индивидуальная налоговая консультация – разъяснение органа ГФС, предоставленное конкретному налогоплательщику. Оно может касаться практического использования отдельных норм налогового и иного законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на такой орган. Такое разъяснение должно быть зарегистрировано в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций (пп. 14.1.1721 НКУ);
• обобщающая налоговая консультация – обнародование позиции центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную финансовую политику (Минфина), относительно практики использования отдельных норм налогового и иного законодательства, сложившейся по результатам обобщения индивидуальных налоговых консультаций. Консультация также может быть опубликована в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о неоднозначности отдельных норм такого законодательства (пп. 14.1.173 НКУ).
Индивидуальная налоговая консультация
Индивидуальные налоговые консультации (далее – ИПК) предоставляются налоговиками по обращению плательщиков в течение 25 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения контролирующим органом. ИПК предоставляются безвозмездно.
Обращение налогоплательщиков на получение ИПК в письменной форме должно содержать:
• наименование (для юридического лица) или Ф.И.О. (для физического лица), налоговый адрес, а также номер средства связи и адрес электронной почты, если таковые имеются;
• код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) либо серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
• причину обращения в контролирующий орган, то есть в чем заключается практическая необходимость получения налоговой консультации;
• подпись налогоплательщика;
• дату подписания обращения.
Уполномоченное лицо органа ГФС может принять решение о продлении срока рассмотрения обращения на получение ИПК свыше 25-дневного срока, но не более чем на 10 календарных дней. Кроме того, орган ГФС обязан письменно уведомить о таком продлении налогоплательщика до окончания 25-дневного срока (п. 52.1 НКУ).
ИПК имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 НКУ).
ИПК может предоставляться как в устной, так и письменной форме.
ИПК, которая предоставлена в письменной форме, обязательно должна содержать:
• название – «Индивидуальная налоговая консультация»;
• регистрационный номер в единой базе ИПК;
• описание вопросов, поднимаемых налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика;
• обоснование применения норм законодательства;
• заключение по вопросам практического использования таких норм законодательства.
Доступ к данным единой базы и официальному веб-сайту является безвозмездным и свободным.
От чего защищает ИПК
ИПК поможет защититься от различных рисков и получить исчерпывающую информацию по вопросу, возникшему у налогоплательщика. А самое главное — наличие ИПК освобождает налогоплательщика от ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции и / или пеня), за неправильное применение налоговых норм на практике.
Однако здесь важно учитывать две особенности:
1) ИПК может применяться только налогоплательщиком, которому она предоставлена (п. 52.2 НКУ).
2) применение ИПК не освобождает от обязательства по уплате налогов (п. 53.1 НКУ).
Например, предприниматель действовал на основании ИПК, но при плановой проверке фискалы не согласились с выводами, изложенными в ИПК, и доначислили налоговое обязательство. В этом случае предприятие освобождается от штрафных санкций за неуплату налога, но не от самой уплаты суммы доначисленного налога.
Обобщающая налоговая консультация
Обобщающие налоговые консультации (далее – ОНК) утверждаются приказом Минфина.
Так, Минфин утверждает ОНК в результате:
– периодического обобщения ИПК;
– анализа обстоятельств, свидетельствующих о неоднозначности отдельных норм налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
ОНК подлежат обнародованию на официальном веб-сайте Минфина в течение пяти календарных дней со дня их предоставления (п. 52.6 НКУ).
Последствия применения налоговых консультаций
Налогоплательщик (налоговый агент и/или его должностное лицо), который действовал в соответствии с ИПК, предоставленной ему в письменной форме и зарегистрированной в единой базе ИПК, а также ОНК, не может быть привлечен к ответственности, в том числе финансовой (штрафные санкции и/или пеня), за деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, в частности на основании того, что в дальнейшем такая налоговая консультация была изменена или отменена.
В то же время налогоплательщик и/или налоговый агент, которые действовали в соответствии с налоговой консультацией, не освобождаются от обязанности уплаты налогового обязательства, определенного НКУ (п. 53.1 НКУ).
Кроме того, налогоплательщик может обжаловать в суде приказ об утверждении ОНК или предоставленной ему ИНК как правовой акт индивидуального действия, изложенные в письменной форме, которые, по мнению такого налогоплательщика, противоречат нормам или содержанию соответствующего налога или сбора.
Для контролирующего органа отмена судом приказа об утверждении ОНК или ИНК является основанием для предоставления новой налоговой консультации с учетом выводов суда (п. 53.2 НКУ).
Вместе с тем, ИНК, предоставленная контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31 марта 2017 года (включительно), освобождает налогоплательщика (налогового агента и/или его должностное лицо) от ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеню), за деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31 декабря 2017 года (включительно).
Обращаем внимание, что с 1 января 2018 года ИПК, предоставленная фискалами в письменной или электронной форме до 31 марта 2017 года (включительно), не подлежит применению (п. 39 подр. 10 р. ХХ НКУ).
Ирина Петрусенко
Комментарии