Читати українською

На предприятии остался один директор. Начислять ли ему зарплату

В условиях кризиса многие украинские компании вынуждены «замораживать» свою деятельность. Как оплачивать работу руководителя (директора) в условиях, когда предприятие приостановило свою деятельность, счета закрыты и финансирование отсутствует? Каким образом оформить взаимоотношения с директором? Возможно, ли минимизировать расходы на оплату труда директора? «Минфин» рассмотрел несколько вариантов.

В условиях кризиса многие украинские компании вынуждены «замораживать» свою деятельность.
Фото с сайта 123rf.com

Директор является учредителем предприятия

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы согласно уставу предприятия или другим учредительным документам (ч. 2 ст. 65 ХКУ).

То есть учредитель может управлять предприятием самостоятельно либо через наемного работника.

Если же учредитель будет исполнять некоторые функции по управлению предприятием, не занимая должность директора, то, соответственно, заработную плату начислять, а соответственно и выплачивать ему не нужно. При этом такой нюанс должен быть предусмотрен в уставе или другом учредительном документе.

Для того, чтобы учредитель выполнял функции руководителя, необходимо:

• возложить исполнение обязанностей руководителя на одного из учредителей, указав это в протоколе общего собрания учредителей (либо в решении собственника, если такой учредитель один). В решении следует четко прописать, что такие обязанности возлагаются на учредителя временно и он не становится директором, а только получает право совершать действия от имени юридического лица без доверенности.

• о полномочиях учредителя исполнять обязанности директора необходимо также уведомить:

1) Госрегистратора – подать Заявление о государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице, содержащимся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; и

2) фискалов – внести изменения в Справку о постановке на учет плательщика налогов. Форма № 4-ОПП.

Таким образом, возложение на учредителя обязанностей директора возможно на основании ч. 2 ст. 65 ХКУ, в соответствии с которой собственник предприятия может реализовать свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами. Оформляется возложение обязанностей протоколом общего собрания (или решением учредителя).

Директор – наемный работник

Если же учредитель решает занять кресло директора, то на него будут распространяться нормы трудового законодательства, в частности и обязанность начисления и выплаты заработной платы.

Так, если работник, одновременно являющийся собственником, выполнял определенную работу на условиях трудового договора, заключенного согласно требованиям ст. ст. 21, 24 КЗоТ, то ему начисляется и выплачивается заработная плата (в соответствии с трудовым договором (контрактом)), размер которой не может быть меньше минимального, установленного законодательством.

При этом трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату (ч. 1 ст. 21 КЗоТ).

При этом наемному работнику не может выплачиваться зарплата ниже минимального размера (ст. 95 КЗоТ, ст. 3 Закона о труде). Соответственно, директору предприятия также необходимо выплачивать зарплату, причем не меньше размера минимальной заработной платы (далее – МЗП). Напомним, в 2017 году такой размер составляет 3200 грн. Отказаться от заработной платы директор не может, поскольку этот факт будет рассматриваться как нарушение законодательства о труде.

То есть избежать начисления и выплаты зарплаты, а также уплаты налогов (удержания: НДФЛ – 18 %, военный сбор – 1,5 %; и начисления «сверху» ЕСВ – 22 %) в таком случае не получится.

В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия увольнения его с должности, прочие условия найма по согласованию сторон (ч. 4 ст. 65 ХКУ).

Минимизации расходов на оплату труда директора

В целях минимизации расходов на оплату труда директора ему можно установить режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неделя). В таком случае заработную плату необходимо выплачивать за фактически отработанное время, а следовательно она может быть меньше МЗП.

Но не забывайте при этом с начисленной и выплаченной директору заработной платы уплатить НДФЛ, военный сбор и начислить ЕСВ. Кроме того, за уплаченные суммы налогов необходимо отчитаться, представив налоговый расчет по ф. № 1ДФ и Отчет по ЕСВ.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться