Время «Ч» для банков наступило. К 11 июля финучреждения были обязаны нарастить уставный капитал, минимум, до 200 млн грн. Тем, кто не справился с задачей, придется покинуть рынок.
Сколько банков в зоне риска
Маленьким банкам вышел срок
По последним официальным данным Нацбанка, на 1 апреля из 90 зарегистрированных в Украине банков до планки в 200 млн грн не дотягивали 36.
За последний квартал часть из них все-таки успела внести средства в капиталы. Еще около десяти заявили о намерении докапитализироваться, а 4 — подали документы в Нацбанк на согласование увеличения капитала. Но несколько банков пока не отчитались о докапитализации или планах внести средства. Среди них банк «Центр», «Украинский капитал», «Поликомбанк» и Промышленно- финансовый банк (ПФБ). Всего до нужной планки капитал сейчас не дотягивает примерно у двух десятков банков.
После публикации статьи в «Промышленно-финансовом банке» сообщили «Минфину», что на внеочередном собрании акционеров 17 июня было принято решение о докапитализации банка до 211,8 млн грн. Требования по увеличению капитала финучреждение выполнило в полном объеме и в установленные сроки.
Читайте также: Стоит ли банкам становиться финкомпаниями
Те учреждения, которые не смогут найти деньги, должны будут покинуть рынок. В Нацбанке не переживают о том, что в зоне риска оказалось много банков.
«Мы боимся, что с таким небольшим капиталом эти банки не будут конкурентоспособными. Они станут умирать медленно и болезненно, неся в себе при этом риски для системы»,- констатирует заместитель главы НБУ Катерина Рожкова.
Банкиры согласны с тем, что уход с рынка игроков, которые не в состоянии найти деньги для пополнения капиталов и стать более устойчивыми, пойдет ему на пользу. «Адекватная капитализация каждого отдельного банка очень важна для банковской системы в целом. Если банки не будут докапитализированы и начнут процедуру самоликвидации, это будет иметь положительный эффект для системы, так как сделает ее менее уязвимой»,- говорит глава правления «ОТП Банка» Тамаш Хак-Ковач.
Уход по собственному желанию
У банков, которые не смогут найти деньги для пополнения капиталов, есть несколько вариантов решения этой проблемы. Самый простой, но и самый нежелательный для них — самоликвидироваться. Для этого они должны будут подать заявку в Нацбанк и рассчитаться со всеми клиентами. Чтобы упростить этот процесс, парламент еще в начале весны принял специальный закон. Таким путем уже решили покинуть рынок «Финанс Банк», «Финексбанк» и Инвестиционно-трастовый банк.
«У тех банков, которые не смогут докапитализироваться выхода, по сути, нет. Есть варианты: ликвидироваться, сливаться или продаваться. Теоретически возможно обсуждение варианта получения ограниченной лицензии. То есть банки с маленьким капиталом могут иметь свою специализацию и соответствующую бизнес модель, предусматривающую небольшие риски», — отмечает председатель правления банка Пивденный Алла Ванецьянц.
Банки превращаются…
Даже после принятия решения самостоятельно покинуть рынок, у банков остается выбор. Они могут или полностью прекратить свое существование, или реорганизоваться в финансовую компанию. Последний вариант обязывает финучреждение сдать банковскую лицензию, но не ликвидировать юридическое лицо. После этого экс-банк сможет получить необходимые лицензии в Нацкомфинуслуг.
НБУ оставил подопечным такую возможность главным образом для того, чтобы они смогли сохранить отношения с уже существующими клиентами. При этом требования к финансовым компаниям сейчас значительно ниже, чем к банкам. Уже два небольших банка- «Финансовый партнер» и «Новый» — заявили о том, что намерены ликвидироваться без закрытия юрлица. Пока они только возвращают деньги своим клиентам и аннулируют их платежные карты.
Одно из принципиальных отличий банков от финансовых компаний заключается в том, что последние не имеют права привлекать средства от физических лиц.
«В случае проведения реорганизации, такое учреждение сможет работать на собственных средствах участников или акционеров, или же за счет средств, привлеченных от других юридических лиц или в результате эмиссии ценных бумаг. К примеру, некоторые небанковские финучреждения выпустили облигации»,- говорит эксперт направления небанковских финансовых учреждений проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Иван Вишневский.
Конкуренция на рынке небанковских учреждений довольно высока. Сейчас существует 650 финансовых компаний. Вместе они за последние два года предоставили услуги по переводу средств на сумму более 100 млрд грн, заключили договоры факторинга на сумму более 30 млрд грн, привлекли от доверителей фондов финансирования строительства более 50 млрд грн.
Но даже после трансформации в финкомпанию злоключения маленьких банков вряд ли закончатся. Стратегия развития финансового рынка предполагает, что через какое-то время финансовые компании перейдут из-под либерального надзора Нацкомфинуслуг под жесткое управление Нацбанка. Когда именно это может произойти, пока точно не известно, так как принятие соответствующего закона постоянно откладывается.
Новые партнерства
Еще одним выходом для банков, которые не смогут уговорить акционеров пополнить их капитал, может стать объединение друг с другом. Принятый закон упростил и эту процедуру. Если раньше она могла длиться несколько лет, то теперь должна занимать всего пару месяцев. Тем не менее, пока желающих объединиться совсем немного. О таком намерении заявили только Индустриалбанк и Экспресс-банк, которые и так входят в одну группу. Участники рынка рассказывают, что причина нежелания банков объединяться кроется не столько в сложности этого процесса, сколько в нежелании договариваться об условиях слияний.
Акционеры банков, которые сами не смогли найти средства, могут также привлекать новых партнеров. Однако в результате собственник рискует потерять полный контроль над учреждением.
«Для существующих акционеров оптимальной является докапитализация за счет собственных средств. Альтернатива – поиск нового инвестора. Но при этом существующему инвестору придется смириться с размытием доли или утратой контроля. Слияние – наименее вероятный сценарий, ввиду различий в финансовом состоянии и бизнес-моделях банков, а также бизнес-интересах их акционеров»,- говорит член правления, операционный директор Идея Банк Олег Луценко.
Участники рынка сомневаются, что в нынешних условиях, когда банки постоянно несут большие убытки, найдется много потенциальных инвесторов, готовых вкладывать в них средства. «Привлечение внешних инвесторов в банковский сектор считаю достаточно сложным. Инвестиции в мелкие финансовые учреждения довольно сомнительны, учитывая достаточную насыщенность банковского рынка и очень медленные темпы роста экономики страны», — говорит Алла Ванецьянц.
Деньги нужны будут и дальше
Но на 200 млн грн «денежная эпопея» для банков не заканчивается. По требованию Нацбанка они и дальше будут обязаны увеличивать свои капиталы. Действующий график докапитализации предусматривает, что до 11 июля 2024 года на рынке не должно будет остаться учреждений с капиталом меньше 500 млн грн. Поэтому банкам все равно придется искать деньги.
«Наращивать капитал до этого уровня целесообразно при условии, что банк имеет бизнес-модель, которая позволяет зарабатывать в нынешней рыночной ситуации. Если такой бизнес-модели нет, то сохранять банк абсолютно бессмысленно. И необходимо искать наименее „травматичный“ способ выхода из рынка»,- говорит председатель правления Укрсоцбанка Тамара Савощенко.
Скорее всего, собственникам и дальше придется искать деньги для своих банков самостоятельно, так как процессы слияния и поиска новых партнеров оказались не очень популярными. «Это могут быть только собственные средства действующих акционеров, включая возможность реинвестиции дивидендов из прибыли банка, или необходимо „впустить“ новых инвесторов. Чудес не бывает»,- констатирует Олег Луценко.
Наверняка собственники ряда банков в будущем откажутся от постоянного поиска средств для докапитализации. Поэтому рынок может покинуть еще некоторое число банков. Эксперты считают, что это не опасно, настаивая на необходимости укрепления системы. «По своей экономической сути банковский капитал несет в себе две основные функции: развития и покрытия банковских рисков. Исходя из вышесказанного, капитализация банковской системы позволит повысить финансовую устойчивость банка, а также и получить дополнительные ресурсы для кредитования реального сектора экономики Украины, — говорит начальник управления риск-менеджмента Индустриалбанка Александр Марковский. По его словам, сейчас доля активов банков, капитал которых меньше 500 млн. грн, является незначительной, так что их уход не вызовет ненужной турбулентности на финансовом рынке.
Елена Губарь для «Минфина»
Комментарии - 5
ГЛАВА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА ПАТ «ВЕРНУМ БАНК» НАТАЛЬЯ ИГНАТЧЕНКО ОПРОВЕРГАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА «МИНФИН» 11 июля 2017 года на финансовом интернет-портале «Минфин» появился материал «Сколько банков в зоне риска», в котором ПАТ «Вернум банк» упомянут среди тех банков, которые «не отчитались (перед НБУ) о докапитализации или планах внести средства». От имени Правления и Наблюдательного Совета ПАТ «Вернум Банк» официально заявляю: изложенная в материале информация в отношении банка является абсолютно не соответствующей действительности. 7 июля текущего года Национальный Банк Украины согласовал новый уставной капитал ПАТ «Вернум Банк» в размере 210 млн. грн., который превышает минимальный размер, установленный регулятором (200 млн. грн.) Мы призываем украинских деловых журналистов более тщательно подходить к проверке фактов, обнародование которых может существенно повлиять на доверие клиентов – нынешних и потенциальных – к финансовому учреждению. При этом Правление и Наблюдательный Совет ПАТ «Вернут Банк» подтверждает свою открытость к сотрудничеству с журналистами и готовность предоставлять им всю необходимую информацию для объективного освещения событий на банковско-финансовом рынке Украины. Глава Наблюдательного Совета ПАТ «Вернум Банк» Игнатченко Наталья Николаевна