Читати українською

FinWin 2017 определил важнейшие факторы развития экосистем и маркетплейсов

Второй ежегодный форум FinWin, организованный FutureBanking.ru, стал международным – кроме крупнейших российских банков на нем выступили главы крупнейшей в Казахстане экосистемы Kaspi и самого быстрорастущего e-commerce проекта из Хорватии.

Второй ежегодный форум FinWin, организованный FutureBanking.ru, стал международным – кроме крупнейших российских банков на нем выступили главы крупнейшей в Казахстане экосистемы Kaspi и самого быстрорастущего e-commerce проекта из Хорватии.

Председатель правления Kaspi Михаил Ломтадзе рассказал, как банк превратился в казахстанский Alibaba. Экосистема Kaspi.kz в Казахстане включает в себя несколько онлайн-порталов, в которые, помимо основного сайта, входят «Колеса» (автомобили) и «Крыша» (недвижимость), а также офлайн-продажи. Сейчас у Kaspi более 5 млн клиентов при 18 млн населения в стране. Ассортимент насчитывает около 30 тыс. позиций, средний чек — 300 долларов.

Анита Лацманович, CEO Abrakadabra.com, самой быстрорастущей e-commerce-платформы в Хорватии, поделилась с банками своим опытом развития онлайн-продаж. Платформа запустилась в 2015 году и за 9 месяцев вышла на второе место среди ритейлеров в стране. Причину успеха глава Abrakadabra.com видит в большой базе данных клиентов – в группу Agrokor, частью которой является онлайн-платформа, входит 102 компании, и важно было правильное таргетирование предложений. Также для поддержки такого роста и работы с этой базой важна была технологическая платформа, которой стала SAP Hybris.

О взгляде на стратегию построения экосистемы со стороны совета директоров и менеджмента рассказал Александр Филатов, член совета директоров Бинбанка. В стратегии группы «СафМар» – создание вертикально-интегрированной экосистемы из входящих в нее компаний, технологическим интегратором в которой должен стать недавно созданный «легкий банк» B&N digital.

Основатель и президент Eqvilibria Артур Атабекян представил умного бота «Экви», с помощью можно отправиться в путешествие, например, на музыкальный фестиваль. В форме легких вопросов бот позволяет купить билеты, забронировать отель и выбрать ресторан. У бота есть даже свой пресс-секретарь – тоже бот.

Директор управления коллекшн бюро кредитных историй Equifax Анастасия Малявская рассказала о маркетплейсе для решения задач самих банков, представив Equifax PRISMA – прозрачный маркетплейс плохих долгов.

В ходе панельной дискуссии «Как построить лучшую экосистему для пользователя?» состоялся обмен мнениями о том, какая из отраслей может претендовать на основное внимание клиента. Кирилл Кузнецов, генеральный директор «Московского социального регистра» в качестве лучшего интерфейса для платежей граждан видит сайт Mos.ru и призвает банки активней к нему подключаться. Директор холдинга «Банки.ру» Динара Юнусова считает, что клиент будет у того, у кого есть трафик: «Странно ожидать, что сайты с посещаемостью менее миллиона человек смогут стать таковыми». Председатель правления Kaspi Bank Михаил Ломтадзе выразил мнение, что вообще неправильно ставить вопрос в зависимость от отрасли: «Вопрос больше, что в голове у людей, насколько сильная команда и [есть ли] акционеры, которые готовы вкладывать деньги, инвестировать, рисковать и нанимать лучших людей, чтобы они делали крутые продукты. К сожалению, в большинстве банков и мобильных операторов ни того, ни другого нет». С ним согласился руководитель управления развития мобильных сервисов Тинькофф Банка Максим Евдокимов: «Это вопрос того, насколько качественно это будет предложено и насколько тесным является контакт между потребителем и поставщиком этого единого окна. … Когда это на взаимном доверии, а может быть, даже, и любви». Александр Магомедов, коммерческий директор «Яндекс.Деньги», добавил, что без каких-то партнерств делать качественный сервис невозможно: «Допустим, ассортимент платежных методов, провайдеров услуг бессмысленно собирать вручную самостоятельно – берешь у агрегатора сразу пачкой, и всё».

Советник президента, руководитель FinTech-проектов НАУФОР Екатерина Андреева заметила, что большой вклад в развитие финансовых онлайн-услуг должен внести закон об удаленном открытии счетов: «У наших участников полтора года назад появилась возможность открывать счета дистанционно. … Для нас это был прорыв – от 20 до 100%, в зависимости от компании, сейчас счетов открывается онлайн». Она также добавила, что происходит проникновение инвестиционных услуг в другие отрасли: «Союзы, которые, мы видим и которые выйдут на рынок в ближайшее время – это и электронные провайдеры платежей, и другие компании, которые вы даже не представляли, что могут предлагать вам акции и облигации. Вот за этим, собственно будущее – за выходом на новые масштабные аудитории, которые будут между собой «жениться»». Директор по маркетингу компании «БКС Брокер» Руслан Смирнов поддержал мнение, что «одного окна» не будет, и нужно дать возможность клиенту покупать акции там, где ему удобно – будь то брокер, банк, мобильнй оператор или кто-то еще. Именно для этого компания развивает открытую платформу с доступом к бирже в парадигме broker-as-a service, удвоив за счет партнерств количество клиентов за год, в том числе благодаря банку Тинькофф.

Андрей Сокольский, член правления и директор департамента развития розничных продаж Росбанка, считает, что важно не делать ставку на что-то одно – развивать партнерские продажи, создавать лабораторию инноваций или проводить хакатоны. «Ты не знаешь заранее, что реально выстрелит», – заметил он. Поэтому Societe Generale в рамках группы проводит много таких активностей. Тему взаимодействия со стартапами в своем выступлении затронул и Андрей Попов, член правления, руководитель дирекции информационных технологий Райффайзенбанка: «Банку, если он действительно хочет стать игроком и каким-то оркестратором в этой области, нужно задумываться о том, какие ценности для клиента он создает, а не о том, какой продукт он ему продает. Это как раз тот фокус, на который мы хотим сделать упор. И я считаю, что тот метод, который мы выбрали – партнерская работа с финтехами и стартапами – как раз этому очень сильно помогает».

В этом году большое внимание на форуме было уделено развитию дополнительных услуг для бизнеса – банки активно развиваются в этом направлении. Сергей Паршиков, директор проектов дивизиона «Цифровой Корпоративный Банк» Сбербанка, рассказал о магазине небанковских сервисов для корпоративных клиентов, в котором сейчас подключено 15 сервисов. Заместитель генерального директора по стратегии и развитию FINTENDER.RU Максим Архипов выразил мнение, что в экосистеме главным является клиент, а не банк, и выделил 5 аспектов в рамках решения задач клиента, которые решает компания с помощью созданного ей единого пространства решений для участников закупок. Генеральный директор компании «Моё дело» Сергей Панов, рассказывая, как изменилось восприятие компанией места онлайн-бухгалтерии в экосистеме малого бизнеса, также подчеркнул, что если раньше компания видела себя центром экосистемы, то теперь считает себя просто одной из ее частей. Главное в экосистеме, по его мнению, – лояльность клиента. «Сейчас наши клиенты остаются с нами дольше, чем, в среднем, те же клиенты в банках. И главное наше предложение банкам – при интеграции, если у клиента открыт счет в банке и одновременно заведено «Моё дело», он дольше живет и у вас», – отметил Сергей Панов.

Представители компании EPAM заместитель генерального директора Артак Оганесян и руководитель направления «Розничные банки» Алексей Лебедев объяснили, как сделать на основе банка инфосреду для малого и среднего бизнеса, основываясь на опыте разработок компании для Сбербанка, Альфа-Банка и других крупнейших финансовых организаций России и не только.

Директор проектов департамента развития и продаж малого бизнеса Банка «Уралсиб» Андрей Щенников выразил мнение, что идея маркетплейса для малого бизнеса работает плохо, и правильнее создавать «экосистему интерфейсов». Директор по развитию продуктов и технологий Блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Иннокентий Воловик считает, что маркетплейс построить можно, но только работая в идеологии стартапа – работая по Agile и опробуя иди на небольших быстрых проектах.

Генеральный директор Artsofte Николай Адеев считает, что у банков есть ряд заблуждений при формировании маркетплейсов – что банк владеет клиентом, что для их создания нужна отдельная витрина, что им должен заниматься бизнес отдельно от ДБО, и что маркетплейс можно заказать «из коробки». Старший бизнес-консультант «БПЦ Банковские Технологии» Олег Пацианский подробно раскрыл ряд возможностей и преимуществ, которые дает маркетплейс для бизнеса: «Маркетплейс все-таки превращается, во-первых, в экосистему завоевания клиента, а во-вторых, его удержания, и, в некоторых случаях, возвращения обратно, если вам не повезло и вы его потеряли».

Панельная дискуссия о том, какие услуги нужны предпринимателю выявила расхождение во взглядах на этот вопрос со стороны разных игроков финансового рынка. Юрий Устинов, руководитель направления нефинансовых сервисов Альфа-Банка, считает, что основные преимущества банка – это доверие и умение управлять рисками, и сервисы предпринимателю нужны именно связанные с этим, а не с чем угодно, что это подтверждается исследованиями. Компания «Моё дело», по словам директора по продукту Анастасии Моргуновой, тоже проводила исследования среди предпринимателей, и выявила, что от банков они ждут, прежде всего, низких тарифов, удобного снятия наличных и сокращения ручного труда. «Я хочу заработать, понести при этом минимум расходов, заплатить минимум налогов, обналичить. Поехать отдыхать», – просуммировала она потребности руководителя малого бизнеса. Генеральный директор краудсорсинговой площадки StartTrack Константин Шабалин, напротив, говорит, что главный запрос, который он видит со стороны предпринимателей – помощь в построении стратегии, а комиссии не столь важны. Генеральный директор VentureClub Елена Привалова несколько примирила стороны, напомнив, что ее компания, как и StartTrack, больше работает со стартапами, а Альфа-Банк – с уже сложившимися бизнесами, которые в перспективе, в случае успеха, превращаются в корпорации, и это три разные экосистемы, которым нужны разные услуги.

Взгляд на экосистемы и маркетплейсы со стороны технологий был представлен в заключительной сессии форума. Андрей Аристархов из Сбербанка рассказал о развитии системы открытых интерфейсов в банке. Open API в Сбербанке будет самостоятельным банковским продуктом, позволяющий сторонним разработчикам

создавать свои решения. Что находится «под капотом» маркетплейса, раскрыл руководитель проекта Tarantool Data Grid Mail.ru Group Денис Аникин. По его словам, опыт многих компаний показывал, что критически важна платформа для работы с данными о клиенте, и она должна быть построена на уже зарекомендовавшей себя в вебе системе виртуализации данных.

На форуме также состоялся конкурс проектов для финансовых экосистем, в котором приняли участие: «Технософт», «Арт-Банк», Freedom24.ru, «Мой Брокер», iQChannels, «Мой капитал», «Альткрафт», BrainySoft, 7 Seconds, «Оператор Кредитных Заявок», «Деньги в дело», VentureClub.

Звание «Самый перспективный проект для экосистемы» получили: «Альткрафт», «Мой Брокер» и iQChannels. Приз зрительских симпатий завоевал проект «Мой капитал».

Голосование было проведено с помощью Telegram-бота с искусственным интеллектом, которого организаторы FinWin 2017 «рекрутировали» уже второй раз (первый – на FinNext 2017). Помимо обеспечения голосования, вопросов на сцену, расписания и инструкций по проходу в Digital October в сложных условиях ремонтируемого города, бот способен развлечь участника остроумными ответами. Создатель платформы – Виктор Куряшкин, автор моделей – Светлана Куряшкина.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться