Юрист ICF Legal Service Иван Маринюк рассказал в комментарии «Минфину» о новшествах в международном налоговом законодательстве, с которыми в скором времени придется столкнуться украинскому бизнесу.
Новые правила для международного бизнеса
Совсем недавно 68 стран приняли стратегически важную Конвенцию в рамках BEPS (MLI Конвенция). Она вносит правки в межгосударственные соглашения об избежании двойного налогообложения (DTT), тем самым существенно усиливая их положения. Поэтому бизнесу уже сейчас необходимо провести консультации со своими юристами и проанализировать действующие структуры компаний, чтобы быть готовым к новым изменениям.
Положения MLI Конвенции влияют на перемещение капиталов, поэтому целесообразно более детально остановиться на правилах взимания налога на репатриацию (WHT).
Напомним, что BEPS – это размывание базы налогообложения и перемещение прибыли в низко/безналоговые юрисдикции. Активная борьба с этим явлением на международном уровне началась с 2013 года и представляет собой разработанный план из 15 мер.
С 1 января 2017 года Украина присоединилась к Плану BEPS и уже разработала Дорожную карту по его реализации. Среди впрочего Украина планирует предпринять меры по улучшению и укреплению положений своих DTT (меры №6 — Treaty abuse) путем двухсторонних переговоров или принятия многостороннего инструмента (MLI Конвенции). Сейчас пока еще не известно, какой именно путь выберет Украина, поэтому будет проводится анализ текущей ситуации до начала 2019 года.
Мера №6 направлена на борьбу с «treaty shopping» – ситуация, когда используется кондуитная компания, фактически не осуществляющая никакой реальной хозяйственной деятельности. Обычно она вводится в структуру компаний только для получения налоговых выгод по DTT (Модель 1).
Подобного рода корпоративные структуры на протяжении многих лет помогали бизнесу существенно сэкономить на налогах при выплате пассивных доходов (WHT на дивиденды, проценты, роялти, прирост капитала). Действительно, отличное и простое решение для бизнеса, однако сейчас это уже не действует.
Как новые правила будут противостоять «treaty shopping»?
В MLI Конвенции предусмотрено два подхода:
- тест основной деятельности («Principal Purpose Test»);
- ограничение выгод («Simplified Limitation on Benefits Provision).
Присоединившиеся государства могут выбрать один или оба подхода.
Поэтому, если инвестор не пройдет вышеуказанные тесты, он не сможет применить льготные ставки по DTT.
Principal Purpose Test(«PPT»)
Идея данного подхода заключается в том, что выгоды по DTT не будут предоставлены, если на основании всех текущих фактов и обстоятельств будет доказано, что получение выгоды было одной из основных целей договоренностей или транзакций, которые в результате прямо или косвенно привели к выгоде. Ключевой мишенью этого положения будут простые корпоративные структуры с кондуитной компанией (модель 1), а также более усложненные структуры с несколькими кондуитными компаниями, преследующие налоговую оптимизацию.
Данный тест схожий по своей природе с широкоприменимой мировой практикой General anti-avoidance rule (доктрина деловой цели операций), с чем у многих предпринимателей возникал вопрос на локальном уровне.
При применении льготных ставок и доначислении налоговых обязательств фискальные органы учитывают следующее:
- самостоятельность принятия решений директорами иностранных компаний;
- наличие полномочий по распоряжению доходом;
- признаки ведения деятельности (персонал, офис, общехозяйственные затраты);
- получение экономической выгоды;
- несение коммерческих рисков в отношении активов;
- характер денежных потоков:
- деятельности группы в целом (вся Модель 1).
Также в мировых тенденциях прослеживается ужесточение требований при выдаче сертификатов резидентности (как основание для применения льготных ставок по DTT) заявителям, получающим пассивные доходы. Например, в Гонконге необходимо не только формально соответствовать требованиям закона, но и следует также иметь экономическое присутствие. В случае возникновения сомнений у фискальных органов Гонконга, они могут запросить дополнительные документы перед выдачей сертификата, а 10% заявок завершаются отказом. Поэтому рекомендуется обзавестись физическим офисом, банковским счетом в Гонконге и персоналом с обязанностями.
Simplified Limitation on Benefits Provision («S-LOB»)
Положения S-LOB вносит новые краски в правовое регулирование и побуждает бизнес больше креативить. Так, выгоды по DTT могут получить только прошедшие S-LOB тест «квалификационные индивиды». Компания, претендент на выгоды, должна владеть не меньше полугода по крайней мере 50% акций другого лица.
В случае не прохождения основного теста, возможны другие отдельно применимые друг от друга тесты S-LOB: осуществление активной бизнес-деятельности, бенефициарное владение (6 мес.+) 75% долей компании и др.).Таким образом, претенденту на льготные ставки необходимо вооружиться всевозможными «шаманским бубнами» и быть крайне убедительным для контролирующих органов, чтобы достичь желаемого.
Когда начнут действовать новые правила?
Новые правила для страны-участницы вступят в силу только после ратификации MLI Конвенции, однако не раньше 1 января 2018 года (срок касается только WHT).
Что следует предпринять?
1. Наполнить бизнес реальностью, тем самым доказав фактическое существование бизнес-организма со всеми процессами: экономический эффект и обоснованность операций, коммерческие риски, офис, персонал, реальные общехозяйственные затраты, подтвержденные платежками, чеками и даже транспортными билетами.
2. Всем, кто ведет бизнес с PPT странами, необходимо учитывать практические PPT подходы фискальных органов и стараться не выглядеть в их глазах правонарушителями.
3. Бизнесу, имеющему дело с S-LOB странами, важно проанализировать соответствуют ли они фактически квалификационным критериям S-LOB.
4. Осознать и быть готовым, что «быстро, просто и дешево» уже не будет.
Комментарии - 1