В конце апреля в Киеве при Министерстве инфраструктуры состоялась встреча с делегацией из Ирана. Стороны довольно эффективно провели время, договорившись о запуске пробного поезда из Украины в Иран, причем, через несколько месяцев. Владимир Омелян уже успел заявить о том, данный проект поможет Украине стать надежным транзитным мостом между европейскими, азиатскими государствами и странами Востока, но у некоторых чиновников и экспертов оптимизма явно поменьше. Присутствует здравый скепсис относительно будущего транспортного коридора вплоть до принципиальной возможности его реализации. Рассмотрим все моменты подробнее.
Украина запустит грузовой поезд в Иран — как, зачем и чем интересен новый маршрут?
Проблемы и перспективы нового направления
Первая, и самая очевидная трудность, с которой придется столкнуться идеологам проекта – отсутствие необходимых 160 км железнодорожных путей на территории Ирана. Строительство участка Казвин – Решт – Астара завершиться только через 2 года, а пока ни контейнерные, а, тем более негабаритные перевозки осуществить невозможно. Казалось бы! Но в МИУ нашли выход из ситуации.
По словам чиновников, они и не планировали отправлять железнодорожный состав прямо по территории Ирана. Поезд доедет до портов Азербайджана, а дальнейшие действия зависят от «тары». Если грузоотправитель использует контейнеры, то проблем почти нет – их можно быстро перегрузить на автотранспорт и доставить до пункта назначения. Актуальными остаются только два вопроса – чьи это будут контейнеры и получится ли загрузить их по обратному маршруту?
Однако в Министерстве планируют, что основной груз, который будет перевозиться в Иран из Украины – это зерно в вагонах. Пока ветка Казвин – Решт – Астара не построена, поезд доедет только до азербайджанских портов в Баку или Аляте. Там зерно перевалят на сухогрузы, которые морем доставят его в Амирабад или Энзели – порты Ирана.
Естественно, после ввода в эксплуатацию ЖД станции в Астаре, процесс заметно облегчиться. Сегодня же, других вариантов доставки, кроме описанных выше, просто не существует. Но, допустим, что проект стартует, пробный прогон пройдет успешно, и направление будет считаться открытым. Даже в самом оптимистичном сценарии остаются два вопроса: что повезем и какой тариф?
Планы на будущее
В МИУ утверждают, что Иран сильно интересует международные перевозки зерновых, иначе говоря, импорт из Украины в размере около 2 миллионов тонн за сезон. В целом страна завозит почти 12 млн тонн зерна в год, закупая его в ЕС, РФ и Бразилии, поэтому перспективы отечественного товара при условии сохранения высокого качества и конкурентной цены, явно существуют.
Также налаживание торговых отношений с Ираном поспособствует загрузке Транскаспийского направления, по маршруту которого находятся страны, интересующиеся украинской продукцией. Да и проработка каналов поставки иранской нефти – тоже потенциально полезное дело.
Вопрос остается в рентабельности направления. В данный момент специальный тариф действует только на Транскаспийском коридоре целиком. Получив подобные условия движения по отдельным участкам пути, можно говорить об экономической целесообразности предприятия. Но для начала представителям Украины необходимо договориться о секторальных тарифах, к примеру, по направлению Украина-Азербайджан. Здесь нужно понимать, что скидку делает не страна, а конкретная железная дорога или порт. Так что нашим дипломатам придется применить максимум умений.
Комментарии