Создание единой службы для борьбы с финансовыми преступлениями затягивается на неопределенное время. Принятие соответствующего закона – один из структурных маяков меморандума о сотрудничестве с МВФ. От него, в том числе, зависит успешное завершение четвертого пересмотра программы сотрудничества с Фондом, который запланирован на 15 мая этого года. Именно поэтому Украина обязалась принять закон о финразведке уже к концу апреля 2017 года. Но в сроки опять не уложилась.
Когда в Украине появится служба финансовых расследований
Несколько депутатов подали проект закона о создании такого ведомства еще в марте прошлого года. В начале весны 2017- го его даже собирались вынести на рассмотрение парламента. Но 13 апреля Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики вернул его на доработку.
Помочь законодателям решил Кабмин. Министерство финансов взяло за основу депутатский законопроект и разработало свой собственный. Правительство одобрило документ еще в марте, но дело снова застопорилось. Сейчас проект изучает Национальный совет реформ. В лучшем случае его закончат анализировать к середине мая, и после этого отправят в парламент.
В худшем — документ вернут на доработку, и вопрос финразведки снова попадет в долгий ящик. Так что правительству придется снова уговаривать МВФ перенести дедлайн на более поздний срок, чтобы получить запланированные $2 млрд.
Пока Совет определяет, что делать с документом дальше, советник министра финансов Сергей Коваленко и представители адвокатских кругов рассказали о главных новациях закона. «Минфин» выбрал главное.
Зачем нужна финразведка
Сейчас борьбой с финансовыми преступлениями занимается 4 госоргана: Налоговая милиция, Департамент защиты экономики Нацполиции, Департамент контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ и Прокуратура. Общая численность сотрудников этих органов — 15 000 человек.
Эффективность у нынешних структур откровенно «хромает»: из 8748 уголовных дел, открытых в 2016 году, в суд с обвинительным актом передали всего 796. При этом из-за отсутствия состава преступления было закрыто 1947 дел — то есть почти четверть. Ведомствам по борьбе с финприступлениями удалось вернуть государству 419,5 млн грн в 2016 году. При этом на содержание одной только налоговой милиции в прошлом году власти потратили 562,2 млн грн.
«Налоговая милиция реально нанесла больше ущерба, чем она приносила пользы и для бюджета, и для Украины в целом», — утверждает старший партнер KM Partners Александр Минин.
Ежегодно открывается несколько тысяч дел об уклонении от уплаты налогов. Из них до судов доходит 1%. По словам Минина, в прошлом году в Украине суды вынесли всего 34 обвинительных заключения по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов.
Новые люди
По словам советника министра финансов Сергей Коваленко, цель законопроекта — создание органа, который сможет комплексно и эффективно противостоять экономическим преступлениям и прекратит давление на бизнес. Он также должен прекратить дублирование функций нескольких ведомств. Служба финансовых расследований будет соединять в себе оперативную и аналитическую функции. Но акцент будет сделан на последней.
Для этого в Службу наберут принципиально новых людей, аналитиков. Штат всего агентства будет составлять не более 3500 человек. Они будут работать в 7 территориальных управлениях.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский утверждает, что квота для экс-сотрудников, работавших в старых ведомствах, составит до 25% для Налоговой службы и 5% — для остальных.
Все кандидаты будут проходить тест на полиграфе и «сложные психофизические» испытания. Зарплата для сотрудников, прошедших отбор на должность детектива, составит от 32 000 грн. Для высшего эшелона официальный оклад может достигать 64 000 грн. Но за счет надбавок зарплата может увеличиться в два раза.
Полномочия
Правительственный законопроект передает новосозданному ведомству все полномочия налоговой милиции. Кроме того, оно будет заниматься расследованиями дел по 13 статьям, которыми сейчас занимается Национальная полиция. Они касаются, в том числе, преступлений в банковской сфере, при финансировании политических партий, обороте подакцизных товаров и нарушений на рынке ценных бумаг.
По утверждению Коваленко, достаточно много преступлений, косвенно связанных с экономикой, также будут подпадать под юрисдикцию Службы финансовых расследований. Например, мошенничество и расхищение собственности при злоупотреблении служебным положением.
Комментарии - 3
И квоту они тоже найдут способ без особых проблем обходить и будет у них как в нашей перекрашенной милиции — под 70% старых «проверенных кадров». Только вот тут местечка намного теплее наклёвываются, так что борьба за них будет нешуточная. Вангую резкое увеличение благосостояния членов отборочной комиссии.
Добавлю — подобных органов создано гораздо больше, чем при злочынiй владi, на порядок больше чем в УССР, но конкретные вопросы решать некому, один пиар.
Вот конкретный случай.
Пропала целая инвесткомпания — КУА «Пiоглобал Ессет Менеджмент», не рассчитавшись с инвесторами фондов Конкорд Достаток, КонкордСтабильность.
С ноября 2016-го неоднократно обращаюсь в Нац.Комиссию (НКЦБФР), которая по закону контролирует и регулирует деятельность таких КУА, выдает им лицензии и осуществляет процедуру вывода их с рынка. За полгода результат нулевой, ничего реального не предприняли. А в этой госструктуре, между прочим, работает не менее 500 чел., которые получают деньги из бюджета. На обращение в НацПолицию (новую, красивую, распиаренную) от 17.01.2017 не получил до сих пор никакого ответа, НИЧЕГО не делают: мошенников не привлекают к ответственности, хотя я им даже фамилии жуликов сообщил. Нардеп с моего округа за 2 месяца также пока не дал никакого ответа.
Вопрос — это страна или ЧТО???