Первого апреля граждане закончили подавать электронные декларации об имуществе и доходах, полученных в прошлом году. Это уже второй этап кампании. Впервые граждане отчитывались по итогам 2015 года.
Е-декларирование 2017: кого накрыла вторая волна, а кого — нет
В нынешнем году ряды декларантов пополнило около миллиона украинцев.
Впервые электронные декларации заполняли:
1) депутаты всех местных советов (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов);
2) государственные служащие категории «В»: специалисты, ведущие и главные специалисты в органах исполнительной власти, прочие должностные лица, уровень которых ниже руководителей структурных подразделений и их заместителей;
3) должностные лица органов местного самоуправления категорий 4-7. К ним относятся руководители управлений и отделов исполкомов, секретари горсоветов, городские головы городов районного значения, головы сельских и поселковых советов;
4) должностные лица и служащие вооруженных сил Украины, Госспецсвязи и других военных формирований;
5) должностные лица и служащие органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, других государственных органов;
6) лица рядового или управленческого состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, подразделений гражданской защиты ГБР, НАБУ;
7) все полицейские;
8) должностные лица юридических лиц публичного права – те кто исполняет административно-хозяйственные или организационно- распорядительные функции в государственных и коммунальных предприятиях, учреждениях и организациях.
Спорный вопрос
С 2011 года многие ведомства пытаются очертить круг работников юридических лиц публичного права, которые обязаны подавать декларации. По этому вопросу до сих пор много разночтений. Проблемой занималась Государственная инспекция Украины по вопросам труда, Министерство юстиции, а также Национальное агентство Украины по вопросам предупреждения коррупции. СМИ пестрели публикациями о правомерности законодательных требований, касающихся подачи деклараций руководителями предприятий.
Точку в данном вопросе должно было поставить Национальное агентство Украины по вопросам предупреждения коррупции. На его официальном сайте опубликовано разъяснение (утвержденное решение от 11.08.2016 №3). В документе сказано, что требования об обязательном декларировании доходов распространяются не только на руководителей предприятий, но и на других работников, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Это, прежде всего, главные бухгалтера, начальники цехов, заведующие складами, мастера, бригадиры и прочие. Главный критерий — «объем соответствующих функций и обязанностей, которые выполняет тот или иной сотрудник».
Однако проблему это не решило. Право определять этот объем было отдано «на откуп» администрации работодателя. В результате свое добро в «добровольно-принудительном» порядке декларируют и люди, от которых закон этого не требует.
Что говорит Хозяйственный кодекс
В части третьей статьи 65 Хозяйственного кодекса Украины говорится, что должностными лицами предприятия являются его руководитель, главный бухгалтер, члены наблюдательного совета (если он есть), члены исполнительного совета и других органов управления предприятием, а также прочие лица, которые определены в его уставе.
Это значит, что независимо от объема функциональных обязанностей, закрепленных в должностных инструкциях, работники обязаны подавать декларации только в том случае, если они являются:
а) руководителем предприятия;
б) главным бухгалтером;
в) членами набсовета какого-либо предприятия, независимо от основного места работы;
г) являются членами исполнительного органа и других органов управления предприятия;
д) закреплены в уставе, как должностные лица.
Бюджетники, которые не должны декларировать доходы:
1) должностные лица учреждений культуры и искусства, государственных и коммунальных театров, музеев и прочее;
2) должностные лица государственных и коммунальных учреждений в других сферах, например:
— социального обслуживания населения: социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, социальной защиты ветеранов войны и участников антитеррористической операции;
— науки;
— восстановления и сохранения национальной памяти;
— физической культуры, спорта, национально-патриотического воспитания;
3) должностные лица государственных и коммунальных организаций здравоохранения сельского и поселкового подчинения;
4) должностные лица прочих организаций здравоохранения, если они не являются их руководителями;
5) должностные лица государственных и коммунальных дошкольных и школьных учебных заведений;
6) должностные лица высших учебных заведений ниже уровня руководителей и их заместителей в этих учебных заведениях.
Субъектами е-декларирования не являются:
1) работники государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, например:
— секретари;
— стенографисты;
— архивариусы;
— делопроизводители;
— охранники, если они не выполняют организационно-распорядительские или административно-хозяйственные функции;
2) военнослужащие срочной службы;
3) должностные лица частных предприятий, даже если в них есть доля государственной или коммунальной собственности;
4) государственные и частные нотариусы и адвокаты.
Комментарии - 3
Правильная ли это стратегия? Думаю да. Это единственный вариант побороть серые ЗП и коррупцию.
Вижу, что нужно директорам предприятий. Это только юрикам или ФОПам тоже?
Но думаю не за горами тот момент, когда и ФОПам придется, а потом и всему работающему населению страны.